В России началось тестирование работы магазинов без касс и продавцов
Пилотный проект запустили Сбербанк, Visa и магазины «Азбука вкуса». Деньги с карты списывает мобильное приложение, а за покупателем следит система компьютерного зрения. За рубежом похожий проект ранее запустил Amazon.
«Сбербанк, розничная сеть "Азбука Вкуса" и международная платёжная система Visa открыли первый в России магазин, оснащённый системой компьютерного зрения. Для совершения покупок в таком магазине достаточно на входе в зону Take&Go отсканировать QR-код из мобильного приложения от Сбербанка, взять с полок нужные товары и просто выйти: деньги с карты будут списаны автоматически», – рассказали в банке.
Чтобы стать посетителем такого магазина, необходимо скачать мобильное приложение Take&Go от Сбербанка, зарегистрироваться в нём и привязать к своему аккаунту банковскую карту Visa для оплаты покупок и указать e-mail, на который будут приходить чеки.
Сервис начинает действовать, как только сканер турникета считывает QR-код клиента на входе в зону Take&Go. Интеллектуальная система наблюдения непрерывно отслеживает количество и ассортимент товаров на полках, чтобы безошибочно собрать в виртуальную корзину продукты, которые выбрал покупатель. Если человек взял продукт, но передумал и вернул его на место – товар тут же будет удалён из виртуальной корзины. Как только клиент выходит из магазина, мобильное приложение Take&Go Сбербанка автоматически осуществляет списание, а покупателю приходит push-уведомление на телефон о покупке и чек по электронной почте.
В «Азбуке вкуса» указали, что такой подход позволяет быстро выявлять случаи мошенничества, а компьютерное зрение и машинное обучение запоминают нарушителя и минимизируют риск повторного воровства.
Технология пока тестируется в закрытом режиме на ограниченном количестве покупателей в магазине «Азбука вкуса», который находится в деловом центре «Москва-Сити» (башня «Федерация»). Планируется, что в течение месяца она станет доступна и на других площадках.
Зампред правления Сбербанка Светлана Кирсанова уверена, что в ближайшей перспективе такой способ совершения покупок в супермаркетах может стать распространённым, ожидается, что к нему россияне привыкнут так же быстро, как в своё время к безналичной оплате.
Стоимость проекта в компании не раскрыли.
«Разработка программной часть такой системы на основе компьютерного зрения может стоить от 10 млн руб. или дороже. Для того, чтобы реализовать такой проект, нужно будет в каждом магазине устанавливать серверное оборудование, чтобы вычислительные мощности были локальными, передавать по сети изображения в центры обработки данных в данном случае не получится», – отметил партнёр группы консультирования в области ИТ КПМГ в России и СНГ Тимофей Хорошев.
Оборудование будет стоить от 500 тыс. руб. для одной торговой точки. Разработка мобильного приложения может обойтись в 5-10 млн руб., считает экперт. По его оценке, инвестиции в пилотирование и интеграцию проекта на ограниченном количестве магазинов, например, пяти-семи, могут составить от 25-30 млн руб. Но тиражирование на всю сеть будет обходиться дешевле.
Отмечается, что в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19 подобный проект создаёт для торговли новый уровень безопасности.
Тем временем Сбербанк создал новую компанию, которая займется организацией производства вакцины от нового типа коронавируса, вызывающего заболевание COVID-19.