Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Протоиерей Алексий Веснин: «Господь ратует уже не за количество – за Свое малое стадо» 26.12.2020

Протоиерей Алексий Веснин: «Господь ратует уже не за количество – за Свое малое стадо»

Предлагаем читателям запись беседы с протоиереем Алексеем Весниным, настоятелем храма в селе Мухтолово Ардатовского района Нижегородской области. Он восстановил уже не один храм, а ныне трудится на возрождении старинной церкви в соседнем селе Заречном, неподалеку от Серафимо-Дивеевской обители.

– Батюшка, расскажите, пожалуйста, о поруганном храме в Заречном, который Вы сейчас восстанавливаете. С чего все началось?

– Храм в Заречном – древний, каменный, освящен в честь Образа Спаса Нерукотворного. Построен он был в 1810 году, а в советский период, во времена гонений, был закрыт, как и большинство других по всей России. Однако люди в нашем селе очень давно чаяли, питали надежду на его возрождение. Когда мы приняли такое решение, я вместе с одной из прихожанок поехал посмотреть на состояние храма и оценить масштаб работы. Внутри и вокруг него росли деревья.Внешний вид каменной кладки сохранился, но она уже начала рушиться, а купола на колокольне и шпиля уже не было.

Через поросль мы пробрались к алтарной части и стали петь молитвы «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся». А потом, как закончили петь, стали рассматривать сохранившиеся в храме фрески – несколько ликов святых. Моя помощница тетя Надя говорит мне: «Батюшка, батюшка! Слышите? Поют!» Я говорю: «Кто поет? Давай послушаем». И где-то вверху, совсем высоко, действительно было слышно какое-то пение! Я говорю: «Тетя Надя, это же неслучайно такое произошло. Это, несомненно, Божий знак!»

В моей жизни был такой случай. Когда началось восстановление Дивеевского монастыря, муж с женой с Украины, Михаил и Галина, они сейчас оба покойные, продали квартиру и решили поехать в Дивеево – купить домик, а оставшиеся деньги пожертвовать на храм. И когда они ехали, то по дороге увидели посреди поля храм. Попросили, чтобы им остановили, вышли и направились к нему.

Когда подошли поближе, услышали, что там идет служба. Говорят между собой: вот как хорошо, на службу попали. Но когда зашли в храм, поняли, что они слышали службу ангелов, потому что храм был полностью разрушен! Они посчитали, что это Божий знак, чтобы им этот храм восстанавливать. И сейчас этот храм – скит Дивеевского монастыря, он уже полностью восстановлен.

Так и мы начали восстанавливать разрушенную церковь. Я написал прошение правящему архиерею, описал ситуацию, и Владыка благословил. Собрались жители, и за несколько субботников мы полностью очистили храм от деревьев внутри и снаружи. На Троицу у нас был молебен, где собрались все жители села – первый молебен на начало доброго дела. Окропили стены святой водой, а спустя некоторое время мы прямо в стенах разрушенного храма с разрешения Владыки отслужили Божественную литургию, на которой все, кто пришел, исповедовались и причастились. Это был своего рода духовный подъем – знак, что Господь с нами, и Он благословляет нас на это доброе дело.

Сейчас работы временно приостановлены. В зимние месяцы будем копить средства, а когда станет потеплее, начнем, Бог даст, восстановление. Мы же ведем работы только на те средства, которые насобираем, что люди пожертвуют.

– А какие трудности возникают на пути возрождения храмов? Знаем, что храм в Заречном – уже не первый восстанавливаемый Вами храм. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом.

– На мой взгляд, если подходить с практической стороны, то в первую очередь надо найти хорошую бригаду, добросовестных работников. Сейчас у нас работает бригада мастеров, которые, слава Богу, понимают, что я хочу, и я им доверяю. Хорошо, когда работают люди добросовестные, непьющие, не сквернословящие, но отучить их курить я, к сожалению, не могу.

– Батюшка, бытует такое мнение, что деньги лучше тратить на детские дома, а не на храмы. Что можно ответить на это?


– На это Сам Господь ответил в Священном Писании, когда Его стали упрекать в том, что женщина возливала миро на Его главу. Ему тоже стали говорить: зачем тратить драгоценное миро, стоящее больших денег, когда можно было бы его продать, а деньги раздать нищим. Но Господь ответил, что эта женщина доброе дело сделала для Него, для Бога, возлив это драгоценное миро на Его Пречистое Тело (см.: Мф. 26, 6-13).

Нищих и обездоленных мы, по слову Господа, всегда имеем с собой и будем иметь на протяжении всей своей жизни, и если возымеем желание, сможем им оказать помощь. А Господа мы не всегда имеем с собой. Поэтому, благоукрашая храмы, мы воздаем честь и хвалу нашему Творцу. Храм, который находится в униженном, поруганном состоянии, – это боль и слезы верующего человека.

Вот, например, голодный ребенок сидит и просит помощи, ты же не можешь мимо пройти? Обязательно остановишься, поможешь, обласкаешь. Так и мимо храма поруганного человек не может пройти. Сердце его обязательно будет стучать и биться в слезах переживания за этот храм. Потому что это святыня! И в деле возрождения храмов можно сказать о том, что Господь видит намерение человека и его сердце, поэтому, украшая, приводя в должный вид храмы, мы прославляем нашего Бога. И Господь никогда не оставляет всякого, трудящегося на этой ниве.

Заметьте, что не каждому Господь дает благословение восстанавливать и строить храмы. Вот в одном селе восстанавливали храм, и один из мужчин говорит, что в свое время этот храм строил его прадед. А другой отвечает ему: мол, ну что ж тут такого, и его предок мог бы построить, если бы взялся. Но ведь твоему прадеду Бог не дал такую возможность, а другому дал.

Вот еще один случай. Когда мы восстанавливали церковь, приехала к нам семья, муж с женой, и сказали, что пожертвуют сюда колокола, звонницу из восьми колоколов. Именно в эту церковь хотят внести пожертвование, потому что в свое время их прадед с этой церкви колокола сбрасывал. Пожертвовали в покаяние, во искупление грехов их прадеда, и спустя какое-то время ощутили, что у них душа успокоилась.

Поэтому молиться можно везде, но, глядя на разрушенную церковь, сердце человека верующего бьется в трепете о том, что такая святыня остается поруганной. В деле восстановления храмов деньги играют далеко не первую роль. На первом месте находится вера, а на втором – желание. Если у человека будут деньги, но не будет веры и желания, то ничего не получится, все это будет как «медь звенящая»… Главное – вера и желание. Все остальное Бог даст.

Я был свидетелем нескольких таких случаев, когда у людей были деньги, но не было веры и особого желания. Они взялись восстанавливать храмы, но эти храмы до сих пор остаются недостроенными. А у тех, у кого не было денег, но было горячее желание, горячая вера, они восстанавливали храм и не имея денег. Однажды, в день установки купола ко мне подошел представитель власти села – большой начальник. Он был мусульманин, но отведя меня в сторону, сказал: «Вы любите своего Бога, раз восстанавливаете свои святыни». Вот вам и ответ на все.

– В 90-е годы был такой всеобщий духовный подъем, а сейчас всеобщее охлаждение. От чего это происходит?

– Да, действительно, был такой момент, когда после большого разрыва в 70 лет, после такой пропасти духовной многие пришли в церковь. Крестились, ходили в храмы, а потом отошли. Но, видимо, Господь сейчас ратует не за количество – не за то, сколько людей приходит, но обращает внимание на Свое малое стадо, которое призывает к Небесному Царству. Господь всем являет Свою милость и благодать.

Помните, как в Евангелии ко Христу сначала приходило великое множество народа, а потом многие отошли. И остались только те, кто действительно желал спасения. Конечно, жаль их. Сейчас, во время пандемии, еще меньше людей стало приходить в храм, раза в три меньше, наверное. Многие боятся. Я им объясняю, но все равно боятся. Но мы молимся, надеемся и уповаем на то, что Господь не оставит нас.

– Сказано, что в последние времена охладеет в сердцах любовь. Сейчас такая позиция, что «моя хата с краю», и больше меня ничего не касается. Как обстоят дела у вас в селе?

– Нет, у нас, слава Богу, все наоборот. Люди друг друга поддерживают. Если у кого-то случится беда, все село готово помочь. Народ очень сплоченный, дружный, хотя много и приезжих. У нас мальчик один ногу сломал, так все село собирало ему средства на дорогостоящую операцию. Добрые люди!

Ведь что Господь говорит? Как хочешь, чтобы люди к тебе относились, так и ты к ним относись. Если ты творишь вокруг себя добро, любовь и милосердие, то, когда тебе будет плохо, тоже придут на помощь! Конечно, многое зависит и от воспитания. Тут больше, наверное, надо заглядывать в сердце человека, чем оно исполнено, от этого и происходят и его слова, и его дела.

Люди, которые живут с Богом, стараются творить вокруг себя добро, потому что сердце их преисполнено любовью. В деревнях это больше ощущается. Со стороны особенно хорошо видно: вот если в селе есть дорога, вода, газ, но нет храма Божия, то это село полумертвое. И наоборот, если нет ни газа, ни дороги, а вода на улице, в колонке, и свет отключают на полдня, но храм есть, – то это село будет жить! Потому что там приносится Безкровная Жертва, совершается Божественная литургия! Это село будет жить, потому что на нем Божия рука!

– Смотрели мы видеозапись молебна на Троицу в Заречном, и на ней видно, что у вас в селе есть молодые семьи с маленькими детьми. Насколько они участвуют в восстановлении храма?

– Да, у нас есть несколько молодых семей, которые на каждый субботник, на каждый молебен приходят со своими детьми. Девочки их пели у нас, читали – такие голосочки ангельские, что за душу берет. И верится, что у этого храма, у этих детей, да и у всех, кто помогает храму, – у них есть будущее. Потому что ко всем, кто идет к Богу, Господь Сам идет навстречу, и каждый такой человек будет благословлен Богом, и весь род его будет благословен! Поэтому ради семьи, ради детей, ради жизни с Богом мы и полагаем такие труды. Если бы я этого не чувствовал, я бы, наверное, этим и не занимался. А я с Божией помощью верю в то, что делаю.

– Батюшка, а что Вы советуете своим прихожанам по поводу молитвы?

– Обязательно человек должен молиться, потому что молитва для христианина – это как воздух для любого живого существа. Через молитву человек разговариваетс Богом. В молитве получает силы и благодать, получает утешение, укрепляется в вере. Молитва – это самое главное, без чего не может быть жизни христианина.

Человек молящийся уподобляется младенцу, который кричит и тянет руки к своей маме и к своему папе. И когда он так кричит, и просит, и тянется, разве родители его не услышат, не возьмут его на руки? Так же и в духовном плане: когда человек молится, разве Господь его не услышит, не придет к нему Своей благодатью, милостию и любовью?

Главное в молитве, я думаю, это сокрушение сердца. Если человек молится без смирения, без сокрушения сердца, то молитва его не будет действенна, не сможет быть сильной. А сокрушение в сердце рождается, в первую очередь, от осознания своих грехов и покаяния. Вот это и есть смирение перед Богом, которое так необходимо для нашего спасения. Как говорит святой пророк Давид: Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19).

– Батюшка, редакция «Православного Креста» желает Вам помощи Божией в возрождении храма, чтобы Вы поскорее его восстановили, и чтобы оттуда ко Господу доносилась молитва за всех нас. А что бы Вы пожелали нашим читателям в наступающем году?

– Мне хочется пожелать читателям вашей газеты милости Божией. Пусть 2021 год будет благостью лета Господня! И чтобы Бог каждому явил Свою милость, любовь и благодать. И еще каждому читателю хочется пожелать, чтобы держались крепко за нашу веру Православную и молились о том, чтобы Господь всегда был рядом.

Беседу вела Ольга Муравьева.
Источник: Православный Крест

<-назад в раздел

Русский календарь