10.12.2022
На судьбу каждого народа действуют одни и те же законы правды Божией. И если порой мы видим нечестивое общество, живущее спокойно, то это не значит, что оно изъято из действия законов высшего правосудия. В этом проявляется лишь долготерпение Божие, ибо Господь не хочет, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3,9). Но меч всегда висит над нашими головами и может опуститься в любой момент, как только исполнится мера беззаконий. Пожалуй, ярчайший пример в мировой истории – гибель Иерусалима в 70 году от рук римских воинов. Многие историки и богословы считают ее прообразом грядущей кончины мира. Перечитывая эту историю сегодня, мы можем сравнить те давние события и увидеть черты сходства с нынешней трагедией Украины.
…За сорок лет до гибели Иерусалима Господь Иисус Христос вел беседу со Своими учениками. В то время им еще многое было непонятно. Они, как и многие иудеи, думали, что придет Мессия и разгромит римлян, и тогда их национальная святыня – красивейший Иерусалимский храм – станет еще краше и величественней. Но, указывая с горы на город и храм, Христос, напротив, говорил страшные слова: «Придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19,43-44). Все это в точности исполнилось в дни Иудейской войны (68-72 гг.).
В годы правления римского императора Нерона в Иудее вспыхнуло восстание, направленное против римлян. Оно было вызвано притеснениями Гессия Флора, назначенного римским правителем Иудеи. Большую роль в возникновении восстания сыграли так называемые зилоты, что буквально означает «ревнители». Это была иудейская религиозно-политическая партия, которая убивала из-за угла римских солдат и военачальников, а также расправлялась со своими единоплеменниками, обвиняемыми в расположении к римлянам или отступившими от веры. Зилоты снискали себе сочувствие среди народа, который видел в них людей, отчаянно борющихся против ненавистного римского ига.
Восстание было подробно описано иудейским историком Иосифом Флавием, прямым очевидцем тогдашних событий. Он назвал его Иудейской войной, поскольку длилась она несколько лет, была упорной и кровопролитной. На подавление восставших император Нерон направил войска. Иосиф Флавий находился в то время в римском стане в качестве переводчика у римского полководца Тита, а до этого был переводчиком у его отца Веспасиана. Веспасиан даже присвоил Иосифу свою фамилию - Флавий.
Конечно, евреи смотрели на Иосифа как на предателя. В то время, когда тысячи евреев гибли от меча римлян, он получал из рук врагов одну награду за другой. Были это награды за его писательский талант или за предательство национальных интересов, мы точно не знаем. Но в глазах всех евреев он был предателем, поскольку стал носить римскую фамилию Флавий и всегда неотлучно находился сначала при полководце Веспасиане, а затем при Тите. Однако благодаря Иосифу Флавию мы имеем труды, где описаны все подробности Иудейской войны и гибели Иерусалима; и этот источник, по мнению ученых, является достоверным историческим материалом.
С апреля 70 года Тит начал готовиться к штурму осажденного Иерусалима. 80 тысяч римских легионеров и их союзников были готовы устремиться на Иерусалим. Стены города защищали только 2500 вооруженных иудеев. Внутри города было громадное число паломников, пришедших на Пасху и застигнутых здесь осадой. Полагаясь на Бога, все Заветы Которого они растоптали, зилоты отвергли все условия перемирия, предлагаемые Титом. Тогда он отдал приказ распинать еврейских дезертиров, бежавших из Иерусалима.
Все дороги были перекрыты, в осажденном городе начался голод; умерших не успевали хоронить, трупный запах стоял повсюду. Еще до начала осады все запасы провизии были безумно или нечаянно уничтожены. И теперь богатые женщины бродили по улицам, выбирая зернышки из помета животных. Недавние друзья ожесточенно дрались из-за травы и остатков съестных припасов. Граждан подвергали пыткам, чтобы узнать, где спрятана пища. Детей безжалостно убивали и пожирали. Людоедство развилось до страшных размеров, даже матери резали своих малюток. Воины были так ослаблены от голода, что не имели сил сражаться на стенах. Всюду валялись тела убитых: их перестали погребать.
В первый раз 17 июля 70 года ежедневные жертвоприношения в храме прекратились за недостатком священников и жертвенных агнцев. Несмотря на междоусобные распри, иудеи отбивали приступы римлян с яростью отчаянных, но судьба города была предрешена. В сентябре 70 года римляне пошли на штурм и ворвались в Иерусалим, сокрушая все на своем пути. Тит овладел внешнею стеною, а иудеи, устрашенные огромными катапультами и подвижными башнями, ушли за внутреннюю стену. Многие, прихватив деньги, пытались бежать из города, но попадали в руки поджидавших их воинов и разбойничьих шаек.
В городе начались пожары. Даже суровый полководец Тит не мог удержаться от слез при виде ужасной гибели цветущего города. Когда римляне приступом пошли на храм, где закрылись священники и последние защитники, Тит предложил им сдаться. Он не хотел жечь красивейший храм, который сделал бы честь любому городу мира. Но иудеи презрели его условия: они верили, что в последний миг их спасет чудо Божие.
В пылу сражения один из римских воинов бросил в окно храма головню, и вскоре все здание было объято огнем. Когда Тит заметил это, то приказал солдатам тушить огонь. В страшном шуме боя слова его не были слышны, и приказание не было исполнено. Внезапно появившийся ветер раздул пламя. Искры и головни летели во все стороны и зажигали те части храма, которые еще не горели. Тит все еще делал отчаянные попытки спасти храм – не из уважения к иудейской религии, а из уважения к этому шедевру мирового искусства. Но его солдаты оказались безсильны остановить пожар, они не понимали, что здесь исполняются слова Того Самого Христа, в Которого они не верили: «Не останется камня на камне». Храм стал одним громадным костром – пламя снизу поднялось вверх.
Иудеи защищали свою святыню с отчаянной храбростью. По мраморному полу текли потоки крови и закипали в огне. Последние священники, собравшись на верхней площадке храма, с воплем отчаяния бросили в небо, возвращая Богу, ключи от храма, которых они оказались недостойны, и сами низринулись в огонь. Так погиб великолепный храм, которым любовались гости со всего мира. Погиб во исполнение пророчества Спасителя, и не осталось от него камня на камне.
В Иудейской войне и во время осады Иерусалима погибли 1 млн. 354 тыс. евреев. Все уцелевшие мужчины старше 17 лет были приговорены к каторжным работам в египетских рудниках, а некоторые юноши были отобраны для отправки в цирки разных городов для умерщвления их львами. Много еврейских девушек было продано в рабство в богатые римские дома. Все дома в Иерусалиме были разрушены и сожжены, даже деревья вокруг Иерусалима были вырублены во время осады. Римляне отдали распоряжение сгонять евреев с их земель и высылать в другие места.
Тит думал одним ударом покончить и с иудейством, и с христианством. Он смотрел на христианство как на ветвь, выросшую из иудейского корня, и думал, что после уничтожения корня погибнет и ветвь. Но для истинных последователей Христа все содействует ко благу. Огонь Иудейской войны нанес урон иудействующему христианству, то есть таким христианам, которые цеплялись за весь Моисеев закон и за соблюдение субботы. Они готовы были разрушить все то, над чем так самоотверженно трудился апостол Павел, и предать анафеме всех, кто не соблюдал еврейских обычаев.
Но случилось наоборот: в результате Иудейской войны были разрушены условия для процветания иудействующего христианства, а все верные Христу члены Иерусалимской общины во время осады города не пострадали. Еще задолго до того они, вспомнив повеление Христа, ушли из Иерусалима в небольшое горное селение Пелла на другом берегу реки Иордан. Причем это было не трусливое, поспешное бегство, а заблаговременный, спокойный исход, выполнение ясного повеления Господа Иисуса Христа. Для верных учеников Господних пережитые испытания явились обильным дождем, в результате которого они зацвели ещё ярче.
После Иудейской войны не стало больше условий для восстановления Иерусалимского храма, ибо евреи были рассеяны по всему миру, а территория бывшего Иерусалима переходила из рук в руки. Но на гибели города ужас не кончился. Пленных евреев было так много, что их продавали в рабство за гроши. Часть пленников была брошена диким зверям в римских амфитеатрах, другие вынуждены были зарубить друг друга в гладиаторских боях…
Так совершился страшный суд над еврейским народом, который убийством Сына Божия опозорил Завет, заключенный с ним Самим Богом. Причем падение города увидело именно то поколение, которое кричало: «Распни, распни Его!». И теперь они хорошо понимали, ЧТО именно стало причиной столь ужасной погибели. Ни один город мира никогда не терпел подобного бедствия, равно как ни один век от сотворения мира не давал поколений более порочных, чем те, которые предали Христа.
…Сегодня гром небесного гнева грянул над Украиной и Россией, и мы должны знать, что ответственность за это лежит на каждом из нас. Потому что в той массе зла, которая вызвала катастрофу, есть и наши личные грехи. Чем можно смягчить гнев Божий? Что нужно сделать, чтобы вернуть мир? Ответ давно известен: нужно всенародное покаяние, нужно просить милости Божией, чтобы прекратить пожар войны и чтобы наши сыновья-воины скорее вернулись домой…
<-назад в раздел
Гибель Иерусалима – грозное предупреждение народам на все времена
…За сорок лет до гибели Иерусалима Господь Иисус Христос вел беседу со Своими учениками. В то время им еще многое было непонятно. Они, как и многие иудеи, думали, что придет Мессия и разгромит римлян, и тогда их национальная святыня – красивейший Иерусалимский храм – станет еще краше и величественней. Но, указывая с горы на город и храм, Христос, напротив, говорил страшные слова: «Придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19,43-44). Все это в точности исполнилось в дни Иудейской войны (68-72 гг.).
В годы правления римского императора Нерона в Иудее вспыхнуло восстание, направленное против римлян. Оно было вызвано притеснениями Гессия Флора, назначенного римским правителем Иудеи. Большую роль в возникновении восстания сыграли так называемые зилоты, что буквально означает «ревнители». Это была иудейская религиозно-политическая партия, которая убивала из-за угла римских солдат и военачальников, а также расправлялась со своими единоплеменниками, обвиняемыми в расположении к римлянам или отступившими от веры. Зилоты снискали себе сочувствие среди народа, который видел в них людей, отчаянно борющихся против ненавистного римского ига.
Восстание было подробно описано иудейским историком Иосифом Флавием, прямым очевидцем тогдашних событий. Он назвал его Иудейской войной, поскольку длилась она несколько лет, была упорной и кровопролитной. На подавление восставших император Нерон направил войска. Иосиф Флавий находился в то время в римском стане в качестве переводчика у римского полководца Тита, а до этого был переводчиком у его отца Веспасиана. Веспасиан даже присвоил Иосифу свою фамилию - Флавий.
Конечно, евреи смотрели на Иосифа как на предателя. В то время, когда тысячи евреев гибли от меча римлян, он получал из рук врагов одну награду за другой. Были это награды за его писательский талант или за предательство национальных интересов, мы точно не знаем. Но в глазах всех евреев он был предателем, поскольку стал носить римскую фамилию Флавий и всегда неотлучно находился сначала при полководце Веспасиане, а затем при Тите. Однако благодаря Иосифу Флавию мы имеем труды, где описаны все подробности Иудейской войны и гибели Иерусалима; и этот источник, по мнению ученых, является достоверным историческим материалом.
С апреля 70 года Тит начал готовиться к штурму осажденного Иерусалима. 80 тысяч римских легионеров и их союзников были готовы устремиться на Иерусалим. Стены города защищали только 2500 вооруженных иудеев. Внутри города было громадное число паломников, пришедших на Пасху и застигнутых здесь осадой. Полагаясь на Бога, все Заветы Которого они растоптали, зилоты отвергли все условия перемирия, предлагаемые Титом. Тогда он отдал приказ распинать еврейских дезертиров, бежавших из Иерусалима.
Все дороги были перекрыты, в осажденном городе начался голод; умерших не успевали хоронить, трупный запах стоял повсюду. Еще до начала осады все запасы провизии были безумно или нечаянно уничтожены. И теперь богатые женщины бродили по улицам, выбирая зернышки из помета животных. Недавние друзья ожесточенно дрались из-за травы и остатков съестных припасов. Граждан подвергали пыткам, чтобы узнать, где спрятана пища. Детей безжалостно убивали и пожирали. Людоедство развилось до страшных размеров, даже матери резали своих малюток. Воины были так ослаблены от голода, что не имели сил сражаться на стенах. Всюду валялись тела убитых: их перестали погребать.
В первый раз 17 июля 70 года ежедневные жертвоприношения в храме прекратились за недостатком священников и жертвенных агнцев. Несмотря на междоусобные распри, иудеи отбивали приступы римлян с яростью отчаянных, но судьба города была предрешена. В сентябре 70 года римляне пошли на штурм и ворвались в Иерусалим, сокрушая все на своем пути. Тит овладел внешнею стеною, а иудеи, устрашенные огромными катапультами и подвижными башнями, ушли за внутреннюю стену. Многие, прихватив деньги, пытались бежать из города, но попадали в руки поджидавших их воинов и разбойничьих шаек.
В городе начались пожары. Даже суровый полководец Тит не мог удержаться от слез при виде ужасной гибели цветущего города. Когда римляне приступом пошли на храм, где закрылись священники и последние защитники, Тит предложил им сдаться. Он не хотел жечь красивейший храм, который сделал бы честь любому городу мира. Но иудеи презрели его условия: они верили, что в последний миг их спасет чудо Божие.
В пылу сражения один из римских воинов бросил в окно храма головню, и вскоре все здание было объято огнем. Когда Тит заметил это, то приказал солдатам тушить огонь. В страшном шуме боя слова его не были слышны, и приказание не было исполнено. Внезапно появившийся ветер раздул пламя. Искры и головни летели во все стороны и зажигали те части храма, которые еще не горели. Тит все еще делал отчаянные попытки спасти храм – не из уважения к иудейской религии, а из уважения к этому шедевру мирового искусства. Но его солдаты оказались безсильны остановить пожар, они не понимали, что здесь исполняются слова Того Самого Христа, в Которого они не верили: «Не останется камня на камне». Храм стал одним громадным костром – пламя снизу поднялось вверх.
Иудеи защищали свою святыню с отчаянной храбростью. По мраморному полу текли потоки крови и закипали в огне. Последние священники, собравшись на верхней площадке храма, с воплем отчаяния бросили в небо, возвращая Богу, ключи от храма, которых они оказались недостойны, и сами низринулись в огонь. Так погиб великолепный храм, которым любовались гости со всего мира. Погиб во исполнение пророчества Спасителя, и не осталось от него камня на камне.
В Иудейской войне и во время осады Иерусалима погибли 1 млн. 354 тыс. евреев. Все уцелевшие мужчины старше 17 лет были приговорены к каторжным работам в египетских рудниках, а некоторые юноши были отобраны для отправки в цирки разных городов для умерщвления их львами. Много еврейских девушек было продано в рабство в богатые римские дома. Все дома в Иерусалиме были разрушены и сожжены, даже деревья вокруг Иерусалима были вырублены во время осады. Римляне отдали распоряжение сгонять евреев с их земель и высылать в другие места.
Тит думал одним ударом покончить и с иудейством, и с христианством. Он смотрел на христианство как на ветвь, выросшую из иудейского корня, и думал, что после уничтожения корня погибнет и ветвь. Но для истинных последователей Христа все содействует ко благу. Огонь Иудейской войны нанес урон иудействующему христианству, то есть таким христианам, которые цеплялись за весь Моисеев закон и за соблюдение субботы. Они готовы были разрушить все то, над чем так самоотверженно трудился апостол Павел, и предать анафеме всех, кто не соблюдал еврейских обычаев.
Но случилось наоборот: в результате Иудейской войны были разрушены условия для процветания иудействующего христианства, а все верные Христу члены Иерусалимской общины во время осады города не пострадали. Еще задолго до того они, вспомнив повеление Христа, ушли из Иерусалима в небольшое горное селение Пелла на другом берегу реки Иордан. Причем это было не трусливое, поспешное бегство, а заблаговременный, спокойный исход, выполнение ясного повеления Господа Иисуса Христа. Для верных учеников Господних пережитые испытания явились обильным дождем, в результате которого они зацвели ещё ярче.
После Иудейской войны не стало больше условий для восстановления Иерусалимского храма, ибо евреи были рассеяны по всему миру, а территория бывшего Иерусалима переходила из рук в руки. Но на гибели города ужас не кончился. Пленных евреев было так много, что их продавали в рабство за гроши. Часть пленников была брошена диким зверям в римских амфитеатрах, другие вынуждены были зарубить друг друга в гладиаторских боях…
Так совершился страшный суд над еврейским народом, который убийством Сына Божия опозорил Завет, заключенный с ним Самим Богом. Причем падение города увидело именно то поколение, которое кричало: «Распни, распни Его!». И теперь они хорошо понимали, ЧТО именно стало причиной столь ужасной погибели. Ни один город мира никогда не терпел подобного бедствия, равно как ни один век от сотворения мира не давал поколений более порочных, чем те, которые предали Христа.
…Сегодня гром небесного гнева грянул над Украиной и Россией, и мы должны знать, что ответственность за это лежит на каждом из нас. Потому что в той массе зла, которая вызвала катастрофу, есть и наши личные грехи. Чем можно смягчить гнев Божий? Что нужно сделать, чтобы вернуть мир? Ответ давно известен: нужно всенародное покаяние, нужно просить милости Божией, чтобы прекратить пожар войны и чтобы наши сыновья-воины скорее вернулись домой…
Подготовила Елена Строгова.
Использованы материалы: Епископ Василий Кинешемский. «Беседы на Евангелие от Марка»