19.09.2020
<-назад в раздел
Неотправленное письмо пастырю-экуменисту
Уважаемый отец Андрей!
Я являюсь прихожанином храма, где на протяжении многих лет на наших глазах проходило Ваше служение. Наших бабушек и дедушек, как воин Христов, Вы утешали в скорби, молились о здравии, а перед смертью исповедовали и причащали, чем облегчали их загробную участь. На все Ваше служение я смотрел с умилением и любовью. К Вам сложилось особое расположение моего сердца, и иначе как любовью назвать его нельзя.
Но на одной из Ваших проповедей мною было услышаны странные слова: «Неправильно думать, что спасутся только православные христиане». Эти слова повергли меня в шок. Более того, мне стало от этого скорбно, так что я не мог какое-то время прийти в себя. В этот момент мое сердце было как бы расколото надвое, и то противоречие отозвалось нестерпимой болью.
С грустью я поехал домой, размышляя над Вашими словами. Зачем же я хожу в храм? Зачем проделал такой сложный путь к Богу? Ведь если везде можно обрести веру и спасение, то можно быть и баптистом, и мусульманином, и неважно кем!
Я начал рассуждать. Когда Христос только пришел к людям, какие Он сказал слова в самой первой из Своих проповедей? Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). А в магометанстве и в буддизме нет покаяния. Отвергающий же покаяние отвергает и слова Христа, и Самого Христа, не верит в конечном итоге Христу и Его проповедям, а верит в какого-то непонятного бога, который дал людям много вер...
И тогда о Христе как о Искупителе можно забыть и иметь много жен, и далее находиться в поиске, ведь все равно любая дорога приведет тебя на самую вершину горы, ко спасению и жизни вечной. Зачем же себе в чем-то отказывать? Зачем соблюдать заповеди? При этом зачастую страдать, так как их исполнение сопряжено с отказом от своих желаний. Такие мысли посетили меня, отец Андрей, после сказанных Вами слов.
Вот уже 25 лет, как я крестился, а до 25 у меня была длинная дорога ко Христу. Я искал Бога, Бога истинного, выбирал веру, потому что родители у меня были коммунистами и не крестили меня, как полагается, во младенчестве. Они предоставили мне самому выбирать жизненный путь, в том числе и веру.
И будучи еще не крещен, я шел по этому пути, выбирал между мусульманством, буддизмом и Православием. Но в момент Крещения я ощутил неописуемую благодать, слезы хлынули из моих глаз. Евангелие открылось для меня как высшая истина. И мне стало ясно, что Бог Иисус Христос живет в православном храме, что Евангелие – это не сказка и не вымыслы, а правда жизни.
С того момента я начал познавать Христа. Я уверовал в Него. Чтобы побороть свои помыслы и сомнения во Христе, чтобы удостовериться в правильности выбранного пути, открыл письма святителя Игнатия (Брянчанинова). Этот святой был высоким авторитетом для православных христиан, а его писания – азбука духовной жизни.
Вот что пишет он одному из своих духовных чад в ответ на вопрос о спасении еретиков: «Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду. "Отчего не спастись, – пишете вы, язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию! Да! Это противно даже здравому разуму человеческому, и еретики – те же христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими – это безумно и порой гордо!”» (Собрание творений. М., 2010. Т. VII. С. 309).
Далее на четырех страницах святитель объясняет заблуждение автора этого непростого вопроса. Приведу только некоторые отрывки: «Напрасно же, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной, и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель. Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад: то как Вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то что они кажутся Вам добренькими, не познавшие и не уверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, повторяю Вам, средством – верою в Искупителя? Христиане! Познайте Христа! Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него, за какие-то добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа, и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства».
И далее пишет святитель: «Не играйте Вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. – Займитесь чтением Новаго Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых еретическая Церковь выдает за святых); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство. Прежде, нежели придет грозный час, в который Вы должны будете предстать на суд пред Богом, стяжите оправдания, даруемые Богом туне всем человекам – при посредстве христианства».
…Я не знаю, что заставило меня сесть за это письмо, уважаемый отец Андрей, потому как я не имею ни таланта, ни навыка к письму, но проявляю к Вам уважение и желаю Вам спасения в вечности. Хотел бы, чтобы и Вы, и мы – Ваша паства, предстали перед Спасителем, дожив оставшиеся мгновения жизни не в грязных рубищах, как недостойные Царского пира, а как приготовленные, чисто омытые слезами покаяния. Ну, а в этой жизни хочу пожелать Вам крепкого здоровья и долгих лет на поприще Вашего нелегкого служения.
С уважением,