Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
25.11.2022

Автокефальные жесты: Состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви



синод-упц (1).jpg

Сегодня после Божественной литургии в Крестово-домовом храме в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских при резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которое возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, сообщает информационно-просветительский отдел УПЦ МП.

Впрочем, в условиях войны Украинская Православная Церковь стремится избавиться от следов принадлежности к Московскому Патриархату, хотя пока не принято полнотой Православия решения об автокефалии УПЦ, она продолжает оставаться УПЦ МП. На заседании Св. Синода в Киеве, впрочем, принят ряд демонстративных мер, которые призваны показать, что УПЦ ведёт себя как Автокефальная Церковь.

Первым таким решением стало внесение в Диптих Предстоятелей Поместных Православных Церквей имя Предстоятеля Македонской Православной Церкви. «Отныне имя Блаженнейшего Архиепископа Охридского и Македонского Стефана будет поминаться Предстоятелем нашей Церкви за каждым богослужением», – рассказали в Информационном отделе УПЦ МП. Однако проблема заключается в том, что ни Сербская, ни Македонская Церкви в этом не нуждаются, поскольку ни та, ни другая не признают автокефалии УПЦ и их Предстоятели не поминают блаженнейшего Онуфрия за богослужением как равного себе главу Церкви.

Вторым решением стало «возобновление» мироварения в Украинской Православной Церкви. «Исторически мироварение в Киевской Митрополии началось с середины XV века. В дальнейшем святое миро изготавливалось в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. Из-за революционных событий 1917 года эта практика в Украине прекратилась. Собор Украинской Православной Церкви, который состоялся 27 мая 2022 года в Киеве, имел рассуждение о возобновлении мироварения. Учитывая это, Священный Синод принял решение возобновить мироварение в Украинской Православной Церкви, для чего создана соответствующая комиссия во главе с викарием Одесской епархии архиепископом Арцизским Виктором», – подчеркнули члены Священного Синода УПЦ МП.

В этом заявлении содержится изрядная доля лукавства. Мироварение в Киеве до революции было данью традиции и уважения к Матери городов русских, месту русской крещальной купели. Церковь была едина. Поэтому говорить о «возобновлении» мироварения, как минимум некорректно.

С другой стороны, многочисленные комментарии, что мироварение – признак автокефалии, также не являются корректными. Миро варят далеко не все Автокефальные Православные Церкви, а только несколько. Однако тот факт, что некоторые Церкви берут миро у других Церквей, нисколько не умаляет их самостоятельности. Но автокефальный жест в нынешних условиях, конечно, эффектный.

Члены Св. Синода приняли также текст Заявления. В нём много привычной риторики и обвинений в адрес России, а также заявлений, адресованных киевским властям, в лояльности УПЦ: «С первого дня вторжения российских войск Украинская Православная Церковь осудила эту войну и последовательно выступает за сохранение суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины»; «Наши верующие, с Божьей помощью и молитвами своих единоверцев, мужественно защищают Родину в рядах Вооруженных сил Украины и других военных формированиях. Мы радуемся победам наших военных, наблюдая, как восстанавливается жизнь в освобожденных городах и селах. В то же время, с глубокой болью продолжаем получать известия о гибели наших защитников и мирных граждан. Вечная память всем жертвам этой страшной войны!»

Однако эти проявления лояльности не оберегают верующих канонической Церкви от подозрений, обвинений и преследований со стороны властей и силовых структур. О чем свидетельствует и принятое заявление: «К сожалению сегодня в адрес некоторых священнослужителей Украинской Православной Церкви раздаются обвинения в коллаборативной деятельности. Со своей стороны, принимая во внимание различные обстоятельства, сложившиеся в результате военной агрессии Российской Федерации против Украины, заявляем, что эти искусственные обвинения недоказаны и безосновательны. Те епископы и священники, которые остались на оккупированной территории Украины и продолжают совершать там свое пастырское служение, не являются коллаборантами. Напротив, многие из них являются настоящими героями Украинского народа. В тяжелых обстоятельствах, сложившихся в результате войны, они не оставили свою паству. Рискуя своей репутацией, священнослужители Украинской Православной Церкви делают все возможное, чтобы наш Украинский народ выжил там, где война уничтожает шансы для человеческой жизни».

В Заявлении указано и на факты «незаконной практики перерегистрации приходов и захвата храмов Украинской Православной Церкви» во многих регионах Украины. Это рейдерство, «часто сопровождаемое бранью и драками, происходит не только с согласия, но даже по инициативе представителей местных властей». И хотя авторы Заявления пишут, что «такие действия раскалывают общество, и это в условиях военного положения является особо тяжким преступлением», никакой реакции на их призывы со стороны властей нет. Чему свидетельством недавние обыски в монастырях и домах священнослужителей УПЦ. Об этом тоже сказано в Заявлении, в котором Синод «призываем не разжигать внутреннюю войну, а всем объединяться, чтобы выжить и победить стоящее перед нами зло. Только наш общий труд без внутренних распрей сможет остановить кровопролитие». Но не верят киевские власти представителям канонической власти. Будучи сами беззаконниками, им по сердцу ближе раскольники и униаты – такие же беззаконники.

На заседании Св. Синода принят ряд кадровых решений, некоторые архиереи почислены на покой или переведены на другие должности. Среди этих решений есть и решения, вызванные политической мотивацией. Так Синод освободил митрополита Изюмского и Купянского Елисея от управления Изюмской епархией и отправил его на покой. Управляющим Изюмской епархией избран клирик Харьковской епархии архимандрит Иоанн (Терновецкий).

Мы помним, что в июле митрополит Елисей отказался подчиниться решению Собора УПЦ МП от 27 мая, который осудил позицию Патриарха Кирилла по спецоперации РФ на Украине и объявил о независимости УПЦ от Московского Патриархата. Как заявил тогда митрополит Елисей, священники Изюмской епархии (Харьковская область) единогласно приняли решение продолжать поминать Патриарха Кирилла на службах. Однак в конце сентября, когда Изюм был занят украинской армией, митрополит Онуфрий отстранил митрополита Елисея от руководства епархией. И теперь вот он уволен на покой.

Источник:https://ruskline.ru/

<-назад в раздел

Русский календарь