19.12.2022
Одним из возможных путей спасения для человека является монашество. Этот путь непрост, на нем человека ждет немало трудностей, могут подстерегать опасности и козни бесов, из-за которых желающий спасения может даже потерять оное. Согласно учению святых отцов, преодолеть все эти препятствия монаху должен помогать его духовный отец. Как его выбрать людям, которые в настоящее время подвизаются в монастыре или собираются туда поступать? В некоторых монастырях существует должность общего духовника, но конечно, это не отменяет возможности каждого из братии иметь своего духовного отца, которого он изберет себе сам и который будет наставлять его в деле спасения.
Итак, каким должен быть избираемый тобою духовный наставник? Святой Иоанн, игумен Синайский, в «Слове особенном к пастырю» говорит о высоких добродетелях и способностях, которые должен иметь духовный руководитель. Но, к сожалению, в настоящее время духовники оскудели.
Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) об этой проблеме писал, что святой Григорий Синаит, живший в XIV веке, «решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!»
Также и отец Кирилл (Павлов) говорил: «Беда, конечно, в том, что у нас нет кадров, таких духовных лиц: в мужских монастырях таких духовников опытных нет. А в женских нет таких духовных стариц, которые бы окормляли молодых, новоначальных».
Подтверждает это и известный современный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который, например, пишет: «Велика и сложна задача духовника, велика и ответственность этого послушания – воспринять великое наследие, образ непоколебимой веры, твердого упования и Евангельской любви и этим сокрушать все препятствия на пути следования чада за Богом. Получая при хиротонии иерейский крест, а с ним и право на духовничество, принимает духовник и завет от Бога на свое служение: „Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою" (Тим. 4:12)».
«Духовничество, – пишет далее архимандрит Иоанн, - одно из сокровищ спасения, дарованное и благословенное Христом Своей Святой Церкви… Да, великое дело духовничества продолжается и будет до конца дней. Но опыт духовничества древних отцов и даже нового времени нельзя перенести в новейшее. И верим, несомненно, благости Божией, что как приводит Он ныне овец духовных, пусть больных и израненных, на пажити Свои, так даст и дает уже и пастырей, в которых духовная благодать уврачует их болезни, и вразумит, и восполнит оскудевшие духом сосуды души».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) рассуждает о том, почему важно выбрать себе хорошего духовного отца. Он отмечает, с одной стороны, что «с оскудением наставников оскудел и великий подвиг послушания, скоро приводивший подвижников к святости: вера, составлявшая сущность этого подвига, требует, чтоб предмет ее был истинный и духовный: тогда она приводит к Богу».
В другом месте он пишет: «Оказывай настоятелю и прочему монастырскому начальству нелицемерное и нечеловекоугодливое послушание, послушание, чуждое лести и ласкательства, послушание ради Бога. Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных Закону Божию, уставу и порядку монастыря и распоряжению монастырского начальства. Но никак не будь послушен на зло». Одним из наиболее значимых для тебя отцов, чьи благословения ты должен исполнять, является твой духовник.
Говоря о связи подвизающегося и его духовного пастыря, известный духовник схиархимандрит Илий (Ноздрин) отмечает: «Если человек уходит в монастырь <…> его жизнь складывается из молитвы и послушания, которое должно быть неотъемлемой частью жизни любого монаха. И здесь, кстати, роль духовного руководителя, степень подчинения ему должна быть значительно выше, чем у мирян».
В качестве примера можно указать, что при поступлении в монастырь, постриге и рукоположении в священный сан духовный отец подписывает письменную рекомендацию, а при хиротонии – еще и бумагу об отсутствии препятствий у кандидата, желающего принять сан диакона или священника.
Как же найти духовного отца? Современные старцы и известные духовные пастыри дают следующие общие советы. Отец Кирилл (Павлов) в беседе с учащими и учащимися Московских духовных школ по этому вопросу высказался так: «Духовного отца надо искать по расположению своей души. Когда вы доверяете своему духовному отцу во всем и сердце ваше раскрывается перед ним, вы тайны своей души доверяете, можете ему открыть. Вот в таком случае вы избираете такого духовника, что он будет свободно с вами говорить, чтобы вы могли ему спокойно вверять свои тайны сокровенные. И тогда вы чувствуете, что получаете от этого духовную пользу, что он руководит вами, помогает вам, дает вам утешение, наставления для совершенствования в духовной жизни... От кого получаете больше душевной пользы, того и держитесь, к тому прибегайте».
Также и преподобный Паисий Святогорец говорил: «Необходимо <…> чтобы человек мог доверять духовнику и находить утешение в его руководстве». Святитель Игнатий (Брянчанинов) высказывал аналогичное мнение: «В духовнике, по мнению моему, великое достоинство – простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких своих умствований». Заметим, что без этих качеств пастыря доверие ему, о чем говорилось выше, вряд ли возможно.
И в другом месте святитель писал: «Наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставлениях духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческие... Постарайся найти и хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его – и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники – великая редкость».
Известный духовник XX века игумен Никон (Воробьев) писал: «Найти опытного и "непрелестного” руководителя, пожалуй, и невозможно. Теперь в лучшем случае можно найти лишь единомысленного, идущего тем же путем и с ним советоваться, но и то его советы надо уметь проверять словом Божиим и святых отцов <…> и, если можно, с кем-либо уже вышедшим из периода бурных страстей и более или менее духовным. А опытного друга, которому можно довериться "поступать во всем по его советам”, ты не найдешь. Благодари Бога, если найдешь более или менее порядочного спутника».
Как и старцы Кирилл (Павлов) и Паисий Святогорец, епископ Игнатий и отец Никон указывают на важность добросовестности, порядочности духовного отца, на то, чтобы обратить внимание на эти качества своего духовного руководителя.
Преподобный Иоанн Лествичник предлагал обращать внимание, например, на то, чтобы выбрать для своего спасения строгого и даже очень строгого духовного отца, или на то, чтобы отсекать свою волю перед ним.
Но в связи с этим еще раз процитируем слова святителя Игнатия: «Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставлениях духовных… Ныне добросовестные духовники – великая редкость». Поэтому приходится искать хотя бы тех духовников, которые подходят описанным выше наставлениям современных старцев и известных духовных пастырей Церкви Христовой.
Иеродиакон Иаков (Савельев),
насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, кандидат богословия
https://monasterium.ru/monashestvo/issledovaniya/o-vybore-dukhovnika/
<-назад в раздел
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Ныне добросовестные духовники – великая редкость»
Итак, каким должен быть избираемый тобою духовный наставник? Святой Иоанн, игумен Синайский, в «Слове особенном к пастырю» говорит о высоких добродетелях и способностях, которые должен иметь духовный руководитель. Но, к сожалению, в настоящее время духовники оскудели.
Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) об этой проблеме писал, что святой Григорий Синаит, живший в XIV веке, «решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!»
Также и отец Кирилл (Павлов) говорил: «Беда, конечно, в том, что у нас нет кадров, таких духовных лиц: в мужских монастырях таких духовников опытных нет. А в женских нет таких духовных стариц, которые бы окормляли молодых, новоначальных».
Подтверждает это и известный современный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который, например, пишет: «Велика и сложна задача духовника, велика и ответственность этого послушания – воспринять великое наследие, образ непоколебимой веры, твердого упования и Евангельской любви и этим сокрушать все препятствия на пути следования чада за Богом. Получая при хиротонии иерейский крест, а с ним и право на духовничество, принимает духовник и завет от Бога на свое служение: „Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою" (Тим. 4:12)».
«Духовничество, – пишет далее архимандрит Иоанн, - одно из сокровищ спасения, дарованное и благословенное Христом Своей Святой Церкви… Да, великое дело духовничества продолжается и будет до конца дней. Но опыт духовничества древних отцов и даже нового времени нельзя перенести в новейшее. И верим, несомненно, благости Божией, что как приводит Он ныне овец духовных, пусть больных и израненных, на пажити Свои, так даст и дает уже и пастырей, в которых духовная благодать уврачует их болезни, и вразумит, и восполнит оскудевшие духом сосуды души».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) рассуждает о том, почему важно выбрать себе хорошего духовного отца. Он отмечает, с одной стороны, что «с оскудением наставников оскудел и великий подвиг послушания, скоро приводивший подвижников к святости: вера, составлявшая сущность этого подвига, требует, чтоб предмет ее был истинный и духовный: тогда она приводит к Богу».
В другом месте он пишет: «Оказывай настоятелю и прочему монастырскому начальству нелицемерное и нечеловекоугодливое послушание, послушание, чуждое лести и ласкательства, послушание ради Бога. Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных Закону Божию, уставу и порядку монастыря и распоряжению монастырского начальства. Но никак не будь послушен на зло». Одним из наиболее значимых для тебя отцов, чьи благословения ты должен исполнять, является твой духовник.
Говоря о связи подвизающегося и его духовного пастыря, известный духовник схиархимандрит Илий (Ноздрин) отмечает: «Если человек уходит в монастырь <…> его жизнь складывается из молитвы и послушания, которое должно быть неотъемлемой частью жизни любого монаха. И здесь, кстати, роль духовного руководителя, степень подчинения ему должна быть значительно выше, чем у мирян».
В качестве примера можно указать, что при поступлении в монастырь, постриге и рукоположении в священный сан духовный отец подписывает письменную рекомендацию, а при хиротонии – еще и бумагу об отсутствии препятствий у кандидата, желающего принять сан диакона или священника.
Как же найти духовного отца? Современные старцы и известные духовные пастыри дают следующие общие советы. Отец Кирилл (Павлов) в беседе с учащими и учащимися Московских духовных школ по этому вопросу высказался так: «Духовного отца надо искать по расположению своей души. Когда вы доверяете своему духовному отцу во всем и сердце ваше раскрывается перед ним, вы тайны своей души доверяете, можете ему открыть. Вот в таком случае вы избираете такого духовника, что он будет свободно с вами говорить, чтобы вы могли ему спокойно вверять свои тайны сокровенные. И тогда вы чувствуете, что получаете от этого духовную пользу, что он руководит вами, помогает вам, дает вам утешение, наставления для совершенствования в духовной жизни... От кого получаете больше душевной пользы, того и держитесь, к тому прибегайте».
Также и преподобный Паисий Святогорец говорил: «Необходимо <…> чтобы человек мог доверять духовнику и находить утешение в его руководстве». Святитель Игнатий (Брянчанинов) высказывал аналогичное мнение: «В духовнике, по мнению моему, великое достоинство – простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких своих умствований». Заметим, что без этих качеств пастыря доверие ему, о чем говорилось выше, вряд ли возможно.
И в другом месте святитель писал: «Наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставлениях духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческие... Постарайся найти и хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его – и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники – великая редкость».
Известный духовник XX века игумен Никон (Воробьев) писал: «Найти опытного и "непрелестного” руководителя, пожалуй, и невозможно. Теперь в лучшем случае можно найти лишь единомысленного, идущего тем же путем и с ним советоваться, но и то его советы надо уметь проверять словом Божиим и святых отцов <…> и, если можно, с кем-либо уже вышедшим из периода бурных страстей и более или менее духовным. А опытного друга, которому можно довериться "поступать во всем по его советам”, ты не найдешь. Благодари Бога, если найдешь более или менее порядочного спутника».
Как и старцы Кирилл (Павлов) и Паисий Святогорец, епископ Игнатий и отец Никон указывают на важность добросовестности, порядочности духовного отца, на то, чтобы обратить внимание на эти качества своего духовного руководителя.
Преподобный Иоанн Лествичник предлагал обращать внимание, например, на то, чтобы выбрать для своего спасения строгого и даже очень строгого духовного отца, или на то, чтобы отсекать свою волю перед ним.
Но в связи с этим еще раз процитируем слова святителя Игнатия: «Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставлениях духовных… Ныне добросовестные духовники – великая редкость». Поэтому приходится искать хотя бы тех духовников, которые подходят описанным выше наставлениям современных старцев и известных духовных пастырей Церкви Христовой.
Иеродиакон Иаков (Савельев),
насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, кандидат богословия
https://monasterium.ru/monashestvo/issledovaniya/o-vybore-dukhovnika/