29.08.2020
<-назад в раздел
Устоять в любви и верности Христу: интервью со священником Николаем Евдокимовым
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей простую и краткую по объему, но емкую по содержанию беседу со священником Николаем Евдокимовым.
– Батюшка, хотелось бы поговорить о путях спасения в наше время. Что нужно христианину сегодня, чтобы спастись?
– Как говорит нам Священное Писание, Господь вчера и сегодня и во веки Тот же (ср.: Евр. 13, 8). Поэтому во все времена путь спасения для человеческой души – это, прежде всего, покаяние.
Потому что, как говорит святой апостол Иаков, все мы много согрешаем (Иак. 3, 2). Несть человек, иже жив будет и не согрешит (2 Пар. 6, 36; 3 Цар. 8, 46; Екк. 7, 20), даже если бы житие его было только один день. Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 4 ,17) – с этих слов начал свою проповедь миру последний ветхозаветный и первый новозаветный пророк, святой Предтеча Господень Иоанн Креститель.
А покаяние невозможно без смирения. Поэтому смиряться, как говорит преподобный Оптинский старец Амвросий, нужно не только пред старшими и равными, но и перед младшими. Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет.
Но в то же время смиряться надо хоть и перед всеми, но не против Бога. Чтобы нам грех человекоугодия не принять за смирение. Поэтому будем просить у Господа мудрости, чтобы даровал нам рассуждение. А еще лучше найти духовно опытного священника, который бы сам проводил жизнь в христианском подвиге и мог стать для нас примером на пути спасения.
– А как найти духовно опытного священника? Возможно ли это в наше время?
– Еще святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что уже в его время было мало духовно опытных. Но думаю, что все же и сегодня есть богомудрые старцы, только, как свидетельствуют пророчества Святых Отцов, в последние времена они скроются от мiра. То есть это не будут какие-то широко известные священнослужители с массой привилегий и всеобщим почитанием. Это будут духовники, смиренно скрывающие от мира имеющиеся божественные дарования.
Но если все же духовника найти не получается, то, следуя советам святителя Игнатия, надо руководствоваться святоотеческой традицией, святоотеческим учением, наставлениями древних Отцов, которые при жизни имели живые примеры и подражали им.
– Бытует мнение, что в наше время трудно подражать древним Отцам, которые подвизались в пустынях…
– Путь спасения всегда тернист и труден. Поэтому нужно подражать настолько, насколько это возможно. Если мы не можем подражать Святым Отцам в подвигах бдения, столпничества, изнурительном посте, то, по крайней мере, в подвиге смирения подражать им может каждый.
Поэтому положим этим начало нашего спасительного пути и будем во всем стараться укорять себя и оправдывать ближнего, потому что это и есть иго Христово, которое благо и легко. Человек, считающий себя виновным в любой ситуации, всегда имеет в душе своей мир. Он благодушен, а, следовательно, и весел, и благообразен в любое время.
А тот, кто постоянно себя оправдывает и пытается найти виновных среди своих близких, обречен на уныние и отчаяние. Такому человеку, даже живущему в комфортных условиях, всегда тяжело и скорбно. Поэтому путь смирения – это благоразумная дорога, ведущая к всегдашнему умиротворению. И в этом цель жизни любого христианина. Как говорил преподобный Серафим Саровский, «стяжи дух мирен, спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
– Святые Отцы пишут, что есть смирение и есть смиренничество. И в современной жизни бывает очень сложно понять, где надо смиряться, а где не надо. Что Вы посоветуете?
– Конечно, бывают ситуации, когда человека на работе, допустим, настолько унижают, что ему трудно пребывать в мирном состоянии духа, и, в конце концов, возникает осуждение, а потом обязательно бывает конфликт. Безусловно, каждая ситуация требует внимательного отдельного рассмотрения, но общая канва всегда одна. Как мы уже упоминали, смиряться нужно пред всеми, но не против Бога. Поэтому если со стороны начальствующих мы видим понуждение нас к нарушению заповедей Господних, то в данном случае ни о каком смирении не может быть и речи. Потому что, нарушая «за послушание» Божественную волю, мы тем самым становимся повинны в грехе человекоугодия. А человекоугодие – это не добродетель. Вот это и будет смиренничество, от чего да избавит нас Господь.
– Но можно унижать человека, не понуждая его к нарушению Божественных заповедей. Как быть в таком случае?
– В любом случае, если на работе вам не по душе, то стоит поискать другую. В поиске работы всегда необходимо иметь понимание того, что это ваше призвание. Потому что человек не в состоянии долго жить, ежедневно выполняя труд, приносящий душе скорбь. Работа должна приносить душе удовлетворение! А сознание того, что ты, трудясь, приносишь людям пользу, рождает в душе радость и благодушие. А когда работа связана с невыносимыми переживаниями, то это уже скорбь, рождающая в душе лишь смущение и подталкивающая человека на грех ропота. А если еще и со стороны начальствующих мы встречаем некую наглую несправедливость, то, конечно, здесь лучше удалиться от зла, как заповедует нам Священное Писание: Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15).
– Но все же в современном мире гораздо больше всяких искушений, чем в первые века христианства. Как их избегать?
– Усердно молиться и просить Бога, «да избавит нас от лукавого». Любые искушения человеку приходят через его пять чувств. Это как бы пять таких калиточек к нашей душе, которые мы должны стараться оберегать и не допускать чрез них войти в душу современным соблазнам. Необходимо, прежде всего, хранить зрение, потому что через него чаще всего душа впадает в различные искушения. Затем слух. Потому что, слушая, к примеру, современную музыку, исполненную агрессии и хаоса, нельзя сохранить душу в мирном состоянии. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, если музыка привносит в душу твою тихие благоговейные чувства, то слушай такую музыку. А в наше время зачастую люди слушают что-то ужасное, что и музыкой назвать невозможно. Когда под грохот барабанов звучит сквернословная стихотворная речь, то, конечно, такая «музыка» для спасения души неприемлема. Так же можно соблазниться через осязание, вкус и обоняние.
– Сегодня говорят, что цифровые технологии не вредят душе человека. Так ли это на самом деле?
– Все, что отвлекает нас от Бога, уже вредит душе. А цифровые технологии сейчас настолько вошли в жизнь каждого человека, что создали собой некий виртуальный мир, заменяющий реальность. И главная опасность цифровизации прежде всего в том, что она ограничивает свободу человека, дарованную ему Богом. Возьмите, к примеру, недавний карантин, когда местонахождение людей определяли по телефону и потом присылали им штрафы за нарушение самоизоляции. По сути, цифровизация – это невидимый ошейник, который понуждает человека к совершению тех или иных действий.
И мы с вами видим, как стремительно властители мира сего пытаются надеть на всех людей такие незримые ошейники в виде идентификационных чипов. Чтобы с их помощью управлять человеческими страстями и направлять душу в погибель вечную. Поэтому Церковь и предостерегает свою паству, чтобы с осторожностью относились к этой апокалиптической цифровизации, которую Святые Отцы по праву называли числом зверя (Откр. 13, 1).
Сегодня диавол придумал очень хитрую ловушку в виде вакцинации от коронавируса. Очень удобно обвинять людей, не желающих делать прививки и носить повсюду маски, в том, что они не заботятся о ближних, подвергают их смертельной опасности и т.д. Видимо, не за горами то время, о котором говорится в Евангелии, что всякий, убивающий вас, будет думать, что этим служит Богу (ср.: Ин. 16, 2).
– Батюшка, в заключение беседы что пожелаете нашим читателям?
– Многие христиане встревожены тем, чтобы в последние времена не принять печать антихриста. Но где есть печать Христа, там нет места для печати антихриста. Печать Спасителя нашего как светильник, который светит всем. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия (1 Фес. 5, 16-18) – вот суть печати Христовой. Желаю всем православным христианам не унывать, никого не осуждать, беречь душу свою от соблазнов века сего, от греха.
Будем учиться терпению, учиться за все благодарить Господа Бога. Чтобы стяжать благодатный мир в своей душе, который пред лицем антихристовой печати поможет нам устоять в верности и любви ко Господу нашему Иисусу Христу.
Беседовала Анастасия Державина
Источник: газета "Православный крест"
Источник: газета "Православный крест"