22.06.2020
В то же время персонифицированное слежение за гражданами есть вторжение в частную жизнь. которое противоречит международным и российским нормам, запрещающим [произвольный сбор] информации о гражданах без их согласия, таким, как Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 17 пакта), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (статья 5), федеральный закон РФ «О персональных данных».
Более того, считает юрист, незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, предусмотрено статьей 137 Уголовного кодекса России («Нарушение неприкосновенности частной жизни»).
А поскольку решение об установке «умных» камер принимается конкретными чиновниками — руководителями департаментов образования, — то их действия подпадают под квалифицированный состав данного преступления, который предусматривает уголовное наказание за те же деяния должностных лиц. «За подобные деяния (установку в школах систем наблюдения с распознаванием лиц) чиновники могут быть наказаны лишением свободы на срок до четырех лет и лишены права занимать определенные должности на срок до пяти лет», — пояснил адвокат.
<-назад в раздел
Установка камер с распознаванием лиц противоправна и наказуема
Идею установки камер видеонаблюдения с функцией распознавания лиц в российских школах поддерживают не все. Это нововведение может вызвать очередную волну социального напряжения в родительском сообществе. Очень многие родители не хотят, чтобы школа превращалась в «цифровой концлагерь». К тому же с точки зрения безопасности школьников это нововведение безполезно.
Системы видеонаблюдения с автоматическим распознаванием лиц могут использоваться только для противоправного слежения за законопослушными гражданами, и потому установка таких систем может повлечь уголовную ответственность, сообщил в интервью эксперт правоведения Олег Барсуков 19 июня в интервью.
Барсуков пояснил, что оборудование школ видеонаблюдением с автоматическим распознаванием лиц, о котором ранее сообщили СМИ, никоим образом не может влиять на безопасность в школах, поскольку хулигана или террориста система пассивного наблюдения, каковой является камера видеонаблюдения, остановить не может по определению.
Барсуков пояснил, что оборудование школ видеонаблюдением с автоматическим распознаванием лиц, о котором ранее сообщили СМИ, никоим образом не может влиять на безопасность в школах, поскольку хулигана или террориста система пассивного наблюдения, каковой является камера видеонаблюдения, остановить не может по определению.
В то же время персонифицированное слежение за гражданами есть вторжение в частную жизнь. которое противоречит международным и российским нормам, запрещающим [произвольный сбор] информации о гражданах без их согласия, таким, как Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 17 пакта), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (статья 5), федеральный закон РФ «О персональных данных».
Более того, считает юрист, незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, предусмотрено статьей 137 Уголовного кодекса России («Нарушение неприкосновенности частной жизни»).
А поскольку решение об установке «умных» камер принимается конкретными чиновниками — руководителями департаментов образования, — то их действия подпадают под квалифицированный состав данного преступления, который предусматривает уголовное наказание за те же деяния должностных лиц. «За подобные деяния (установку в школах систем наблюдения с распознаванием лиц) чиновники могут быть наказаны лишением свободы на срок до четырех лет и лишены права занимать определенные должности на срок до пяти лет», — пояснил адвокат.
Вариантами противодействия противоправному слежению за гражданами, считает правозащитник, могут быть обращения родителей в компетентные органы с заявлениями о возбуждении уголовных дел в отношении чиновников, организовавших массовое собирание персонализированной информации без согласия граждан.
Ранее сообщалось, что российские региональные департаменты образования заказали работы по оснащению школ камерами системой распознавания лиц. Организатором процесса установки дополнительных камер выступил Национальный центр информатизации (НЦИ), который входит в корпорацию «Ростех».
Ранее сообщалось, что российские региональные департаменты образования заказали работы по оснащению школ камерами системой распознавания лиц. Организатором процесса установки дополнительных камер выступил Национальный центр информатизации (НЦИ), который входит в корпорацию «Ростех».
Отметим также, Евросоюз приостановил на пять лет внедрение систем распознавания лиц, чтобы глубже изучить плюсы и минусы этих технологий.
По данным интернет-ресурсов