Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
01.09.2022

Протодиакон Владимир Василик: Размышления о системе образования в День знаний

школа.jpg

Вот и наступило 1 сентября – новый учебный год. В этот день дети идут в школу – для них начинается новый круг учения, новый круг познания мира и людей, а для кого-то и Бога.

1 сентября по юлианскому календарю в Восточно-Римской империи, которую мы по недоразумению называем Византией, начинался и церковный год. Церковь поёт: «Тихий ми, Христе, летный круг давай, Щедре, и насыти мя словес Божественных Твоих, яже явился еси глаголя иудеем в субботах».

Традиция осеннего Нового года понятна, она укоренена в народном календаре – это праздник сбора плодов и урожая. Но для учителей и учеников – это время сева. Сеятель слово сеет, говорит нам Священное Писание. Учителя сеют знания.

Однако, к сожалению, почва бывает разной. Одна бывает каменистой, когда дети глухи к какому-либо виду знаний.

Другая бывает неглубокой, когда дети ради четвёрок и пятерок начинают было учиться, хватаясь за поверхность предмета, но когда видят, что в глубину надо идти трудами – охладевают.

Третья почва засорена различными сорняками. И один из самых страшных сорняков – компьютерная зависимость, игромания и зависимость от Интернета – от неглубоких, примитивных, а часто ложных знаний, которые услужливо продают продавцы воздуха, точнее, продавцы отравляющим газом. Мне приходится разгребать тонны всякого интернет-вранья, можно сказать «авгиевы конюшни». И даже собственному сыну объяснять, почему Александровская колонна не могла быть создана атлантами-гипербореями. Вот что делают лжезнания! Сын успокоился только тогда, когда на вопрос «Папа, а ты сам лично видел документы строительной комиссии», получил утвердительный ответ...

И только на добрую почву, удобрённую многими трудами и стараниями ученика, учителей и родителей подает семя-слово.

Должен с сокрушением сказать, что в последнее время мозги наших учеников – благодатная почва – систематически засорялась лжезнаниями, семенами безбожия и семенами бесчеловечия, семенами раздора, ненависти к своему прошлому, а часто и ненависти к настоящему. Некоторые учебники по истории в 90-ые годы выглядели так, как будто писались в рейхканцелярии доктора Геббельса.

Что же касается иных дисциплин, то по опыту обучения собственных детей я заметил удивительную бестолковость в программах, удивительную перегруженность преждевременными и ненужными знаниями. Порой заглядывая в учебник по русскому языку встречаешь терминологию, с которой ты работал на 3-4 курсе филологического факультета. Причем, в учебниках эти термины не объясняются.

Как шутил Ключевский, Петр в своих указах требовал учредить «добрый анштальт», а что это такое его бояре и губернаторы не понимали. И из-за непонимания приходилось расплачиваться собственной спиной. В учебниках же наших учеников эти «добрые анштальты» встречаются чуть ли не на каждом шагу без должного объяснения.

Далее. Чувствуется отсутствие системы, линейки знаний. Не понятно, что на чем стоит и что из чего следует. Чувствуется, что подобные учебники писались на скорую руку для получения соросовского или государственного гранта. К тому же они должны были резко отличаться от советских учебников, чтобы, не дай Бог, не заподозрили в плагиате, а пуще, чтобы отринуть «проклятое советское прошлое». Авторам учебников хотелось выделиться (не буду употреблять грубые и жаргонные слова), им хотелось убедить других в своей оригинальности, исключительности, незаменимости. Последствия этих программ и учебников налицо – учиться самостоятельно практически невозможно.

Сегодня, с одной стороны, ситуация улучшается. Недавний указ министра образования, согласно которому с учителя снимается две трети бумажной нагрузки, вселяет надежду.

С другой стороны, по-прежнему остаётся проблема с дисциплиной: учитель не имеет права наказать ученика, не может даже выставить его из кабинета, если он мешает, потому что, де, ребёнок может себе как-то навредить.

Но, простите, что такое школа? Место обучения, место подготовки ученика к будущей жизни или же школа – это детская комната милиции, детприемник, а можетместо приятно времяпровождения? Почему один поганец может срывать уроки, мешать другим учиться и хамит учителю. А учитель против него беззащитен. Единственное, что он может: собирать бумажки, фиксировать проявления всех его безобразий, а потом приносить их на комиссию. И тогда ученика исключат из школы. Но тем самым мы развращаем наших детей, унижаем учителя и ломаем учебный процесс.

Этой весной я читал лекцию про Петра I и Мазепу в 9-м классе в одной из средних школ. Дети слушали с некоторым интересом, хотя я не чувствовал того отклика, который был на моих уроках в 90-е, нулевые или даже в начале 2010-х годов. Чувствуется, что внимание к знанию и вообще способность слушать резко притупились.

После лекции у меня состоялся разговор с завучем, которая рассказывала о положении учителей в трагических красках. И в конце нашего разговора я предложил, чтобы выпускники поступали на Исторический факультет СПбГУ. Но услышал страшный ответ завуча: Спасибо, но никто из наших учеников не может поступить на Исторический факультет. Не наш уровень. И возникает вопрос: до чего мы довели нашу среднюю школу? В советское время такое признание в своей беспомощности было бы просто невозможно.

В свое время Бисмарк сказал, что Франко-Прусскую войну выиграл прусский учитель. И теперь возникает вопрос: почему мы не выигрываем все те войны, в которых мы в настоящий момент пребываем? Ответ аналогичный: потому что эти войны не выигрывает русский учитель.

Глубокий поклон нашим учительницам, но то, что учительский контингент составляют почти только женщины – это очень плохо. Эта печальная тенденция показывает, с одной стороны, уровень престижа, а с другой – нездоровую общественно-психологическую установку исключительно на учительницу. Именно русский учитель, настоящий русский мужик, трудовик, спортсмен и воин должен прийти в школу. На мой взгляд, должны быть восстановлены уроки труда с полным техническим обеспечением, как в советские времена – со станками, с реальными инструментами, а не с вырезанием снежинок и человечков на уроках, которые почему-то называются громким словом «Технология».

Учитывая напряженную ситуацию на наших границах, в школах необходимо восстановить в полном объеме начальную военную подготовку.

Безусловно, должна быть повышена дисциплинарная ответственность учеников и их родителей. Учитель должен получить право наказывать нерадивого ученика, должен получить полное право выставлять из класса, если он мешает вести урок.

Охране должны быть даны соответственные права на нейтрализацию хулиганов и на отведение их в соответственное место при школе для размышления над своим поведением. На мой взгляд, была бы полезна для особенно отчаянных хулиганов трудовая повинность за те или иные проступки. Трудовая повинность должна оформляться соответствующим образом через правоохранительные органы. Не родители должны отвечать кошельком за паскудство своих отпрысков, а сами отпрыски должны отвечать своими трудами, своими руками и своим хребтом.

Далее. Необходима ревизия учебников и учебных программ на предмет их системности, логичности и адекватности уровню учеников. Должна быть программа переиздания учебников, в том числе переиздания советских учебников с соответствующими коррективами.

И конечно необходимо провести ревизию учебников по истории. Следует отметить странные прыжки в курсах истории, когда ученики прыгают, то в мировую историю, то в историю России, не закончив соответствующего раздела – знания являются явно фрагментарными и несистемными.

Позор, что в некоторых учебниках на изучение Великой Отечественной войны отводится всего 3-4 страницы, а на Сталинградскую и Курскую битвы – всего по паре предложений. Настоящий позор! Учебники должны быть перепрофилированы под более глубокое изучение отечественной истории, особенно ХХ века и Великой Отечественной войны с целью патриотического воспитания.

И, наконец, в школах должна быть усилена духовная составляющая. Безусловно, обязательным компонентом должно быть изучение русской культуры, как православной культуры. И не стоит кивать на многонациональность и поликонфессиональность. Очень часто мусульмане с большим интересом и доброжелательностью изучают русскую православную культуру, чувствуя достаточность точек соприкосновения. В любом случае мусульманин будет иметь дело скорее с христианином, чем с безбожником.

При уважении к другим народам и верованиям нам надлежит не забывать, что всё-таки государствообразующим народом является русский народ, а его верой искони являлось Православие.

Надо не забывать, кто мы такие и для чего мы живем в этом мире.

В прошлые годы как будто по чьей-то указке из школы выдавливалась православная культура, всеми правдами и неправдами родителей вынуждали отказываться от нее, внедряя светскую этику или Историю мировых религий – совершенно безсодержательные предметы. Пора это положение вещей менять. И только тогда нашу войну сможет выиграть русский учитель.

Дороге ученики, прилежно внимайте тому, что вам дает школа – это надёжнейшая основа для вашей будущей жизни. Мои знакомые фронтовики, к сожалению, большинство из них ушли в мир иной, смогли дойти до Берлина, смогли победить величайшую на то время силу, потому что они прекрасно учились, потому что они назубок знали строение радиоприёмника и могли его собрать едва ли не с закрытыми глазами, могли «шпарить» «Горе от ума» и «Евгения Онегина» десятками страниц, могли в уме умножать и складывать числа с тремя и четырьмя знаками, поэтому они стали победителями. Учитесь и внимайте. Стремитесь к знаниям подлинным, а не к эфемерным и наносным.

Дорогие учителя, помните – мы глубоко чтим и уважаем вашу профессию. Помните, вы на переднем крае великой духовной войны за умы и души наших детей. Поэтому желаю Вам сил мужества и терпения.

Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии

<-назад в раздел

Русский календарь