08.08.2020
Источник: https://www.fondsk.ru/
<-назад в раздел
Добрый пример для многих поместных церквей: Антиэкуменический шаг митрополита Онуфрия
Похоже, Украинская православная церковь Московского патриархата запустила очередной пробный шар в вопросе целесообразности своего участия во «Всеукраинском совете Церквей и религиозных организаций» (ВСЦиРО). Берём в кавычки, потому что с канонической точки зрения «Церквей» во множественном числе не существует. Есть единая святая соборная апостольская Церковь и сотни религиозных организаций, к ней не принадлежащих. Следовательно, не может быть и «совета Церквей» (да ещё «Церквей» с большой буквы). Более того, «все учителя Церкви и все Соборы, всё Писание советует бежать от еретиков и отделяться от общения с ними» (св. Марк Эфесский). А «Иоанн Златоуст громко заявляет, что не только еретики, но и имеющие с ними общение, являются врагами Божиими» (св. Феодор Студит).
Тем не менее УПЦ (МП) не просто участвует в «Совете нечестивых» (это определение из первой строки Псалтири – «Блажен муж, не ходящий на совет нечестивых»), но тем самым легитимирует те решения Совета, которые в корне расходятся с убеждениями православных на Украине.
Началось это, пожалуй, с подписания в 2013 г. тогдашним предстоятелем УПЦ (МП) коммюнике вышеупомянутого ВСЦиРО в поддержку ассоциации Украины с ЕС. Речь идёт о том самом митрополите Владимире (Сабодане), чьё окружение ввело в украинский обиход понятие «политическое православие», навешивая этот ярлык на всех членов УПЦ, не согласных на отрыв от Московского патриархата в угоду украинским властям. Как сейчас известно, тогдашняя подпись митр. Владимира под евроинтеграционным коммюнике «ВСЦиРО» была условием освобождения из-под ареста его личного секретаря Драбинко, умудрившегося в порыве многостяжания, хищения и скверноприбытчества, усиленного пиянством, совершить покушение на убийство монахинь киевского Покровского монастыря.
На следующий год митрополит Владимир отошёл на Суд Божий, а его воспитанники были отстранены от дел (ныне слились в СЦУ). Однако известный традиционалист митрополит Онуфрий, тем не менее, продолжил участие в Совете с такими «доброжелателями» канонического Православия, как СЦУшники, униаты, иудеи, разного толка сектанты и т. п.
Как пояснял в своё время глава пресс-службы УПЦ (МП) Василий Анисимов, основная задача участия во «ВСЦиРО» – непосредственно противостоять антицерковной деятельности представителей некоторых из вышеперечисленных конфессий: «Если бы нас там не было, они бы ежедневно принимали антиправославные решения, на основе какой-нибудь клеветы. А так в лицо сказать ложь всегда труднее. Да и обличить эту ложь на месте можно, пока не принят очередной антицерковный постулат. К тому же время от времени этот совет принимает какие-то заявления в защиту семьи, традиционной морали…» Весомые аргументы. Однако стоят ли эти ситуативные выгоды потерь репутации в глазах собственных верных и сочувствующих канонической Церкви? И речь не только о нарушении канонов, установленных апостолами и их учениками.
Что, как не нарушение данной Самим Богом заповеди «Не лжесвидетельствуй» – обращение «ВСЦиРО» к религиозным лидерам мира с призывом посодействовать освобождению «украинских заложников, незаконно удерживаемых» в ЛДНР, а также в РФ. И кому, как не члену этого совета митрополиту Онуфрию (без личных усилий которого не состоялся бы массовый обмен пленных на политзаключённых), не знать, что препятствует дальнейшим обменам исключительно украинская сторона, никакие лидеры ЛДНР тут ни причём.
На том же заседании «ВСЦиРО» было заявлено об ущемлении религиозных свобод в Крыму. Да, сам владыка Онуфрий, один раз появившись в «ВСЦиРО» (после собственного избрания предстоятелем в 2014 г.), более в его работе не участвует. Наряду с представителями СЦУшников, униатов и прочих заседает делегат канонической Церкви рангом не выше епископа. Однако кому, как не представителю УПЦ (МП), три епархии которой находятся в Тавриде, знать, что ущемление религиозных свобод там – бессовестная клевета! Не говоря уже о «российской агрессии», упоминаемой чуть ли не в каждой резолюции Всемирного совета церквей, тогда как по отдельности митрополит Онуфрий (официально остающийся членом «ВСЦиРО») называет войну в Донбассе братоубийственной.
Поэтому, возвращаясь к доводам уважаемого В.С. Анисимова, неужели боязнь очередной лжи по отношению к Церкви (которая, вообще-то, не прекращается все 2 тысячи лет её существования) оправдывает ложь от имени этой самой Церкви – единственного в нашем земном мире, что призвано отражать Истину?
Что же касается жиденьких маршей в защиту традиционной семьи, которые время от времени организовывает «ВСЦиРО», то какова их действенность, если те же «церкви» «благословляют» президентов и депутатов, принимающих гомосексуальные и ювенальные законы? Какой смысл в этих маршах, если униаты и СЦУшники сами давно готовы к «толеруванню» ЛГБТ-сообщества, а протестанты только из соображений прозелитизма на пока ещё традиционной Украине строят из себя хранителей традиционных ценностей, тогда как в своих родных Европах и Америках давно венчают не то что педерастов, а однополых собак.
Неужели меньше будет эффект, если своим стотысячным Крестным ходом в защиту ценностей самостоятельно выступит каноническая Церковь, по численности превышающая все остальные религиозные организации, вместе взятые?
Не меньше вопросов вызывает у православных поддержка Советом (а значит, и канонической Церковью) медицинской реформы от Доктора Смерть Супрун и пенсионной – от Гройсмана. Того самого, который на встрече с «ВСЦиРО» заверил, что «государственная власть готова содействовать тому, чтобы дорога к храму была свободна», но так и не услышал в ответ ни одного скептического замечания от представителей УПЦ (МП) (чьи церкви на протяжении всего премьерского срока Гройсмана подвергались нападениям и рейдерским захватам).
На прошлой неделе в порядке очередной ротации к руководству Советом приступил т. н. митрополит Киевский Епифаний (Думенко) – лидер организации, которая, собственно, и осуществляет ныне захваты православных храмов. И, похоже, для УПЦ (МП) наступает момент истины. Неужели это недоразумение будет руководить – как членом Совета – и истинным предстоятелем Церкви на Украине?
Думается, не случайно Союз православных журналистов (СПЖ), запустил опрос «Как вы оцениваете назначение Епифания Думенко главой Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций». Учитывая тот факт, что, по мнению некоторых экспертов, СПЖ «аффилирован» с управлением делами УПЦ (МП), это похоже на пробный шар.
Поскольку количество проголосовавших за выход Церкви из «совета нечестивых» более чем в десять раз превышает число тех, кто выступает за продолжение участия в «ВСЦиРО», то руководство УПЦ (МП) с чистой совестью может «развести руками». Мол, никакой политики – такова воля верных. Тем более что это не первый такого рода пробный шар.
Архиепископ Винницкий Варсонофий уж год как прекратил участие в заседаниях областного «СЦиРО». Владыка пояснил своё решение следующими обстоятельствами: «Формат работы Совета церквей предусматривает сотрудничество религиозных организаций, направленное на достижение межконфессионального мира в регионе. Однако мы вынуждены констатировать, что слова о любви и мирное сосуществование пока остаются только словами». Ведь, как продолжает владыка, член того же Совета, глава т. н. «Винницкой епархии СЦУ» Симеон осуществил рейдерский захват управления Винницкой епархии канонической Церкви, её кафедрального собора и продолжает «благословлять» захваты храмов УПЦ (МП). Заявление архиеп. Варсонофия было размещено на сайте УПЦ (МП). Так руководство общеукраинской канонической структуры дало понять, что оно поддерживает данный шаг.
И неудивительно. Рано или поздно приверженность Блаженнейшего Онуфрия канонам должна была перевесить соображения безопасности для Церкви на Украине. В конце концов, ещё весной 2017 г. он не поставил подпись под призывом номинально христианской части «ВСЦиРО» провести по всей Украине и в диаспоре «совместные молитвы за победу над агрессором» и «установления справедливого мира» (который, по мнению авторов обращения, возможен только посредством победоносной войны). Что ж, тогда это можно было объяснить и антиэкуменическими соображениями – нежеланием и паству свою подвергать духовной опасности (совместные молитвы с еретиками грозят отлучением от Церкви).
И если получилось тогда, что мешает продолжить сейчас, когда заметно ослабла поддержка властями всяческих антиправославных проявлений со стороны СЦУ, медиа и прочих фашистских организаций (в т.ч. военизированных). Как мы уже отмечали, в последнее время именно митрополит Киевский Онуфрий выдвигается на передовую православной традиции. Ещё в конце 2015 г. он заявлял о нежелательности участия Московского патриархата в «Критском соборе» – за полгода до того, как соответствующее решение вынужден был принять синод РПЦ.
Так что, если в ближайшее время выход УПЦ (МП) из откровенно антиправославной организации совершится, это послужит добрым примером для многих поместных церквей.
Дмитрий Скворцов
Источник: https://www.fondsk.ru/