03.08.2020
Кодрант, есть малая монета. Зр. Марка гл. 12.
2
Сикл, мера четырех драхм, которую так называли евреи.
3
Из беседы сей видно, что она 25 октября в навечерии праздника святого Димитрия сказывана была в его церкви, которая весьма великолепна и богата, но ныне обращена турками в мечеть.
4
Надобно знать, что глава сия издателем найдена разорванною на весьма старой бумажке. Переписана она с подлинника без означения времени, под сокращениями. По его мнению кажется, что она написана в исходе шестнадцатого века. Издателем же сея книги то, что было в целости, собрано, хотя и несовершенно, только бы не совсем пропало.
5
Здесь говорит о жертвах ветхозаконных и о бывшем тогда священстве.
<-назад в раздел
Преп. Иоанн Дамаскин - Что есть Святое Причастие?
Тело Господа и Бога нашего, Которое мы принимаем, братие, есть такое тело, которое Он от существа нашего взаимствовал и восприял от Пречистыя Девы Богородицы. Ибо как естественно чрез ядение хлеба, и вино и вода чрез питие в тело и кровь ядущаго пиющаго преобращается, и из сего не бывает отменное тело пред прежним его телом: тако и хлеб предложения, вино и вода чрез призывание и осенение Святаго Духа паче естественно претворяется в тело и кровь Христову, и не в два, но в едино и то же тело. Но не два тела приписываем Христу; едино бо есть Его тело, и едину жертву принес за нас Богу и Отцу. Хотя бо и многажды таинственную и безкровную жертву совершаем, для того что на всяком месте и во всякое время всяк верный тело и кровь Божию принимает; но та же есть жертва. Едино бо тело и единаго Агнца Божия, вземлющаго грех мира, приносим. Ибо если бы то было одно, а сие другое, то бы не одна, но многия жертвы за нас приносимы были, якоже изрядно Божий Апостол сказал в послании к Евреям: Таков нам подобаше Архиерей, преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешних, и вышше небес быв: иже не имать no вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о своих грехах жертвы приносити, потом же о людских: сие бо сотвори единою, себе принес (Евр. 7:26–27). И потом: Христос же пришед Архиерей грядущих благ, большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною ,сиречь, не сея твари, ни кровию козлию ниже телчею, нo своею кровию, вниде единою во святая, вечное искупление обретый (Евр. 9:11–12). По немнозем же, не в рукотворенная бо святая вниде Христос, противообразная истинных, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас: ниже многажды приносит себе, якоже первосвященник входит во святая, пo вся лета с кровию чуждею: пoнеже подобаше бы ему множицею страдати от сложения мира: ныне же единою в кончину веков, во отметание гpеxa, жертвою своею явися. И якоже лежит человеком единою умрети, потом же суд: тако и Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи, второе без греха явится ждущим его во спасение (Евр. 9:24–28). И паки5: Всяк убо священик стоит на всяк день служа, и тыяжде множицею принося жертвы, яже никогдаже могут отъяти грехов: Он же едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога, прочее ожидая, дóндеже положатся врази его подножие ног его. Единем приношением совершил есть во веки освящаемых. Свидетельствует же нам и Дух Святый: по реченному бо прежде: сей завет, егоже завещаю к ним пo днех онех, глаголет Господь, дая законы моя на сердца их. Таже глаголет Господь: и грехов их и беззаконий не имам помянути к тому. А идеже отпуще сих, к тому несть приношения о гресех (Евр. 10:11–18). Якоже бо от жены рожденный младенец есть совершенный человек, и хотя от пищи и пития растет, однако не принимает другаго тела, и не два и многая в нем телеса нарицаем, но едино рожденное от матери; и возращает его природа по естественному уставу: тако и ныне, понеже глава наша есть Христос, мы сделались Ему сотелесными, и есьмы Его тело приснорастущее. Сделались же сотелесными причащением плоти Его и крови. Прием бо хлеб и чашу вина и воды, благодарил, благословил, и рече: сие есть тело. И тако кроме естественнаго устройства хлеб и вино с водою словом Его бысть тело и кровь Его. Тело убо Его прежде возстания из мертвых было подлежащее смерти, ломимое, ядомое и пиемое, но неистленное. Для чего же не сотворил сего по возстании, но прежде возстания? Когда по воскресении безсмертное тело ни ломимо, ни ядомо, ни ниже нетленное тело кровь имело: то ниже справедливо бы плотию именуемо было, якоже рече тезоименит Богословия Григорий в слове на крещение: Веруй, что Христос Сын Божий паки приидет в славное свое пришествие судити живых и мертвых; но не плоть, хотя и безсмертный [под сими словами разумел он боговиднейшее тело], да и увидим будет от прободших, и пребудет Бог безплотный. И сие ныне, еже приемлем тело и кровь Христа нашего, есть смерти подлежащее, ломимое, ядомое и пиемое. И якоже разботение тела нашего исполняет всю естественную чинность с начала составления тела нашего: тако и совершение святых таинств исполняет все духовное и пачеестественное смотрение воплощения Божия Слова, у нас бо семя отеческое есть некоторым основанием для составления тела младенцу; питается же от кровей матерних, и переменяется подлежащее вещество в оруденное тело по влиянной природе силе от Строителя естества и силы нашея. И тако плоть и кровь, кости и прочие члены составляются привлекательною, переменительною, или питательною и возращающею силою. Подобне и жертвенное тела предложение питательною, прилекающею и пременительною силою тело возращает. Довлеет убо и при возращении тела Господня разумети Божественное смотрение Его воплощения, распятия и погребения, воскресения и безсмертия. В начале бо тело Господне не бысть безсмертно, но смерти и страданию подлежащее даже до воскресения; после погребения же бысть безсмертное, возставши силою своею Божественною от мертвых и нас соожививши. Како убо бысть? Там была святая Дева, имущая вещество для тела, здесь трапеза? Напоследок по гласу Ангела Дух Святый снизшел на нее. Тогда сила Вышняго, Бог Слово, Божия ипостась ее осенила и восприняла плоть от нее. Предлежит и теперь, якоже во чреве Девы, на трапезе таинственной вещество хлеб, и вина воды растворение. И Матерь бо от сих питалася, и Младенцу подавала вещество для тела. Здесь глаголет священник яко Ангел, да Дух Святый снизшедши освятит и сотворит хлеб сей святым телом Христовым, и чашу кровию Христовою, и возрастит тело и кровь Гоподню не естественным, но пачеестественным смотрением, да сотворит едино тело, а не два. Наконец возносится руками Архиереовыми яко на крест, раздается ломимое, в нас погребается и нас сооживляет. Сие бо есть конец смотрения. He истлевает в нас, яко же не истлело Господне тело и во гробе. Прежде же восприятия нашего вся смертная страждет, и ломимое нами бывает честно и верно, и руками беззаконных часто обезчещиваемо и пометаемо бывает от мышей и червей, но не истлевает и нe переменяется в небытие; содержится бо невидимо во едином теле. Хотя бо Христос и обрезан бяше, и кровь на кресте из рук, из ног и из боку изливашеся, но в едино и тоже тело соединися. Воскресло целое тело всесовершенное. Глаголал Христос: Сие творите в мое воспоминание. Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Сына человеческаго возвещаете. Смерти же память есть тление; тление бо есть смерть, но не истление.
* * *
1
Кодрант, есть малая монета. Зр. Марка гл. 12.
2
Сикл, мера четырех драхм, которую так называли евреи.
3
Из беседы сей видно, что она 25 октября в навечерии праздника святого Димитрия сказывана была в его церкви, которая весьма великолепна и богата, но ныне обращена турками в мечеть.
4
Надобно знать, что глава сия издателем найдена разорванною на весьма старой бумажке. Переписана она с подлинника без означения времени, под сокращениями. По его мнению кажется, что она написана в исходе шестнадцатого века. Издателем же сея книги то, что было в целости, собрано, хотя и несовершенно, только бы не совсем пропало.
5
Здесь говорит о жертвах ветхозаконных и о бывшем тогда священстве.