05.07.2022
05.07.22
<-назад в раздел
В Думу внесен законопроект о защите семьи от необоснованного вмешательства государства и третьих лиц
В преддверии учрежденного Президентом нового праздника — Дня семьи любви и верности (будет отмечаться 8 июля) — группа сенаторов снова внесла в Думу пакет законопроектов об изменении концепции Семейного кодекса и еще семи федеральных законов, призванный защитить семьи от внешнего вмешательства и подготовленный при участии экспертов родительского сообщества, в первую очередь — института Общественного уполномоченного по защите семьи. Законопроект, ранее известный как «закон семи сенаторов» (теперь сенаторов-инициаторов уже не семь, а десять), как уже не раз рассказывала «Катюша», имеет фундаментальный характер, и уже поэтому история его принятия превратилась в настоящую схватку добра со злом. Поправки в СК начали разрабатывать по требованию родительских организаций более 5 лет с целью исключить одну за другой токсичные антисемейные нормы действующего СК, в частности, об отобрании детей и о том, что бабушка — не родственник (если у бабушки нет нотариальной доверенности от родителей или законных представителей, у нее могут забрать детей!). Попытки внесения предыдущих версий законопроекта в Думу наталкивались на альтернативные концепции от лоббистов ювенальщины и прочих антисемейных технологий вроде т.н. «закона Клишаса-Крашенинникова» о судебном изъятии детей в 24 часа, которые нам с вами приходилось отбивать. В итоге некоторые противники «закона семи сенаторов», включая сенатора Андрея Клишаса, в процессе споров перешли в стан инициаторов «закона семи сенаторов». Уже поэтому хотелось бы посмотреть финальные тексты всех законопроектов на предмет возможных «сюрпризов», хотя в целом новая концепция безусловно просемейная и призвана покончить с нынешним, по факту, колониальным подходом к регулированию этой сферы.
Авторами обновленного законопроекта стали сенаторы Елена Мизулина, Андрей Клишас, Владимир Полетаев, Екатерина Алтабаева, Елена Афанасьева, Александр Башкин, Римма Галушина, Ольга Ковитиди, Вячеслав Наговицын и Маргарита Павлова, а так же депутаты ГД Буцкая Татьяна и Дмитрий Вяткин. Законопроект содержит 20 поправок в Семейный кодекс и 25 поправок в семи иных федеральных законов. Помимо самих инициаторов и экспертов из родительских организаций, законопроектом занималась отдельная межведомственная группа, в состав которой входили представители семи федеральных органов исполнительной власти (Минпросвещения, Минюста, Минтруда, Минздрава, Минфина, МВД, МЧС), представители Генпрокуратуры РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ и Федеральной нотариальной палаты. «Законопроект позволит обеспечить необходимую защиту ребенка от любых угроз силами самой семьи, включая родственников, или при поддержке государства и защитить семьи с детьми от необоснованного и избыточного вмешательства в их внутренние дела, тем самым будет способствовать укреплению института семьи, достижению согласия в обществе и реализации обновленной Конституции РФ», — пояснила сенатор Елена Мизулина. Сопредседатель Межведомственной рабочей группы Елена Мильская отметила: «Законопроект призван соблюсти принцип максимального обеспечения интересов семьи. Авторы законопроекта предлагают выстраивать отношения государства и семьи на иных принципах — презумпции добросовестности родителей и права ребенка жить в родной семье».
Законопроект вводит в Семейный кодекс новые принципы правового регулирования семейных отношений, защищающие семью — такие, как презумпция добросовестности родителей при осуществлении родительских прав, право ребенка на родную семью. Это означает, что государство берет на себя обязанность при внесении изменений в семейное законодательство исходить и из этих принципов. Принцип презумпции добросовестности родителей означает, что государство признает всех родителей добросовестными (действующими в соответствии с интересами детей), пока их недобросовестность не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. Введение этого принципа позволит исключить порочную практику произвольного отобрания детей из семей.
Право ребенка на родную семью означает, что ребенку во всех случаях отсутствия родителей, временно или постоянно, гарантируется его право жить и воспитываться в родной семье, семье своих родственников или свойственников. Родственникам, свойственникам ребенка гарантируется преимущественное право на его воспитание во всех случаях, когда ребенок остается без попечения родителей или когда родители временно не могут осуществлять свои родительские права. Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью не родственников без принятия мотивированного решения об отказе в передаче ребенка его родственнику (с возможностью его обжалования) впредь будет считаться незаконным.
Вместо действующего принудительного механизма отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства в случаях широко толкуемой ими на практике «непосредственной угрозы его жизни или здоровью» (действующая статья 77 Семейного кодекса), законопроект предусматривает комплекс мер защиты детей, который позволяет и защитить ребенка от угрозы возникшей угрозы, и не уничтожить при этом содержание самого основного права ребенка на его семью.
В комплекс входят в первую очередь меры, которыми родители могут воспользоваться самостоятельно в тех случаях, когда им известно, что ребенок может остаться без их защиты или попечения. Например, родители или единственный родитель ребенка нуждаются в стационарном лечении, или их работа носит разъездной характер или осуществляется вахтовым методом и т.д. В этих целях родители вправе воспользоваться одним из следующих прав, предусмотренных законопроектом:
Правом обращаться в орган опеки и попечительства с заявлением о назначении ребенку опекуна (попечителя) на случай, когда они (родители) по уважительным причинам не смогут временно осуществлять свои родительские права. Назначение опекуна (попечителя) в этом случае не прекращает родительских прав. В отличие от действующего законодательства реализация такого права будет зависеть от родителей, а не от органа опеки и попечительства. Предусматривается порядок не только подачи заявления, но и принятия решения органом опеки и попечительства, а также учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, порядок разрешения споров по поводу опекуна (попечителя).
Правом выдать нотариально удостоверенное согласие на осуществление правомочий законного представителя ребенка родственником или свойственником в период временного нахождения ребенка с такими лицами в отсутствие родителей (за исключением ряда правомочий).
Правом привлекать для воспитания детей родственников, иных лиц без специального документального оформления их полномочий. Нельзя будет (как сейчас) отобрать ребенка у бабушки, дедушки, у которых нет доверенности от родителей.
Правом на временное устройство ребенка в организацию на период, когда они по уважительным причинам не смогут осуществлять свои родительские права.
Для ситуаций, когда родители временно не могут осуществлять свои права и обязанности (их перечень содержится в законопроекте, например, при экстренной госпитализации родителя, который находится в бессознательном состоянии; при пропаже родителей без вести и объявлении в розыск, при задержании подозреваемого родителя и др.), предусмотрены временные меры защиты, то есть передача ребенка родственникам, иным близким ребенку лицам и — только в случае, если это невозможно, — в организацию для детей.
Кстати, именно так организован этот вопрос в ряде республик Северного Кавказа, в частности, в Чечне — где, как известно, в принципе нет брошенных детей и ювенальной юстиции.
Действуют временные меры защиты в течение периода, пока не отпадет или не будет устранена угроза, и (или) родители вновь смогут осуществлять свои права, либо до момента признания ребенка оставшимся без попечения родителей.
Отобрание ребенка у родителей станет возможным только при их виновном поведении на основании вступившего в законную силу решения суда о лишении родительских прав либо об их ограничении, то есть по результатам полноценного судебного процесса, в котором родители смогут представить свою позицию и доказательства.
Законопроект обеспечивает терминологическое единство семейного законодательства. Впервые с учетом положений обновленной Конституции РФ в семейное законодательство встраиваются определения таких основных терминов, как «семья» и «родители». «Семья — общность людей, соединенных отношениями брака, родства, свойства, усыновления (удочерения и связанных общими семейными традициями и ценностями, взаимными правами и ответственностью друг перед другом». Такое определение ставит крест на планах глобального Содома размыть понятия отца и матери, заменив их на популярных на Западе «родителя № 1» и «родителя № 2».
Наконец, в законопроекте фиксируется важное, но оспариваемое на практике право родителей выбирать методы воспитания ребенка, исходя из его законных интересов, возраста, состояния здоровья и уровня развития, в соответствии со своим мировоззрением, религиозными, национальными и культурными традициями своей семьи. При этом указывается, что методы воспитания ребенка должны исключать причинение вреда здоровью ребенка либо совершение иных действий, запрещенных законодательством. Более подробно с концепцией законопроекта можно ознакомиться в наших старых материалах.
Хотелось бы надеяться, что на этот раз данный законопроект, необходимость принятия которого очевидна всем здравомыслящим людям, будет принят в первоочередном порядке, без каких-либо сюрпризов и подстав от деятелей вроде Павла Крашенинникова, которому не впервой лоббировать интересы прозападного ювенального лобби и защищать права и интересы глобального Содома, заинтересованного в превращении России в «рынок детей», и который продолжает работать в Думе, возглавляя комитет по конституционному законодательству, без прохождения которого не принимается ни один законопроект. Будем внимательно следить за прохождением законопроекта и за всеми персонажами, которые попытаются выступить против.
Источник: https://katyusha.org