Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Понятие происходящего: От чего зависит сила и величие России 01.07.2022

Понятие происходящего: От чего зависит сила и величие России

30.06.22

Как глупо спорить о природе рыб и птиц, не зная, что такое вода и воздух, так и глупо спорить о явлениях и событиях, не имея точного понимания о среде, в которой эти события произошли. Понимание смысла российских событий напрямую зависит от знаний о среде, в которой они совершались – России. Но здесь есть сложность – во всём слышимом нами о нашей любимой Родине, более говорится о человеческом, нежели о Божием. А ведь истинный смысл словам определяет Бог, а не люди. Так и Россия – это не то, что мы о ней думаем, а то, что о ней судит Бог. Из этого и надо исходить.

Итак, Россия – это государство. Для понимания России необходимо знать: а каким смыслом Бог наделил это слово – государство? Нас интересует смысл, а не этимология и буквы. Отсюда станет понятна причина появления государственности у народа Божия. А из этого нам станет понятна и роль государства в Промысле Божием о человеке. И такое логическое последование как раз-то и позволит нам увидеть – что есть Россия для Бога, а не для человеческих мудрований.

Святое Писание вполне согласуется с общепринятым мнением, что смысл государства – в силовом принуждении общества к порядку. Но как мы видим, от времени адамова изгнания из Рая, Бог не оказывал на человека силового принуждения для исполнения Своей Воли, представив ему свободу действий. И к чему это привело? А к тому, что на всей Земле верной Богу осталась лишь одна небольшая семья Ноя. И следуя логике событий, отчётливо видно, что не вмешайся Бог Потопом, то и эта последняя семья исчезла бы, и – начинай сначала.

После Потопа Бог вторично даёт человеку свободу в деле Спасения: и что же мы видим? Вновь непрерывное уменьшение числа носителей неповреждённого знания о Боге, так что Ему снова приходится вступить, чтобы предотвратить их окончательное исчезновение. И даже лучшего из них – Авраама – пришлось проверять, да и не раз. Что же это значит?

Бог дважды предоставлял человеку свободу в деле исполнения Своей Воли, и человек доказал свою полную неспособность. По вине этой глупой человеческой уверенности в своих силах, несколько тысячелетий человеческой истории для дела Спасения оказались уничтожены. Предоставлять человеку возможность в третий раз всё испортить было бы глупостью. Так что с этого времени Бог оставляет свободу делателям Спасения только в том, что: или содействует, или не препятствует Своему Промыслу. Остальное – жёстко пресекается.

Отметим: свобода отменяется не для всех, а только для делателей. То есть с тех пор, свободу делать что угодно имеют только государства, не задействованные Богом для Своего делания. Смысл заключения Завета с Авраамом в том, что Господь как бы говорит: «Всё, Авраам. Теперь никакой свободы ни у тебя, ни у тех, кто задействован в сем деле не будет. Будете делать не что хотите, а что необходимо. И ходить не куда хотите, а куда надо. Если будете верно исполнять сие делание, то будете в безопасности, и один из вас прогонит тысячу. Если же будете самовольничать, то не жалуйтесь...». Смысл понятен.

Со времён Авраама, Бог приступил к образованию от него народа, для защиты и распространения на Земле дела Спасения. И продолжалось это аж до Моисея, которому только и были даны законы по устроению общества-государства народа Божия, получившего знаковое название – Зрящий Бога, по древнему – Израиль.

А теперь о России, и при чём тут Израиль. Россия не есть государство в обычно понимаемом смысле. Начиная с 15-го века, Россия исполняет для Бога то же служение, которое исполнял ветхозаветный Израиль, а после него – Священная Римская империя до падения Константинополя в 1453 году. Поэтому, без понимания Иерусалима, а потом и Рима-Константинополя – мы не поймём Москву.

Что же общего в истории этих трёх государств, и в чём отличие от всех других государств мира? А в том, что каждое из них создавалось не людьми, а Самим Богом, и с определённой целью – использоваться как инструмент для Своего промышления о деле Спасения человека.

Каждое из этих государств – это не география и не дело случая, не стечение обстоятельств и не волеизъявление проживающих здесь народов. Каждое из них для своего времени – это единственный на Земле созданный Богом своего рода «плацдарм» для совершения и распространения Своей Воли. И, естественно, такое место автоматом становится духовным центром, где Воля Божия из Горнего Мира низходит в наш видимый мир. И простительно ли для православных не различать происходящее в России от других стран мира? Ведь все другие государства – имеют свободу делать, что хотят и как угодно решать проблемы. У России же такой свободы нет.

Ветхозаветная история создания и существования древнего Израиля даёт нам наилучший образец для понимания цели, смысла и вида участия Божия в жизни государства, являя нам полную зависимость судьбы страны от исполнения возложенного на неё служения. А это позволяет нам по тому же подобию отобразить сие понимание уже и на всё последующее время, и в том числе применительно к России вплоть до наших дней. Ведь сменился народ и декорации, но Бог и цель Его промышления о людях неизменны. Поэтому весьма странно видеть рассуждения православных людей о внутрироссийских делах не учитывающих эту всёменяющую основополагающую данность.

У этих мест воплощения Воли Божией нет прав, как и у любого инструмента в руках хозяина, а есть обязанности, исполнение которых всецело и определяет их судьбу. Ведь в жизни как – если инструмент портится, то его правят. А когда инструмент приходит в полную негодность, то его выбрасывают и достают запасной. В этом и есть причина перехода служения из Иерусалима в Константинополь, а после на Москву.

Столицы этих трёх государств, каждая для своего времени (сейчас Москва), являются центрами управления и защиты послушной Богу части человеческой цивилизации. В этом и есть величие и слава этих мест. И наличие в этих местах хоть даже и тьмы противящихся Воле Божией ничего не решало и не решает. Для Бога это всего лишь как осевшая на инструменте пыль, стряхиваемая лёгким движением руки.

И как для человека, смысл обладания инструментом не в том, чтобы инструменту хорошо лежалось на полочке, а в том, чтобы непрерывно приносил пользу – так и Россия нужна Богу не для того, чтобы православным людям в ней сыто и довольно жилось, а для того, чтобы они, православные люди, чётко исполняли возложенное на них служение. Как инструмент исполняет волю своего владельца.

Когда православные России своими хотя бы всего лишь и «десятью праведниками» исполняют своё призвание, то обретают Божию помощь: Россия процветает, растёт число друзей царя, враги смиряются, и дело Божие безопасно распространяется по всей Земле.

Поэтому должно понимать – сила и величие России напрямую зависит ни от чего другого, как только от того – как православные исполняют своё призвание быть послушным инструментом в «руках» Божиих. И довольно забавно и печально наблюдать, как православные ищут причины постигших Россию бед не в себе, а в ком-то, чём-то и где-то.

Понимать смысл происхождения государства у народа Божия, конечно же, хорошо, но для понимания событий и чего от нас требуется делать – этого мало. Предстоит ещё разобрать: как государство Божие устроено и работает, и в чём смысл перехода служения с Иерусалима в Константинополь, а после в Москву. И тогда мы по-другому увидим и Петра Первого, и патриарха Никона, и Сталина. И поймём, что даже февраль 1917-го – это совсем не революция и не переворот, как об этом спорят, а нечто другое. Но об этом в другой раз.

Монах Кириак (Тишков), публицист

<-назад в раздел

Русский календарь