09.11.2020
Сегодня, когда у нас на глазах совершается массовый отход людей от веры, призывающее слово священника становится особенно важным. Поэтому мы продолжаем публиковать беседы с пастырями, кому Богом вверено попечение о спасении душ человеческих. Гость этого номера – отец Александр, духовно опытный, ревностный священник, который уже сорок лет служит Церкви и неуклонным путем ведет свою паству к Богу.
– Батюшка, расскажите хотя бы кратко, как Вы стали священником и насколько труден священнический путь?
– Родился я в семье православных верующих. С детства каждое воскресенье всей семьей молились в храме, ездили в паломничество по святым местам. Бывали в Абхазии, на Новом Афоне, в Лавре у преподобного Сергия. К тому же, мой отец, дядя и крестный были священнослужителями. Вот так постепенно, милостию Божией пришло решение поступить в семинарию и тоже стать священником. С тех пор, как принял сан, прошло уже более 40 лет, но не могу сказать, что это было легко, особенно тогда, в советское время. Это были годы открытого гонения на Церковь Божию. Но в то время всё было понятно: вот Господь, а вот Его враги.
Сейчас же гонения продолжаются не прямо, не открыто, а под разными благовидными предлогами. И хотя в ту пору было много запретов со стороны властей, все же были у нас отцы – столпы веры и благочестия. Это и митрополит Иоанн (Снычев), и архимандриты Кирилл (Павлов), Адриан (Кирсанов), Алипий (Воронов), и отец Николай Гурьянов с острова Залит. На Украине был отец Богдан. Все они помогли мне в определенные периоды моей жизни, за что я благодарен Богу и этим великим старцам. К сожалению, сейчас они все уже отошли в мир иной, но нельзя сказать, что они далеко от нас. Они и сейчас предстоят пред Богом и молятся о нас. Они около нас. И всем, кто обращается к ним, они помогают. Поэтому у них на могилках постоянно толпится страждущий народ, ищущий помощи и утешения в скорбях.
– Когда было тяжелее: в начале священнического пути или сейчас?
– Слава Богу за все! Тогда мучили за веру безбожники, а сейчас – коронавирус. Большой микроб стал причиной гонений на Церковь. Но, как известно, без креста нет спасения. Так что, как говорит наш возлюбленный Спаситель: отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Тогда в Церкви не было случайных людей, потому что все знали: если стал священником – ты враг народа. И тогда тебя душили налогами, пытались как-то опорочить или заставить отречься от веры.
Уполномоченный по делам религии нервы трепал постоянно. Но и уполномоченные были людьми разными: одни более активные, другие пассивные. Так что при Брежневе храмы уже не закрывали. А вот при Хрущеве вели войну против религии. Много храмов было закрыто. А сейчас лукавый действует более изощренно: сами архиереи закрывают храмы, запрещают пускать на службу прихожан даже в великие праздники. С амвона, вместо того, чтобы зазывать людей на евангельский брачный пир, отвращают их и предлагают смотреть богослужение по телевизору.
То, что не смогли сделать коммунисты, теперь с легкостью сделали некоторые архиереи. Ввели санитарные нормы повсеместно, чем внесли немалое смущение в души людей Божиих. Все эти окунания в храме, салфетки, ушные палочки – все это свидетельство неверия Господу нашему Иисусу Христу, Который дал верующим в Него великую силу, великую власть. А вместо того, чтобы воспользоваться этой властью, мы веру и надежду на Бога перекладываем на санитарию! Кругом хаос – народ обезбоживается. С Богом надо быть, с Богом.
– Какие проблемы сегодня Вы считаете наиболее актуальными для Церкви, для православных христиан?
– Самая насущная проблема в нашей жизни – это проблема глобализации. Практически все видят, как Откровение святого апостола Иоанна Богослова сбывается на наших глазах. Но многие, подобно страусу, спрятали голову в песок и считают, что это их не коснется, или что это будет нескоро. Кто-то из святых говорил, что время близко, ближе, чем мы думаем. Не надо бояться изучать Апокалипсис. Он открывает нам глаза, чтобы души наши не погибли в неведении.
Кто знает, сколько еще Бог даст нам пожить? Время сейчас очень быстро летит. Дни, недели, месяцы пролетают – и не замечаешь. А через Апокалипсис Господь открывает нам планы диавола. Показывает то, каким образом лукавый будет пытаться заставить человечество отречься от Бога и поклониться ему, человеконенавистнику. Поэтому лучше знать врага в лицо, чем оказаться с ним в схватке, лишь только высунув голову, как из-под одеяла, из полного неведения.
Страх последних времен – это ложный страх, который нам навязывается тем же лукавым. Не надо бояться безысходности. Выход всегда есть, и Господь его укажет всем верующим в Него. Мы, христиане, все чаще стали забывать, какая нам дана власть от Бога. От нас же Господь ждет только одного – покаяния. Только покаянием мы можем оттянуть последнее время. Потому что покаяние рождает смирение, а смирение – наше главное оружие в борьбе со страстями на пути спасения.
Как пишет авва Дорофей, «когда святой Антоний увидел распростертыми все сети диавола и, вздохнув, вопросил Бога: "Кто же избегает их?” – то Бог ответил ему: "Смирение избегает их”, и, что еще более удивительно, присовокупил: "Они даже не прикасаются ему”». Мы должны молиться, видя, что происходит в мире, и призывать людей к покаянию. Все идет через покаяние. Господь сказал: покайтесь (Мф. 4, 17).
А в наше время у людей появился большой навык к осуждению. Никто не хочет видеть свою вину в сложившихся обстоятельствах. Напротив, все заняты осуждением ближних. А надо осознать свои грехи перед Богом, а не других осуждать. Каждый ответит за свои поступки. Во все века наши Патриархи призывали народ к покаянию. Патриарх Ермоген, Патриарх Тихон, Патриарх Пимен, Патриарх Алексий – на протяжении всей истории Церкви призывали народ к покаянию.
Вот было 100-летие убиения святой Царской Семьи. Необходимо было покаяться, но покаяния не прозвучало. Вместо этого вышла в свет «Матильда» и все прочее. И вот теперь пожинаем плоды – коронавирус. Если осознаем, что согрешили перед Богом, то Господь помилует нас. И, конечно же, надо не забывать, что все подает нам Господь. А потому и необходимо просить помощи и поддержки у Бога, у Пречистой и Пресвятой Божией Матери, Которая хранит Россию под Своим незримым покровом. Надо так же просить молитв у святых пророков Илии и Еноха, у святого апостола Иоанна Богослова, у наших мучеников и исповедников, у святой Царской Семьи. И тогда не будем ничего бояться, и надежда наша на спасение будет тверда как скала. Беседовала Инна Климова.
Источник: «Православный Крест»
<-назад в раздел
Беседа со священником – о ложном страхе последних времен
– Батюшка, расскажите хотя бы кратко, как Вы стали священником и насколько труден священнический путь?
– Родился я в семье православных верующих. С детства каждое воскресенье всей семьей молились в храме, ездили в паломничество по святым местам. Бывали в Абхазии, на Новом Афоне, в Лавре у преподобного Сергия. К тому же, мой отец, дядя и крестный были священнослужителями. Вот так постепенно, милостию Божией пришло решение поступить в семинарию и тоже стать священником. С тех пор, как принял сан, прошло уже более 40 лет, но не могу сказать, что это было легко, особенно тогда, в советское время. Это были годы открытого гонения на Церковь Божию. Но в то время всё было понятно: вот Господь, а вот Его враги.
Сейчас же гонения продолжаются не прямо, не открыто, а под разными благовидными предлогами. И хотя в ту пору было много запретов со стороны властей, все же были у нас отцы – столпы веры и благочестия. Это и митрополит Иоанн (Снычев), и архимандриты Кирилл (Павлов), Адриан (Кирсанов), Алипий (Воронов), и отец Николай Гурьянов с острова Залит. На Украине был отец Богдан. Все они помогли мне в определенные периоды моей жизни, за что я благодарен Богу и этим великим старцам. К сожалению, сейчас они все уже отошли в мир иной, но нельзя сказать, что они далеко от нас. Они и сейчас предстоят пред Богом и молятся о нас. Они около нас. И всем, кто обращается к ним, они помогают. Поэтому у них на могилках постоянно толпится страждущий народ, ищущий помощи и утешения в скорбях.
– Когда было тяжелее: в начале священнического пути или сейчас?
– Слава Богу за все! Тогда мучили за веру безбожники, а сейчас – коронавирус. Большой микроб стал причиной гонений на Церковь. Но, как известно, без креста нет спасения. Так что, как говорит наш возлюбленный Спаситель: отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Тогда в Церкви не было случайных людей, потому что все знали: если стал священником – ты враг народа. И тогда тебя душили налогами, пытались как-то опорочить или заставить отречься от веры.
Уполномоченный по делам религии нервы трепал постоянно. Но и уполномоченные были людьми разными: одни более активные, другие пассивные. Так что при Брежневе храмы уже не закрывали. А вот при Хрущеве вели войну против религии. Много храмов было закрыто. А сейчас лукавый действует более изощренно: сами архиереи закрывают храмы, запрещают пускать на службу прихожан даже в великие праздники. С амвона, вместо того, чтобы зазывать людей на евангельский брачный пир, отвращают их и предлагают смотреть богослужение по телевизору.
То, что не смогли сделать коммунисты, теперь с легкостью сделали некоторые архиереи. Ввели санитарные нормы повсеместно, чем внесли немалое смущение в души людей Божиих. Все эти окунания в храме, салфетки, ушные палочки – все это свидетельство неверия Господу нашему Иисусу Христу, Который дал верующим в Него великую силу, великую власть. А вместо того, чтобы воспользоваться этой властью, мы веру и надежду на Бога перекладываем на санитарию! Кругом хаос – народ обезбоживается. С Богом надо быть, с Богом.
– Какие проблемы сегодня Вы считаете наиболее актуальными для Церкви, для православных христиан?
– Самая насущная проблема в нашей жизни – это проблема глобализации. Практически все видят, как Откровение святого апостола Иоанна Богослова сбывается на наших глазах. Но многие, подобно страусу, спрятали голову в песок и считают, что это их не коснется, или что это будет нескоро. Кто-то из святых говорил, что время близко, ближе, чем мы думаем. Не надо бояться изучать Апокалипсис. Он открывает нам глаза, чтобы души наши не погибли в неведении.
Кто знает, сколько еще Бог даст нам пожить? Время сейчас очень быстро летит. Дни, недели, месяцы пролетают – и не замечаешь. А через Апокалипсис Господь открывает нам планы диавола. Показывает то, каким образом лукавый будет пытаться заставить человечество отречься от Бога и поклониться ему, человеконенавистнику. Поэтому лучше знать врага в лицо, чем оказаться с ним в схватке, лишь только высунув голову, как из-под одеяла, из полного неведения.
Страх последних времен – это ложный страх, который нам навязывается тем же лукавым. Не надо бояться безысходности. Выход всегда есть, и Господь его укажет всем верующим в Него. Мы, христиане, все чаще стали забывать, какая нам дана власть от Бога. От нас же Господь ждет только одного – покаяния. Только покаянием мы можем оттянуть последнее время. Потому что покаяние рождает смирение, а смирение – наше главное оружие в борьбе со страстями на пути спасения.
Как пишет авва Дорофей, «когда святой Антоний увидел распростертыми все сети диавола и, вздохнув, вопросил Бога: "Кто же избегает их?” – то Бог ответил ему: "Смирение избегает их”, и, что еще более удивительно, присовокупил: "Они даже не прикасаются ему”». Мы должны молиться, видя, что происходит в мире, и призывать людей к покаянию. Все идет через покаяние. Господь сказал: покайтесь (Мф. 4, 17).
А в наше время у людей появился большой навык к осуждению. Никто не хочет видеть свою вину в сложившихся обстоятельствах. Напротив, все заняты осуждением ближних. А надо осознать свои грехи перед Богом, а не других осуждать. Каждый ответит за свои поступки. Во все века наши Патриархи призывали народ к покаянию. Патриарх Ермоген, Патриарх Тихон, Патриарх Пимен, Патриарх Алексий – на протяжении всей истории Церкви призывали народ к покаянию.
Вот было 100-летие убиения святой Царской Семьи. Необходимо было покаяться, но покаяния не прозвучало. Вместо этого вышла в свет «Матильда» и все прочее. И вот теперь пожинаем плоды – коронавирус. Если осознаем, что согрешили перед Богом, то Господь помилует нас. И, конечно же, надо не забывать, что все подает нам Господь. А потому и необходимо просить помощи и поддержки у Бога, у Пречистой и Пресвятой Божией Матери, Которая хранит Россию под Своим незримым покровом. Надо так же просить молитв у святых пророков Илии и Еноха, у святого апостола Иоанна Богослова, у наших мучеников и исповедников, у святой Царской Семьи. И тогда не будем ничего бояться, и надежда наша на спасение будет тверда как скала. Беседовала Инна Климова.
Источник: «Православный Крест»