08.06.2020
«Начало зол - ложная мысль!» - пишет святитель Игнатий Брянчанинов в своём творении «О прелести». Многие ложные рассуждения и выводы авторов проистекают от использования ошибочного термина «печать антихриста». Его появление, по всей видимости, связано с когда-то сделанным неверным переводом, вошедшим затем во всеобщее употребление.
В Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова такого термина нет. Тайнозритель использует понятие «начертание» [греч. - χάραγμα; русск. - ха́рагма], которое употребляется в Откровении 8 раз (Откр. 13: 16-17; 14: 9; 14: 11; 15: 2; 16: 2; 19: 20; 20; 4), причем это понятие несет в себе сугубо отрицательный смысл. Принятие «начертания» непосредственно связано с «поклонением зверю» и вечными мучениями принявших «начертание» (Откр. 14: 9-11; 16: 2; 19: 20).
В случаях использования слова «печать» используется другой термин - [греч. - σφραγίς; русск. - сфраги́с] (отсюда сфрагистика - историческая дисциплина, изучающая печати). Но «печать» в Откровении как раз-то связывается не со зверем-антихристом, а с Богом Вседержителем!
«Начертание зверя» - принадлежность «поклоняющихся зверю».
«Печать Бога Живаго», «печать Божия» - принадлежность верных рабов Божиих, «не поклонившихся зверю и не принявших начертание его». Таково словоупотребление книги Откровение. Именно о печати Божией повествует пророческая книга Нового Завета: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр. 7: 2-4);
«И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр. 9: 3-4);
«И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14: 1) - вот о какой печати идёт речь в Откровении!
А «начертание - имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 17) - также понятие абсолютно конкретное, функции и свойства которого четко описал Тайнозритель. Это атрибут, который предлагается принять «всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам» (Откр. 13: 16), иначе «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание» (Откр. 13: 17). Все сказано четко и конкретно. Также совершенно очевидно, что «начертание», «имя зверя», и «число имени его» - это понятия эквивалентные, обозначающие один и тот же атрибут.
Дословный перевод с греческого 16-18 стихов 13-й главы Откровения, сделанный, по моей просьбе ещё в 2003 году, специалистом в области греческого языка, профессором протодиаконом Владимиром Владимировичем Василиком, гласит: «И заставляет всех, малых и великих, богатых и нищих, свободных и рабов, да дадут им начертание на руку их правую или на лоб их, и да не сможет никто купить или продать, кроме имеющего начертание - имя зверя, или число имени его. Здесь премудрость есть. Имеющий ум да сосчитает число зверя. Ведь число человека есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть» («Но избави нас от лукавого», СПб, 2003, С. 321).
Выдающийся русский богослов, профессор Николай Никанорович Глубоковский пишет о стихах 16-18 тринадцатой главы Откровения: «Составилось большое количество разнообразнейших толкований, из коих каждое в одинаковой степени и вероятно (для изобретателей), и сомнительно (для читателей). Между тем автор (святой апостол Иоанн Богослов) внушает с решительностью, что его слова всем доставляют потребное по их восприятию разъяснение. Следовательно, обязательное экзегетическое правило вынуждает всецело сосредоточиться на самом таинственном тексте и не выходить за его пределы в тёмную область туманных мечтаний».
Использование термина «печать антихриста» сразу уводит авторов в «тёмную область туманных мечтаний», ибо это абсолютно отвлеченное - абстрактное понятие. Абстракция (лат. abstractio) - неясное, неконкретное, туманное выражение мысли; нечто оторванное от реальности, отвлекающее от сути, ведущее к заблуждениям.
Поэтому все дальнейшие рассуждения использующих термин «печать антихриста» авторов идут по ложному пути. «Источник самообольщения и бесовской прелести - ложная мысль! Причина разнообразного вреда и погибели - ложная мысль!» - предупреждает святитель Игнатий.
Остаётся напомнить о вечной участи принимающих «начертание - имя зверя, или число имени его»:
«И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 9-11).
Но будут и не изменившие Богу:
«И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15: 2-3).
Эти победители и будут иметь на челах своих печать Господа Бога Вседержителя!
Валерий Павлович Филимонов,
<-назад в раздел
О вечной участи принимающих «Начертание - имя зверя, или число имени его»
Одна за другой появляются статьи, посвящённые апокалиптической тематике. Как правило, они имеют целый ряд неправильных мнений, которые, по моему мнению, могут принести вред делу спасения.
«Начало зол - ложная мысль!» - пишет святитель Игнатий Брянчанинов в своём творении «О прелести». Многие ложные рассуждения и выводы авторов проистекают от использования ошибочного термина «печать антихриста». Его появление, по всей видимости, связано с когда-то сделанным неверным переводом, вошедшим затем во всеобщее употребление.
В Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова такого термина нет. Тайнозритель использует понятие «начертание» [греч. - χάραγμα; русск. - ха́рагма], которое употребляется в Откровении 8 раз (Откр. 13: 16-17; 14: 9; 14: 11; 15: 2; 16: 2; 19: 20; 20; 4), причем это понятие несет в себе сугубо отрицательный смысл. Принятие «начертания» непосредственно связано с «поклонением зверю» и вечными мучениями принявших «начертание» (Откр. 14: 9-11; 16: 2; 19: 20).
В случаях использования слова «печать» используется другой термин - [греч. - σφραγίς; русск. - сфраги́с] (отсюда сфрагистика - историческая дисциплина, изучающая печати). Но «печать» в Откровении как раз-то связывается не со зверем-антихристом, а с Богом Вседержителем!
«Начертание зверя» - принадлежность «поклоняющихся зверю».
«Печать Бога Живаго», «печать Божия» - принадлежность верных рабов Божиих, «не поклонившихся зверю и не принявших начертание его». Таково словоупотребление книги Откровение. Именно о печати Божией повествует пророческая книга Нового Завета: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр. 7: 2-4);
«И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр. 9: 3-4);
«И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14: 1) - вот о какой печати идёт речь в Откровении!
А «начертание - имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 17) - также понятие абсолютно конкретное, функции и свойства которого четко описал Тайнозритель. Это атрибут, который предлагается принять «всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам» (Откр. 13: 16), иначе «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание» (Откр. 13: 17). Все сказано четко и конкретно. Также совершенно очевидно, что «начертание», «имя зверя», и «число имени его» - это понятия эквивалентные, обозначающие один и тот же атрибут.
Дословный перевод с греческого 16-18 стихов 13-й главы Откровения, сделанный, по моей просьбе ещё в 2003 году, специалистом в области греческого языка, профессором протодиаконом Владимиром Владимировичем Василиком, гласит: «И заставляет всех, малых и великих, богатых и нищих, свободных и рабов, да дадут им начертание на руку их правую или на лоб их, и да не сможет никто купить или продать, кроме имеющего начертание - имя зверя, или число имени его. Здесь премудрость есть. Имеющий ум да сосчитает число зверя. Ведь число человека есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть» («Но избави нас от лукавого», СПб, 2003, С. 321).
Выдающийся русский богослов, профессор Николай Никанорович Глубоковский пишет о стихах 16-18 тринадцатой главы Откровения: «Составилось большое количество разнообразнейших толкований, из коих каждое в одинаковой степени и вероятно (для изобретателей), и сомнительно (для читателей). Между тем автор (святой апостол Иоанн Богослов) внушает с решительностью, что его слова всем доставляют потребное по их восприятию разъяснение. Следовательно, обязательное экзегетическое правило вынуждает всецело сосредоточиться на самом таинственном тексте и не выходить за его пределы в тёмную область туманных мечтаний».
Использование термина «печать антихриста» сразу уводит авторов в «тёмную область туманных мечтаний», ибо это абсолютно отвлеченное - абстрактное понятие. Абстракция (лат. abstractio) - неясное, неконкретное, туманное выражение мысли; нечто оторванное от реальности, отвлекающее от сути, ведущее к заблуждениям.
Поэтому все дальнейшие рассуждения использующих термин «печать антихриста» авторов идут по ложному пути. «Источник самообольщения и бесовской прелести - ложная мысль! Причина разнообразного вреда и погибели - ложная мысль!» - предупреждает святитель Игнатий.
Остаётся напомнить о вечной участи принимающих «начертание - имя зверя, или число имени его»:
«И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 9-11).
Но будут и не изменившие Богу:
«И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15: 2-3).
Эти победители и будут иметь на челах своих печать Господа Бога Вседержителя!
Заранее прошу прощения и прошу принять во внимание приведённые мною доказательства.
Валерий Павлович Филимонов,
русский писатель-агиограф,
академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств