27.10.2022
<-назад в раздел
Отношение к войне
Сама «повестка дня», увы, побуждает нас снова и снова говорить о войне. А, вернее о православном отношении к ней. Говорить для того, чтобы у некоторых наших братьев и сестер не сложилось превратное представление о том, что между православием и пацифизмом можно безусловно поставить знак равенства.
Итак, Апостол Павел заповедует нам: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Святитель Иоанн Златоуст в толковании на этот отрывок говорит:
«…Хорошо сказал апостол «если возможно с вашей стороны». Ведь иногда невозможно быть в мире, например, когда идет речь о благочестии, когда возникает борьба за обижаемых. <…> Смысл слов апостола таков, насколько зависит от тебя, никому не подавай повода ко вражде и ссоре – ни иудею, ни язычнику; если же увидишь, что как-нибудь нарушается благочестие, не предпочитай согласия истине, но стой за нее мужественно, даже до смерти; но и в этом случае не враждуй душой, не отвращайся добрым расположением, а восставай только против поступков».
Те же мысли выражает и блаженный Феофилакт Болгарский:
«Если видишь, что оскорбляется благочестие, то восстань мужественно, сражаясь за истину, однако не против человека враждуя, но против нечестия, а о человеке, напротив, сожалея и щадя его. Таким образом, что прежде казалось невозможным, то становится возможным: ибо что касается тебя, то ты находишься в мире с ним, а брань ведешь с одним нечестием».
О том же говорит и святитель Феофан Затворник:
«Бывают случаи, когда истина попирается и правда нарушается. Заповедь велит заступиться за неправо обижаемого и отстаивать истину; между тем ни того, ни другого нельзя исполнить, не возбудив разлада. Как быть? Мужественно стой за истину и защищай обидимого; но в сердце будь мирен с тем, против кого восстаешь за истину и правду. Делай сие в духе любви, а не из самолюбивых побуждений».
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви мы читаем:
«Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости».
Говоря о том, что война – это зло, Церковь уточняет, что меньшим злом иногда уничтожается большее. Примеров тому – множество и в Ветхозаветной истории человечества и в Новозаветной. Бо́льшим злом признается духовное, нравственное растление и разложение целых народов и царств, следствием чего становится вечная погибель, относительно которой смерть тела – это зло относительное и «малое». Массовое растление и грозящая погибель народа зачастую пресекается именно войной и убийством носителей зла и соблазна. Так было с пророком Божиим Илией, собственноручно истребившим 400 вааловых жрецов, так происходит и сейчас, когда войной на Украине Господь истребляет распространившуюся заразу неолиберального зловерия.
«Нравственный христианский закон, – напоминает Церковь, – осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было».
Итак «сражаться за истину» означает не только молитвой и словом, но и делом самим отстаивать правду, воинствовать, в том числе и силой оружия, заступаясь за обижаемых. И как это ни покажется странным, но правильное, доброе расположение к врагу вовсе не исключает брани с ним и даже убийство его в бою.
Вот что говорит об этом, например, святитель Афанасий Великий:
«Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах».
Здесь уместно будет вспомнить и слова нашего великого полководца Александра Суворова, завет его, данный русским воинам:
«Чудо-богатыри, покой, опора, слава Отечества – с нами Бог. Молись Богу, от Него победа. Пресвятая Богородица, спаси нас. Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Без сей молитвы оружья не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай. Всякое дело начинать с благословением Божиим. До издыхания будь верен Государю и Отечеству. Избегать роскоши, праздности и корыстолюбия, искать славу через истину и добродетель. Дух укрепляй в вере отеческой, православной. Безверное войско учить – что перегорелое железо точить. Что дерево без корня, то – почитание ко власти земной без почитания ко власти Божией. Воздай честь Небу, а потом земле. Люби истинную славу. Отличай честолюбие благородное от надменности и гордости. Научись заранее прощать ошибки других, но никогда не прощай себе своих. Победи себя – будешь непобедим. Не презирай никогда неприятеля, какой бы он ни был. <…> Неприятель сдался – пощада. С пленным быть милосерду – солдат не разбойник. Грех напрасно убивать – они такие же люди. Поражать неприятеля человеколюбием. Бог нас водит. Он нам генерал. Вот – братцы – воинское обучение».
* * *
Теперь конкретно о нашей кампании, которая очень точно называется операцией, то есть устранением безнадежно больной и разлагающей части с целью сохранения жизни и здоровья Целого.
Господь говорит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34). В толковании на этот отрывок Евангелия святитель Иоанн Златоуст пишет:
«Как же Сам Он заповедовал им, входя в каждый дом, приветствовать миром? Почему же, равным образом, ангелы воспевали: “Слава в вышних Богу, и на земле мир” (Лк. 2:14)? Почему также и все пророки благовествовали о том же? Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею. <…> Итак, не смущайтесь тем, что на земле будут брани и злоумышления. Когда худшее будет отсечено, тогда с лучшим соединится небо».
В основании Русского мира лежит истинная вера и здоровая нравственность. И то, что сам этот мир при ближайшем рассмотрении далек от совершенства – не означает отсутствие этого основания, но всеобщую нашу расслабленность и поврежденность, ставшую во многом следствием распространения в нашем обществе Западных идей и влияний. Однако само основание неколебимо, а, стало быть, и надежда есть на восстановление и построение доброго здания.
На Западе же сам фундамент гнилой. Отвергнув много веков назад истинную веру и благочестие, в основании своей жизни Западный мир положил возрожденное человекоугодие со всем его бесовским разнообразием служения страстям и похотям. И то, что мы видим теперь – это лишь прискорбный результат построения очередной Вавилонской башни.
Сегодня в лице Русского мира и Западного мира столкнулись две стихии: Божественная и бесовская. Отсюда и непримиримое противостояние этих двух миров. И не об этом ли противостоянии говорил Господь, когда, пророчествуя о последних временах, сказал: «Восстанет народ на народ и царство на царство» (Мф. 24, 7).
Косвенно эту мысль подтверждают и наши враги. «Мир сталкивается с выбором между самодержавием и демократией» – в ужасе воскликнула недавно конгрессвумен Нэнси Пелоси. Очевидно, первое означает признание верховенства Бога, второе – подчинение власти бесов, имя же им «легион». Слово «демократия» здесь – только прикрытие глобальной пропаганды греха и «свободы от праведности».
Разве не миролюбиво поступала Россия, многие годы, терпеливо прилагая усилия, чтобы выстроить добрососедские отношения с новоявленным государством под названием Украина? Именно так и было и мы все это видели. Но руководство этой новой страны (при всемерной поддержке Запада) взяло курс на враждебное отношение к России и на утверждение «нового миропорядка», то есть порядка, построенного на правилах неолиберального мира. Больше того, увлекшись растлением собственного народа, безбожная власть восстала на всё русское в нем самом, так что попираемы стали истина и благочестие и обижаемы русские по духу люди, справедливо считающие, что они-то и есть самые настоящие украинцы.
Как же было России не восстать на защиту попираемого благочестия и обижаемых соотечественников?!
Говорят, что люди простые не таковы, что нет никакой враждебности к России в разных народах, а, напротив, многие смотрят на нас с большим воодушевлением и надеждой. Верю, что так и есть. Но горькая правда заключается в том, что кучка негодяев порой загоняет «по умолчанию» целые народы и страны в тупиковую ситуацию, из которой единственный выход – война. И это, может быть еще один важный урок для всех нас, что нельзя быть только пассивным наблюдателем жизни, но всем и каждому: верою своей, благочестием, словом и делом стоять за истину, имея попечение не только о себе и своей семье, но и об общем благе отечества.
Священное писание разделяет понятия справедливой и несправедливой войны. Несправедлива та война, целью которой является не защита обижаемых и не восстановление попранной правды, а утверждения собственных горделивых амбиций. Гибридная война Запада с Россией велась на территории Украины как минимум четверть века, всё более разрастаясь и достигнув, наконец в 2014 году «горячей фазы». Тогда коллективный Запад руками украинских националистов в прямом смысле этого слова «взял меч», чтобы, в конце концов «от меча и погибнуть» (см. Мф. 26, 52). Так что все последующие события – это только ответ на беспрецедентную и вероломную агрессию Запада, защита обижаемых и восстановление попранной справедливости.
Если же говорить о России в целом, то мы действительно можем содействовать разрешению глобального кризиса, способны принести освобождение и мир народам, открыть простор благословенных, иных перспектив развития общественных и межгосударственных отношений.
Только бы мы сами опомнились, принесли покаяние Богу, очистились от скверны и изменились. Тогда возможно нам хоть на малое время водворить добрую благочестивую жизнь в нашем Отечестве и тем явить пример всем, кто еще способен полюбить чистоту, красоту и истину.
Протоиерей Димитрий Шишкин