11.03.2023
<-назад в раздел
Преподобный Никодим Святогорец: Слово о Страшном Суде
ПОУЧЕНИЕ XI
О том, насколько великим будет грядущий Судный День:
1. По причине того, кто будет собран на нем.
2. По причине того, что будет исследовано на нем.
3. По причине вынесенных на нем решений.
1
Задумайся, возлюбленный, над тем, что после кончины нынешнего мiра настанет последний день всемирного и всеобщего Суда, который в Священном Писании часто именуется великим[1], ибо он будет исключительно великим по трем причинам: 1) кто будет собран на этот Суд, 2) что будет исследовано на нем, и, наконец, 3) что будет на нем решено.
Итак, оный день будет великим по причине того, какие лица соберутся на нем, ибо тогда перед оным страшным Судьей предстанут все Ангелы, все бесы и все люди от Адама вплоть до последнего человека. Представь теперь в своем уме некое громадное и просторнейшее место, которым будет долина Иосафата, как сказано: «Да востанут и взыдут вси языцы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду разсудити вся языки яже окрест» (Иоил. 3, 12), а на воздухе над этим местом вообрази себе трон из облаков, на котором воссядет Судия Иисус Христос с таким величием (из-за Своей Божественной природы) и с такой славой (из-за Своего обоженного человечества), что солнце, луна и звезды небесные померкнут пред Его сиянием: «Солнце и луна померкнут, и звезды скрыют свет свой» (Иоил. 3, 15). А все бесы, неверующие и подлежащие осуждению грешники, пораженные Его величием и устрашенные Его славой, будут принуждены и против воли преклонить колени и воздать Ему поклонение: «О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» (Фил. 2, 10). Рядом с Ним будет стоять, во-первых, Его Пренепорочная Матерь, которая воссядет на троне, достойном чести Царицы, по написанному: «Предста царица одесную Тебе» (Пс. 44, 10), а по другую сторону будут стоять все ангельские чины и все от века святые и праведники, тела которых будут иметь такую славу и сияние, что каждый из них, подобно солнцу, мог бы просвещать всю землю: «Тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их» (Мф. 13, 43). И Ангелы явятся светлее солнца, чтобы еще больше почтить святых и еще сильнее устрашить грешников. А в последнюю очередь там предстанут все бесы, нечестивые и осужденные грешники[2], пришедшие вне себя от страха, дрожащие, отлученные от благих, которые тоже будут находиться в своих телах, но, о насколько сильно они будут отличаться от тел праведников! Ибо их тела окажутся зловонными, грязными, черными, обезображенными, жалкими и чудовищными, так что каждое из них будет для этих несчастных душ еще одним адом[3].
Ныне же, брат, когда ты размышляешь об этом, как ты думаешь, в каком их этих мест окажешься ты? Хочешь я сам скажу тебе? Если ты верно сохранишь все то, что пообещал ты в святом Крещении и отвергнешься мiра, диавола и плоти, тогда без сомнения окажешься там вместе со всеми праведниками; если станешь подражать тем, кто отрекся от всех вещей мiра, и, став монахом, будешь подвизаться в хранении данных Владыке Христу обетов и достигнешь совершенства добродетелей, то окажешься на более высоком месте со всеми святыми. Но если, напротив, ты сбросишь с себя иго подчинения Богу, которое ты обязан нести, и будешь жить, нарушая заповеди Его, и умрешь грешником, тогда, конечно, ты в ужасе окажешься в месте осужденных. О, горе тебе! Ибо ныне ты стремишься отстаивать свою честь всеми способами и желаешь казаться самым особенным и уважаемым ото всех, тогда же, когда ты предстанешь вместе с ворами, вместе с убийцами, вместе с блудниками, вместе с колдунами и вместе со всеми остальными преступниками, какое бесчестие и позор испытаешь ты? Каким стыдом покроешься ты в тот час, когда увидишь кого-нибудь из твоих бедных слуг или служанок, или кого-нибудь из жалких бедняков, которых ты привык горделиво прогонять от себя, облаченных божественной славой, исполненных божественного света, радостных, ликующих, сидящих на первом месте, и, быть может, требующих от тебя отчета за порочно проведенную тобой жизнь? А еще больше прибавит тебе стыда, то, что ты увидишь, как ради перенесенной им здесь малой скорби они в качестве награды приняли вечное Царствие, а ты, хотя и мог быть сопричислен к ним, если бы проводил жизнь по учению и заповедям Евангелия, ради временного покоя и удовольствия по своей воле отвратился от такой великой славы и райского наслаждения. Тогда ты будешь упрашивать горы упасть на тебя и скрыть тебя, как говорит священное Откровение: «И глаголаша горам и камению: падите на ны и покрыйте ны от лица Седящаго на престоле и от гнева Агнча: яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати?» (Откр. 6, 16-17). Тогда обители ада, которые так ужасны и страшны, станут для тебя желанными, чтобы скрыться в них и избежать гнева Господня, говоря вместе с Иовом: «О, дабы во аде мя сохранил еси, скрыл же мя бы еси, дондеже престанет гнев Твой» (Иов. 14, 13). Тогда-то ты изменишь свои представления. Тогда-то ты тысячи раз будешь во всеуслышание называть себя безумным, бесчувственным и глупцом, ибо своими делами ты выступил против веры. Короче говоря, в то время ты пожелаешь, чтобы тебе совсем не появляться на свет; и ты будешь искать смерти и захочешь прийти в небытие, но не сможешь получить этого: «И в тыя дни взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть» (Откр. 9, 6). Вот это, грешный мой брат, должно теперь часто полагать тебе пред твоими очами и об этом размышлять, стыдиться о том, с таким бесчувствием и слепотой ты провел время, и просить Владыку Христа запечатлеть эти несомненные истины глубоко в твоем сердце, чтобы, вспоминая о них, стать способным избежать оного стыда и предстать пред Христом с дерзновением. «Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим» (Лк. 21, 36).
2
Подумай, брат, о том, каким великим явится оный день суда из-за того, что будет подвергнуто на нем испытанию. Тогда все доброе и все злое, что было соделано людьми во все века, будет исследовано со всей откровенностью. И тогда, все произнесенные от века людьми слова, и все прошедшие в их уме помыслы, и все соделанные ими дела, — все это проявится тогда без всякого исключения. Задумайся теперь, брат, над тем, что если, вероятно, нет числа тем помыслам, которые восходят на ум одного человека всего за один день, как и нет числа произнесенным за день словам и делам, то как несравненно труднее исчислить все возникшие у человека в уме помыслы за всю его жизнь, как и все его слова и дела? Итак, если помыслы, слова и дела одного только человека не имеют числа и неизмеримы в своем количестве, то насколько более — всех людей в совокупности? И несмотря на это, все неисчислимое множество помыслов, слов и дел, не только всех людей, но и Ангелов, и не только Ангелов, но и бесов, ― в одно мгновение станет явным в оный день. И добрые из них будут подвергнуты суду ради испытания и награды, а лукавые будут осуждены и наказаны, как говорит Господь: «Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» (Мф. 12, 36), и Павел: «Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2 Кор. 5, 10), и еще: «Прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя, и тогда похвала будет комуждо от Бога» (1 Кор. 4, 5).
И тогда, возлюбленный, какие страдания встретятся тебе, если ты не сохранишь свое звание христианина, но проведешь свою жизнь во грехах? Что скажешь ты в оный час, когда увидишь пред собой великое множество соделанных тобой беззаконий, и в этом множестве увидишь так много грехов, которые вменялись тобою в ничто. Что будет с тобой, когда ты узришь пред собой, слово в зеркале, все увиденные тобой зрелища, все свои разговоры, все свои вожделения и все свои помышления, все то время, которое расточил ты на бесполезные общения, на развлечения, на чтение суетных или вредных книг? Так, Василий Великий говорит: «Все дела вдруг увидим мы в памяти как бы предстоящими пред нами и появляющимися пред взором ума, каждое в собственном его образе, как что было сделано или сказано»[4]. Что скажешь ты, когда увидишь все те средства, которые промотал ты на удовольствия и суету, а не на раздаяние милостыни вдовам и сиротам, бедным и несчастным, в больницы и богадельни, на издание душеполезных и духовных книг, и на прочие спасительные и богоугодные дела? Что скажешь ты, когда увидишь все свои излишние одежды, все свои дома, все свое имущество и все вещи, порочно использованные тобой на широком пути мiра, а не на узком пути святого Евангелия во благо? Какой ответ дашь ты тогда Богу за все это, когда ты не способен оправдаться пред Ним всего за один лишь грех, как говорит Иов: «Да не преречет ко единому словеси Его от тысящи» (Иов. 9, 3). А между тем, тебе предстоит ответить Богу не только за свои грехи, но и за все дарованные тебе от Бога благодеяния, которые также предстанут пред тобой, и при сопоставлении их с твоими грехами, последние окажутся еще более ужасными.
И, кроме того, тебе предстоит дать еще ответ за тот пример, который оставил тебе Христос Своей жизнью, Своими ранами, Своими страданиями, Своим крестом, Своей пролитой кровью и Своей смертью, которую вкусил Он. По этой причине сей великий суд будет происходить в долине Иосафата, то есть рядом с Гефсиманией, там, где Христос источил кровавый пот ради твоего спасения, молясь в саду рядом с потоком Кедрон, на другой берег которого Господь пошел в ночь своих Страстей, и оттуда связанным был приведен на судилище, как повествует евангелист Иоанн: «И сия рек Иисус, изыде со ученики Своими на он пол потока Кедрска, идеже бе вертоград» (Ин. 18, 1). Устраивает же Господь суд в этом месте потому, чтобы еще сильнее обличить грешников, показывая им, с одной стороны, как по любви к ним Он претерпел близ этого места столько страданий, однако люди не получили от этого пользы, но презрели Его своими грехами; а с другой, чтобы иметь больше оснований для приговоре над грешниками, имея некоторым образом в качестве свидетеля то самое место, в котором Он пострадал. По этой причине там рядом с Ним будет находиться и славно возвышающийся крест, подобно некоему царскому гербу, чтобы еще издалека показывать одним своим видом, сколько всего сделал наш Искупитель Иисус Христос, чтобы спасти нас, и сколько, напротив, делаем мы, пренебрегая этим великим даром и отвращаясь от спасения.
А теперь, брат, как представляется тебе сей великий день Суда? Погасил ли ты свои счета, за которые имеешь дать ответ на оном точном и безошибочном испытании? Исправил ли ты все свои грехи одной генеральной исповедью, удалением от греха и искренним и глубоким покаянием, или у тебя еще есть неразрешенные и нераскаянные грехи, которые ты не исповедал и не выполнил по ним епитимью? Подумай хорошенько, ибо если ты исправишь их здесь, они не предстанут на оном великом Суде и не будут устрашать тебя тогда, ибо Господь не воспомянет их: «Грехов их не помяну ктому» (Иер. 31, 34). Ну, а если в тебе еще гнездятся неисправленные грехи, и если ты проявил себя неблагодарным ко всем бесконечным благодеяниям, которые Бог оказал тебе и которые ты употреблял против твоего Благодетеля, и если ты посчитал для себя бесполезным пример жизни Иисуса Христа, и Его страдания, Его кровь, Его крест, Его Таинства, Которые Он оставил тебе и из которых ты не извлек никакой пользы из-за своей развращенной жизни ― о, горе тебе! О, какой страх и трепет охватит тогда тебя! Ибо все твои грехи, все проявления твоей неблагодарности и отречения будут явлены тебе оным праведным Судией пред всеми людьми и Ангелами: «Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя» (Пс. 49, 21).
Так доколе же, брат, ты будешь обнимать блудницу и лелеять грехи, и кормить этих змей на своей груди, которые кусают и умерщвляют тебя? Доколе ты сам не умертвишь их одной лишь искренней исповедью, воздержанием и покаянием? Почему ты откладываешь время исправления своих грехов? В этот же день, в этот же час, в этот же миг восстань и иди к своему духовному отцу, чтобы с болью и сокрушенным сердцем исповедаться и исправить их: «Доколе, о, лениве, лежиши? Когда же от сна востанеши?» (Притч. 6, 9). Чего ты ждешь? Чего терпишь? Вот пришел уже оный день: «Близ день Господень великий» (Соф. 1, 14). Что это за проклятый помысел, который притупляет в тебе страх оного дня, которого так боялись даже самые великие святые? «О, лукаво помышление» (Сир. 37, 3), говорит премудрый Сирах. Как внимательно считаешься ты с судом человеческим и не боишься, и не устрашаешься оного страшного Судилища, которое приводит в трепет даже самих бесов, когда кто-то воспомянет им о нем. Решись же отныне и в дальнейшем с великим тщанием размышлять о будущем Суде[5], ибо говорю тебе правду: если во все дни жизни твоей будешь размышлять о нем, вся твоя жизнь покажется тебе скоротечной и краткой, чтобы обдумать этот столь важный вопрос, по написанному: «И время тесно есть Иакову» (Иер. 30, 7). Поэтому предстань в уме пред твоим Судией и со смирением попроси Его быть тебе помощником и Богом милующим, прежде чем наступит время, когда Он станет Богом отмщения: «Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть» (Пс. 93, 1).
3
Подумай о том, что оный день будет, наконец, великим по причине того, что будет тогда решено, ибо там будет вынесен приговор не о каком-нибудь незначительном наследии или о малом клочке земли, но о некоем добре и о некоем зле, грандиозном по своему величию и бесконечном по своей протяженности во времени. Там будет принято единое решение в осуждение всех грешников и в оправдание всех праведников. Каков же будет этот приговор грешникам? «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25, 41). Исследуй, грешная душа, слова этого приговора и поразмысли над ними по отдельности. Идите от Мене, говорит Судья, уйдите далеко от Меня, что означает вечные мучения в лишениях и непреодолимое разделение, которое произойдет между Богом и несчастными осужденными людьми. Проклятии. Ах, как ужасно это проклятие, которое содержит в себе все самое плохое и скорбное! Проклятие неизменное, проклятие божественное, проклятие вечное. Во огнь вечный. Этими словами обнаруживается, что вечные мучения будут заключаться не только в лишениях, но и преисполнены разных мук. Говоря здесь об огне, который является самым большим мучением ада, этим Господь совокупно описал и все остальные более легкие виды мучений. Добавляя же «вечный», Он явил этим то, что и другие виды мучений будут нескончаемыми и вечными. О, вечность оной геенны, которая насколько не имеет меры и конца, настолько же страшна и ужасна!
Каково же будет решение праведным? «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мiра» (Мф. 25, 34). Приидите, приблизьтесь. О, сладчайшие слова, которыми сладчайший Иисус Христос призывает к Себе и в Свои божественные объятия тех, кто сохранил Его заповеди! Благословеннии Отца Моего. О, какое благословение, преисполненное божественной радости, которое содержит в себе всякое благословение, всякое блаженство и счастье! Наследуйте Царствие, уготованное для вас от самого начала мiра. О, радость! О, веселье! О, Царствие, которому нет конца, и которое будет длиться в течение всей бескрайней вечности.
И после этих решений грешники отправятся в вечные мучения, а праведники в жизнь вечную: «И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Мф. 26, 46). Сие есть великое определение, которое имеет тогда произойти и тут же исполниться на деле без малейшей задержки по времени. Тогда прекратится движение четырех стихий и неба. Грешников покроет вечная ночь, без какой-либо надежды увидеть снова день, а для праведников пребудет вечный день, без страха снова увидеть тьму ночи. Ибо все бедствия мiра, все мучения и все несчастья соберутся совокупно в аду, как собираются все зловония и нечистоты корабля в его трюме. А все творения, очищенные и освобожденные от подчинения и смрада грешников, облегченно вздохнут и насладятся новым счастливым миром, согласно Екклесиасту: «Время всяцей вещи и на всяцем сотворении тамо» (Еккл. 3, 17), и, конечно, по божественному Павлу, сказавшему: «Сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» (Рим. 8, 21). И чтобы выразиться одним словом, оный день станет закатом времени, и зарей вечности, и никогда не было, как и не будет большего дня, чем этот. И тогда мы будем иметь еще больше оснований, чтобы повторить то, что говорит Священное Писание о Иисусе Навине, который удерживал солнце: «И не бысть день таковый ниже прежде, ниже последи» (Нав. 10, 14)[6].
Доколе же, брат, ты будешь думать, что все эти вещи, которые исполнятся в оный день, еще находятся где-то далеко и поэтому не устрашаешься? Говорю же тебе, что если и замедлят они, но все же несомненно произойдут; если и замедлят, все же сие есть истина; ибо как истинно то, что один есть Бог, так истинно и то, что наступит Суд в конце времен. Поэтому приблизься, возлюбленный, к этим истинам очами веры, которая далеко отстоящее и невидимое делает близким и зримым: «Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11, 1). И отныне во все дни свои не принимай в расчет ничего иного кроме того, что ты встретишь тогда в Судный день, то есть как пребывать в покаянии, как претерпевать искушения, как исполнять заповеди Господни и прочие благие дела. Так именно это и значит быть действительно благоразумным, то есть предузнавать события заблаговременно, до того, как они произойдут, и извлекать из этого пользу: «Иже сохраняет разум, обрящет благая» (Притч. 19, 8). Тем более, что оное испытание и приговор, самое страшное из того, что произойдет в тот последний день, — все это, говорю, недалеко от тебя, но так близко, как близка к тебе смерть, как показали мы в предыдущем поучении о частичных мучениях и как говорит брат Господень Иаков: «Се, Судия пред дверьми стоит» (Иак. 5, 9). Ибо как только ты умрешь, все это сразу встретится тебе.
Так устыдишь же, что столь долгое время ты по своему недомыслию находился в числе безумных, и подивись тому, сколько раз ты дерзал грешить несмотря на то, что ты веришь в единого Бога, Судию и Наказателя грешников. Постарайся еще здесь приобрести себе спутника и друга в лице милостыни к бедным, которая предстанет тогда пред тобой как некий добрый ходатай, чтобы заступиться и избавить тебя от оного страшного приговора. Ибо оный страшный Судия не будет исследовать праведников на предмет того, как они постились, или как сохранили целомудрие, или как совершили другие благие дела по отношению к себе, но только то, как они оказали милость нищим и насытили алчущих, и напоили жаждущих, и одели нагих, и посетили больных и заключенных. Также Он не будет разбирать то, как грешники блудили, прелюбодействовали и совершали другое зло, но то, почему они не помиловали своих бедных братьев. Посему брат Господень Иаков произнес для немилостивых: «Суд бо без милости не сотворшему милости» (Иак. 2, 13). А милостивым Давид говорит: «Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде» (Пс. 111, 5), то есть через свою милостыню он даст в судный день добрый ответ Богу, как толкует Василий Великий.
Попроси же Господа сподобить тебя с помощью Его благодати предстать в оный день не с грешниками и немилостивыми, но с праведниками и милосердными, и услышать из Его уст оное доброе и благословенное решение: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мiра» (Мф. 25, 34).
Источник: ΓΥΜΝΑΣΜΑΤΑ ΠΝΕΥΜΑΤΙΚΑ. ΑΓΙΟΥ ΝΙΚΟΔΗΜΟΥ ΤΟΥ ΑΓΙΟΡΕΙΤΟΥ. ΈΚΔΟΣΙΣ ΕΚΤΗ. ΕΚΔΟΤΙΚΟΣ ΟΙΚΟΣ ΒΑΣ. ΡΗΓΟΠΟΥΛΟΥ. ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 1971. - σ. 75-83, ΜΕΛΕΤΗ ΙΑ'.
[1] Так его называет пророк Иоиль: «Зане велик день Господень, велик и светел зело» (Иоил. 2, 11), и еще: «Прежде неже приити дню Господню великому и просвещенному» (Иоил. 2, 31), и пророк Софоний: «Близ день Господень великий» (Соф. 1, 14), и пророк Малахия: «Прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго» (Мал. 4, 4).
[2] Так, все нечестивые и неверующие имеют явиться на всеобщий Суд согласно вышеприведенным словам пророка Иоиля, а также по слову Самого Господа: «И изыдут… сотворшии злая в воскрешение суда» (Мф. 5, 28). А то, что говорит Давид: «Не воскреснут нечестивии на суд» (Пс. 1, 5) нужно разумевать так, что они не восстанут к воскресению жизни, как верующие и праведники, а не то, что не восстанут совсем. Некоторые же толкователи, еще подробнее разъясняя этот стих, говорят, что нечестивые и грешники не воскреснут и не престанут на суде и совете, то есть на судилище и совете праведных, что означает, что они не воссядут в одном месте совместно с праведными и не сопричтутся к ним, так как еврейское слово означает не только восстать, но и просто быть/находиться.
[3] О воскресших телах праведников и грешников см. третью часть 32-го Поучения о Воскресении Христовом.
[4] Св. Василий Великий 2009. С. 482 // PG 30, 312.
[5] Так, Василий Великий ублажает тех, кто всегда размышляет об оном страшном дне, ибо это размышление будет удерживать их от всякого греха, и говорит: «Блаженна душа, которая день и ночь не имеет другого попечения, кроме сего одного, как в великий тот день, когда вся тварь предстанет Судии дать отчет в делах своих, и ей, не затрудняясь, отвечать за жизнь свою. Кто имеет у себя перед глазами этот день и час и всегда помышляет об оправдании на непогрешительном Судилище, тот или вовсе не согрешит, или согрешит весьма мало, потому что грешим мы по отсутствию в нас страха Божия» (Василий Великий 2009. С. 687 // PG 32, 649-652).
[6] Согласно Сираху, повествующему об Иисусе Навине, этот день увеличился вдвое, то есть длился двадцать четыре часа: «Не рукою ли его воспятися солнце, и един день бысть яко два?» (Сир. 46, 5), а также согласно святому Максиму Исповеднику в толковании письма Дионисия Ареопагита к Поликарпу. И еще, несмотря на то, что день, который при Иезекииле по действию чуда стал длиннее (32 часа согласно святому Максиму), тень солнечных часов обратилась вспять на десять степеней (см. 4 Цар. 20, 11). Священное Писание, не упоминает, однако, был ли такой длинный день раньше и будет ли позже, как говорится об этом у Иисуса Навина.