16.08.2020
<-назад в раздел
Прежде Софии Константинопольской была София Киевская…
Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним, комментируя открытие собора Святой Софии как мечети, высказал глубокое сожаление по поводу того, что сильные мира сего приняли без серьезных протестов, «в нарушение всего международного права, нечестивый акт осквернения… священного духовного центра нашего Православия, христианства вообще и символа нашей веры».
Он отметил также, что «великая церковь Святой Софии становится игрушкой в руках людей, которые систематически, с течением времени, попирают ногами и международное право, и права человека, разжигают самые темные формы религиозной нетерпимости, чтобы укрепить, как они думают, свой суверенитет».
Боль греческого архиепископа понятна, ее разделяют православные христиане во всем мире. Но непонятна его поразительная забывчивость. Ведь еще года не прошло с тех пор, как он вместе со своими иерархами (в октябре 2019 года) причинил боль миллионам православных христиан в Малой, Белой и Великой Руси, признав каноничным раскол ПЦУ. Этим деянием он растоптал тогда все церковное законодательство – и каноны Апостолов, и священные правила Святых Отцов. Не на Бога возложил владыка Иероним свое упование в этом деле, а на «князей человеческих» – сильных мира сего, Государственный департамент США и проч. Но Бог поругаем не бывает, и вот теперь мы видим, что архиепископ Иероним сам испытал ту же боль, что ранее причинил верным чадам Русской Православной Церкви.
Преподобный Марк Подвижник, поясняя слова святого пророка Соломона, поручишися за своего друга, предаси свою руку врагу (Притч. 6, 1), говорит: «Принятие на себя ближнего, происходящее от злобы, бывает невольно. И случается так: лишающий чего-либо (ближнего своего), хотя и не желает, принимает на себя искушения лишаемого; так же клевещущий – искушения оклеветанного им, лихоимствующий – лихоимствуемого, утомляющий – утомляемого им, оговаривающий – оговариваемого, презирающий – презираемого, лгущий принимает на себя искушение того, кого он оболгал, и, чтобы не перечислять всего порознь, скажу кратко: всякий, обижающий ближнего, соразмерно (с обидою) принимает на себя искушение обижаемого им».
Действительно, прежде беззакония с Софией Константинопольской имело место беззаконие с Софией Киевской, где 3 февраля 2019 года происходила кощунственная «интронизация» самозванца Сергея Думенко – «митрополита Епифания». Все это происходило при гробовом молчании как самого архиепископа Иеронима, так и большинства греческих иерархов.
При этом Священный Синод Русской Православной Церкви высказал осуждение действий турецких властей, хотя, если взглянуть на ситуацию под другим углом, то это – достойное возмездие за их беззакония, как Варфоломею, так и Иерониму вместе с их единомышленниками, пребывающими в расколе.
«24 июля, в день скорби за все Православие, христианство и всю греческую общину, я <…> призываю всех вас в один голос петь „Непобедимому Борцу" о помощи и укреплении нашего народа», – призвал владыка Иероним. Однако откликнуться на этот призыв Русские православные христиане никак не могут, поскольку сам он сделал невозможным для верных пребывание с собой в молитвенном единении, вступив в евхаристическое общение с самосвятами из ПЦУ.
А по заповеди «Непобедимого Борца» поступать надо иначе: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим (Мф. 5, 23-24).
Поэтому прежде, чем просить Господа о помощи и укреплении греческого народа, как самому владыке Иерониму, пребывающему в расколе, так и его единомышленникам следует принести покаяние перед Церковью за свой тяжкий смертный грех, который не смывается даже мученической кровью, и испросить прощение у Русского народа, которому он своими раскольничьими действиями причинил страдания и боль. Лишь в этом случае ему можно надеяться на Божию помощь.
Михаил Теплов
Источник: газета "Православный крест"
Источник: газета "Православный крест"