26.08.2020
<-назад в раздел
Искушение вирусом
Вас постигло искушение не иное, как человеческое;
и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил,
но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести
(1 Кор. 10, 13)
Всего год назад происходящие ныне события были абсолютно невообразимы. Ничто не предвещало, никто не предрекал. Но слово Господне пребывает во век (1 Пет. 1, 25). Помолясь, с него и начнем.
Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8). Второе пришествие Спасителя не наступило, иной, который придет во имя свое (Ин. 5, 43) также еще не явился. Пока нас посетил всего лишь какой-то вирус, а вера многих уже основательно поколеблена.
А ведь сказано: Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? (Евр. 10, 28-29).
Архимандрит Тихон (Агриков) – в схиме Пантелеимон – еще в 1970 году писал о том же: «И неудивительно видеть это среди людей мира, не знающих ни Евангелия, ни примеров жертвенности за ближних. Но когда делаем это мы, христиане, и тем более – учители христианской веры: князья церкви, чиновники в рясах и митрах – это уже страшнее всякого бедствия и всякой губительной чумы».
И всякого вируса, добавим мы, пусть даже и «коронованного». Надо же, никто и никогда не пытался «короновать» холеру и чуму, а вот пресловутый вирус сподобился этой сомнительной чести …
Да, к великому сожалению, были и есть среди церковных «князей» и «чиновников» люди, для которых Священное Писание («исправленное» и перетолкованное ими вкривь и вкось), Священное Предание (огульно объявленное ими устаревшим), и, тем более, жития святых (по их словам, прости Господи, «произведения литературного жанра») давно не являются незыблемыми ориентирами в повседневной жизни.
И если таковые и их последователи, «боясь заразиться» и «страдая брезгливостью», отказались от Таинства Евхаристии в период пандемии, то сами себя добровольно отлучили от церковного общения. Вещи надобно называть своими именами.
Неужели непонятно, что сама постановка вопроса: может ли вирус передаваться через Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы – является откровенно кощунственной, а всякие дискуссии, раздуваемые по этому поводу в СМИ и социальных сетях, по своей сути злонамеренны и провокационны?
Верующему же человеку достаточно вдумчиво и нерассеянно прочесть «Последование ко Святому Причащению», особенно выделив десять молитв, составленных Василием Великим, Иоанном Златоустом и другими святыми.
Уместно напомнить и слова Тихона, святителя Задонского, имеющие самое прямое отношение к данной ситуации: «О Таинстве <···> святейшей Евхаристии и о прочих – того, что не открыто в святом Божьем слове и что открыто, но понять не можешь, любопытно не испытывай, чтобы не впасть в сеть диавольскую, не запутаться в ней так, что вырваться из нее не сможешь, и не погибнуть. Ибо что требует одной веры и превосходит наш разум, то испытывать очень опасно. Берегись испытывать то, что выше тебя. Веруй во все так, как верует Святая Церковь. Это путь безопасный».
Поэтому, ничтоже сумняшеся, будем действовать так, как рекомендует «Известие учительное»: «Во время же причащения да приступает чинно, в глубоком смирении, и Христу, истинно в Тайнах Сущему под видом хлеба и вина, до земли кийждо да поклонится единощи, руце к персем крестообразно согбенне имуще, и Христа распятого исповедающе, и любовь к Нему имут. Приемше же честно да поглотят, и по утертии уст покровцем рукою священническою, лобызают край святой Чаши, якоже самое Христово ребро, из негоже истече кровь и вода».
Столь же благоговейно, подражая всем предыдущим поколениям православных христиан, будем почитать святой Крест и честные иконы.
«Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва», – так прославляется он в церковном песнопении.
«Церковь же, украсившись иконами, как багряницею царскою, достойно чтит их и призывает своих православных сынов к надлежащему их почитанию. <···> Взирая телесными очами на иконы, сердечно очи обращаем к тому, чей образ созерцаем; целуем их устнами, в том смысле, как и блаженный патриарх Иаков целовал окровавленную ризу возлюбленного своего сына Иосифа», – читаем в «Новой Скрижали».
При этом новоявленные иконоборцы считают их прямыми переносчиками коронавируса и нам, грешным, по соображениям «современной гигиены», приказывают заниматься дезинфекцией! Хотя протирать салфеткой и одеколоном напрестольный крест, иконы и даже святую Плащаницу после многолюдных богослужений приходится регулярно. Но не с целью обеззараживания, а токмо ради удаления следов губной помады… Однако это уже совсем иная «антисанитарная» история.
А что же наши откровенные супостаты, злопыхатели и провокаторы? Они злорадствуют, достаточно оценить заголовки: «Коронавирус ставит вопрос: зачем нужна Церковь?», «Коронавирус погрузил РПЦ в кризис», «Радует в действительности то, что "духовность” в России не возродилась».
Тем самым они только яснее и нагляднее выказывают свое сатанинское нутро. Многие из нас помнят, как в свое время слово «Бог» писалось с малой буквы, а КГБ – с большой. Неужто все возвращается на круги своя? Да запретит им Господь! (см.: Зах. 3, 2 и Иуд. 1, 9).
Их мрачные прогнозы относительно ситуации в Белоруссии, слава Богу, не сбылись. Наши церкви на Пасху (а также ни до, ни после) светскими властями не закрывались. Ночная телетрансляция из Минского Свято-Духова кафедрального собора (наполненного молящимися, пусть и не битком) весьма выгодно отличалась от аналогичной трансляции из пустого храма Христа Спасителя в Москве (совершенно апокалиптическое впечатление).
Тот факт, что многие клирики православных храмов и монастырская братия переболели вирусом (подавляющее большинство благополучно) не дает оснований называть наши церкви и обители «очагами распространения». Никакого «эпидемиологического взрыва» и «массовых жертв» внутри Церкви не случилось, а ведь, повторим, карантин в Белоруссии не вводили.
Да, вполне определенное разделение по отношению к вирусу в Церкви произошло (например, в нашем приходе, «заезжан» и «подснежников» ни на праздник Благовещения, ни в Великий Четверг, ни на Пасху, практически не было, т. е. количество людей уменьшилось по сравнению с 2019 годом примерно в два раза).
Но это только подтвердило древнюю истину: Как если спросишь землю, она скажет тебе, что дает очень много вещества, из которого делаются глиняные вещи, а не много праха, из которого бывает золото, так и дела настоящего века. Многие сотворены, но немногие спасутся (3 Езд. 8, 2-3).
Другие, еще более ужасные пророчества о повальном вымирании населения, по милости Божией и благодаря высокому профессионализму наших медиков, также не оправдались. Безусловно, эта зараза работает. Но если смертность от вируса сравнить, например, с соответствующим числом смертей от сердечнососудистых заболеваний, онкологии и туберкулеза? Или просуммировать все убийства, самоубийства и погибших на дорогах за аналогичный период? Но СМИ почему-то даже не пытаются проводить подобные сравнения.
И вы еще называете нас фанатиками и мракобесами? Посмотрели бы лучше в зеркало: вылитые модернисты и обновленцы! В марте и апреле вы подняли настоящий истерический гвалт и приветствовали закрытие храмов в России (снова повторим – Белоруссию Бог миловал!). А к середине июля поток ваших фейков иссяк, осталась одна надежда – на вторую волну?
Вы пишете о «кризисе власти» в Церкви? Вам не понять самой простой вещи: истинный Глава Церкви – отнюдь не патриарх и не уполномоченный по ее делам, и, тем более, не санитарный врач. Это – Господь и Бог наш Иисус Христос. И Он Церковь нашу на произвол судьбы никогда не бросит. Мы переживали под Его правлением и гораздо более тяжкие времена.
А как же наши земные начальники, те самые «князья и чиновники»? То, что было верно во времена Царя Соломона, верно и сейчас. Строг суд над начальствующими, ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны. <···> Начальствующим предстоит суровое испытание (Прем. 6, 5-6, 8). И если некто, как говорят на Востоке, окончательно «потерял лицо», то самое время отправляться «за Иордан». На покаяние.
Можно ли в нынешней ситуации говорить о реальном кризисе отношений Церкви с государством и обществом? Факт отделения Церкви от государства во всех смыслах особенно ярко проявился в России (к великой радости тамошних либералов), а чьи-то многолетние надежды на пресловутую «симфонию» с этой секулярной властью оказались совершенно несостоятельными. Но в Белоруссии, начиная с 1996 года, фраза об отделении Церкви от государства из Конституции исчезла! Неужели и в такой малости (кажущейся?) проявляется таинственная сила слова?
Пустые разглагольствования о «богословском» или «идеологическом» кризисах в Церкви, домыслы о «неминуемых изменениях» в обрядах и церковной практике, как-то связанные с вирусом, со временем полностью себя исчерпают. Более того, это постепенно уже и происходит на наших глазах.
Нас пугают «экономическим кризисом»? Вот цитата: «Людей нет, пожертвований нет, отчислений в епархию нет, платить сотрудникам нечем. Дальше хуже». Да, многие приходы живут сейчас от Литургии до Литургии. Молятся и живут.
В полном соответствии со словами апостола Павла: Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем (2 Кор. 6, 8-10).
И пусть заинтересованные и компетентные лица обещают нам скорое наступление второй волны коронованной заразы. Чем мы намерены ее встретить? Вновь закрытыми на замок храмами? Да не будет!
Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38-39). И даже такая тварь, как коронавирус, отнюдь не всесильна.
Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог!
П. Васильев-Ефремов
Источник: газета "Православный крест"
Источник: газета "Православный крест"