16.08.2020
Приведу два примера из жизни людей других поколений. Их отношение к теме обид заставляет о многом задуматься.
В тридцатые годы прошлого века жила дружная семья: отец, мать и две маленькие дочери. Беда случилась внезапно: от тяжелого заболевания супруга умерла. Безутешный муж остался один с детьми. Он много работал, сильно уставал, а девочкам нужно было внимание, им не хватало материнской ласки. Когда горе от потери жены стало понемногу отпускать, мужчина задумался о второй супруге.
Его новой женой оказалась привлекательная женщина, которая казалась и доброй, и хозяйственной. Она подчеркнуто внимательно относилась к девочкам. Несколько лет все было благополучно, а потом вдруг мужа арестовали. Ходили слухи, что к этому причастна его новая супруга.
О девочках мачеха продолжала заботиться, была ласкова, ведь выяснилось, что им тоже предстоит прийти в суд. Она велела сказать, что отец бил их, убеждая, что так для всех будет лучше. Дочери любили отца и не согласились бы лгать, если бы не настойчивые уговоры женщины, которая была так добра и заботлива.
Девочки сделали все, как было велено. Одна из сестер отчетливо помнила этот момент и в старости. На вопрос: «Папа бил вас?» — она кивнула. Отец сначала вздрогнул, словно его самого ударили, а потом только тихо спросил: «Доченька, когда же я тебя хоть пальцем тронул?». Он не обвинял ребенка, поскольку все понял: дочь говорит так по чужой указке. Отца осудили на большой срок, а мачеха сразу отдала девочек в детдом, присвоив себе имущество мужа.
Впоследствии, когда девочка выросла, то поняла: ее слова не могли влиять на исход дела. И все же она не могла забыть своего предательства, которое так ранило отца.
Как только обида на окружающих — мачеху, старших девочек в детском доме, людей, не раз подставлявших ее на работе, — вкрадывалась в сердце, женщина вспоминала эпизод из детства и не могла дольше сердиться на человека. Интуитивно она следовала словам святых отцов. Как говорил преподобный Макарий Оптинский, обиды часто посылаются, чтобы «иметь случай отпускать ближним вины их, да и Господь отпустит прегрешения» наши. Более того, прощение чужих упреков, злых слов и поступков — возможность победить в себе гордость и постепенно обрести добродетель смирения.
Приведу еще пример. Мужчина вырос в многодетной семье, прошел войну, создал крепкую семью, вырастил детей, в числе которых была и приемная дочь. Он был мудрым, трудолюбивым, сильным человеком, умел разрешать ссоры и не мог долго на кого-либо обижаться.
Один раз все же произошел случай, который оставил неприятный отпечаток в его памяти. После войны этот мужчина жил с женой и детьми в общежитии. Его приезжали навещать боевые товарищи и родственники. Они не раз вспоминали довоенную жизнь, делились детскими воспоминаниями. Порой мужчина доставал боевые награды, которые хранились в небольшой коробочке, показывал их. Однажды их не оказалось на месте. Не хотелось этому верить, но их украли, причем кто-то из круга родственников и ближайших друзей. В порыве негодования мужчина хотел заявить о пропаже, но вскоре отказался от этого решения. Он представил, сколько незаслуженных обид это принесет его верным друзьям.
Через некоторое время на празднике у сестры он увидел знакомые награды на груди у племянника. Тот был младше всего на пять лет, тоже участвовал в сражениях, но не успел проявить себя, поскольку после ранения в руку его направили домой. Открытие неприятно поразило мужчину, но он никому о нем не рассказал, а заставил себя как ни в чем не бывало продолжить общение с племянником.
Время шло. Томительные воспоминания поблекли, и мужчина сумел подавить в себе обиду. Он никому не говорил о произошедшем, а все чаще вспоминал другой случай.
У матери он был самым младшим из восьми детей. Когда подрос, здоровье родительницы стало ухудшаться. Ходила она только с палочкой. Однажды он торопился к друзьям, чтобы поделиться с ними фантастической идеей, а мама окликнула его и попросила: «Сынок, подай-ка мне палку». Мальчик стоял уже в дверях и так был увлечен, что, не обратив внимания на просьбу, убежал. «Я ей тогда даже палку не подал», — с грустью вспоминал он этот момент в разговоре с внучкой.
Вроде бы мелочь, случай, который можно было бы давно забыть, а он хранил его в памяти. Зато историю с пропавшими наградами не вспоминал. Мужчина был очень требовательным к себе, но, согласитесь, помнить о своих проступках все же лучше, чем быть злопамятным.
Как учат святые отцы, слова или дела, вызывающие в нас негодование, указывают на определенные страсти, которые поселились в сердце: любовь к похвале, привязанность к материальным благам, раздражительность, уныние и другие. В обычной жизни мы их не замечаем, считая себя лучше окружающих, обвиняя их во всем. Однако стоит только присмотреться к собственным промахам, и мы получим прекрасную возможность вступить в борьбу с греховными привычками и победить их. По этой причине многие угодники Божии относились к обидчикам как к благодетелям, которые помогают им приблизиться ко Христу.
<-назад в раздел
Кто кого обидел: Примеры из жизни
В современном обществе наблюдается проблема, которую можно назвать тотальной обидчивостью. Люди долгие годы помнят незначительные ссоры, чужие неосторожные слова. Неприятные воспоминания множатся с каждым днем, и человеку начинает казаться, что все перед ним виноваты. Только сам он сразу забывает тех, кого обидел.
Приведу два примера из жизни людей других поколений. Их отношение к теме обид заставляет о многом задуматься.
В тридцатые годы прошлого века жила дружная семья: отец, мать и две маленькие дочери. Беда случилась внезапно: от тяжелого заболевания супруга умерла. Безутешный муж остался один с детьми. Он много работал, сильно уставал, а девочкам нужно было внимание, им не хватало материнской ласки. Когда горе от потери жены стало понемногу отпускать, мужчина задумался о второй супруге.
Его новой женой оказалась привлекательная женщина, которая казалась и доброй, и хозяйственной. Она подчеркнуто внимательно относилась к девочкам. Несколько лет все было благополучно, а потом вдруг мужа арестовали. Ходили слухи, что к этому причастна его новая супруга.
О девочках мачеха продолжала заботиться, была ласкова, ведь выяснилось, что им тоже предстоит прийти в суд. Она велела сказать, что отец бил их, убеждая, что так для всех будет лучше. Дочери любили отца и не согласились бы лгать, если бы не настойчивые уговоры женщины, которая была так добра и заботлива.
Девочки сделали все, как было велено. Одна из сестер отчетливо помнила этот момент и в старости. На вопрос: «Папа бил вас?» — она кивнула. Отец сначала вздрогнул, словно его самого ударили, а потом только тихо спросил: «Доченька, когда же я тебя хоть пальцем тронул?». Он не обвинял ребенка, поскольку все понял: дочь говорит так по чужой указке. Отца осудили на большой срок, а мачеха сразу отдала девочек в детдом, присвоив себе имущество мужа.
Впоследствии, когда девочка выросла, то поняла: ее слова не могли влиять на исход дела. И все же она не могла забыть своего предательства, которое так ранило отца.
Как только обида на окружающих — мачеху, старших девочек в детском доме, людей, не раз подставлявших ее на работе, — вкрадывалась в сердце, женщина вспоминала эпизод из детства и не могла дольше сердиться на человека. Интуитивно она следовала словам святых отцов. Как говорил преподобный Макарий Оптинский, обиды часто посылаются, чтобы «иметь случай отпускать ближним вины их, да и Господь отпустит прегрешения» наши. Более того, прощение чужих упреков, злых слов и поступков — возможность победить в себе гордость и постепенно обрести добродетель смирения.
Приведу еще пример. Мужчина вырос в многодетной семье, прошел войну, создал крепкую семью, вырастил детей, в числе которых была и приемная дочь. Он был мудрым, трудолюбивым, сильным человеком, умел разрешать ссоры и не мог долго на кого-либо обижаться.
Один раз все же произошел случай, который оставил неприятный отпечаток в его памяти. После войны этот мужчина жил с женой и детьми в общежитии. Его приезжали навещать боевые товарищи и родственники. Они не раз вспоминали довоенную жизнь, делились детскими воспоминаниями. Порой мужчина доставал боевые награды, которые хранились в небольшой коробочке, показывал их. Однажды их не оказалось на месте. Не хотелось этому верить, но их украли, причем кто-то из круга родственников и ближайших друзей. В порыве негодования мужчина хотел заявить о пропаже, но вскоре отказался от этого решения. Он представил, сколько незаслуженных обид это принесет его верным друзьям.
Через некоторое время на празднике у сестры он увидел знакомые награды на груди у племянника. Тот был младше всего на пять лет, тоже участвовал в сражениях, но не успел проявить себя, поскольку после ранения в руку его направили домой. Открытие неприятно поразило мужчину, но он никому о нем не рассказал, а заставил себя как ни в чем не бывало продолжить общение с племянником.
Время шло. Томительные воспоминания поблекли, и мужчина сумел подавить в себе обиду. Он никому не говорил о произошедшем, а все чаще вспоминал другой случай.
У матери он был самым младшим из восьми детей. Когда подрос, здоровье родительницы стало ухудшаться. Ходила она только с палочкой. Однажды он торопился к друзьям, чтобы поделиться с ними фантастической идеей, а мама окликнула его и попросила: «Сынок, подай-ка мне палку». Мальчик стоял уже в дверях и так был увлечен, что, не обратив внимания на просьбу, убежал. «Я ей тогда даже палку не подал», — с грустью вспоминал он этот момент в разговоре с внучкой.
Вроде бы мелочь, случай, который можно было бы давно забыть, а он хранил его в памяти. Зато историю с пропавшими наградами не вспоминал. Мужчина был очень требовательным к себе, но, согласитесь, помнить о своих проступках все же лучше, чем быть злопамятным.
Как учат святые отцы, слова или дела, вызывающие в нас негодование, указывают на определенные страсти, которые поселились в сердце: любовь к похвале, привязанность к материальным благам, раздражительность, уныние и другие. В обычной жизни мы их не замечаем, считая себя лучше окружающих, обвиняя их во всем. Однако стоит только присмотреться к собственным промахам, и мы получим прекрасную возможность вступить в борьбу с греховными привычками и победить их. По этой причине многие угодники Божии относились к обидчикам как к благодетелям, которые помогают им приблизиться ко Христу.
Митрополит Калужский и Боровский Климент