09.04.2020
Заявление о. Кирилла вызвало недоумение в православной среде. В частности, протоиерей Александр Новопашин, руководитель Миссионерского отдела Новосибирской епархии, сказал: «А что тут можно сказать о священнослужителе, который придумал весьма неуклюжую (а по сути богоборческую, богохульную) "богословскую" теорию, согласно которой зараза передается через Святые Тайны? Очевидно, что это не так и данная очевидность является не просто плодом догматического учения Православной Церкви, но и вполне ощутимым фактом из священнической практики. Иереи и диаконы после причащения мирян сами потребляют Святое Причастие и за всю историю Православной Церкви не наблюдалось никаких инфекционных вспышек в среде духовенства. Более того, священники индивидуально причащают и больных людей – с открытыми формами тех или иных инфекционных заболеваний… И опять же – никаких инфекционных вспышек в среде служителей алтаря. Если бы все было так, как утверждают разного рода "горе-богословы", то, поверьте, священники, как "вид" исчезли бы из пространства человеческой истории».
Напомним, что ранее в телефонном интервью РНЛ кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик заявлял: «Святые Дары – духовный огонь, опаляющий не только грехи человеческие, но микробы и различные болезни. Расскажу одну историю нашей семьи. Моя мама Галина Георгиевна является врачом с 60-летним стажем. На её памяти был такой случай в советское время: один из наших добрых друзей Дмитрий Дмитриевич, военный, заболел раком легких. Ему предстояла операция. Но перед ней весьма чтимый духовник, протоиерей Троицкого собора Александро-Невской лавры отец Иоанн Варламов втайне его причастил. И после повторного гистологического анализа врачи были потрясены. На первом анализе были ясно отмечены раковые клетки. На втором анализе их уже не было, а вместо раковых клеток непонятная бурая масса – как будто пораженные раковые клетки сгорели – огонь сошёл и расплавил их. Такова сила Евхаристии. Моя мама до сих пор хранит те анализы».
Высказывания архимандрита Кирилла (Говоруна) прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» протодиакон Владимир Василик:
К сожалению, архимандрит Кирилл (Говорун) в последнее время активизировал свою антицерковную деятельность. В частности, он выступил с целым рядом деклараций, которые можно было бы обозначить как «коронарное богословие». А именно, тезис следующий — считать, что Святые Дары не могут переносить инфекции – это докетизм, а также и то, что если Бог создал всё, в том числе вирус, то почему вирус является злом и это зло должно обязательно попаляться Евхаристическими Дарами.
Насчёт докетизма, подобного представления, следует сказать, что архимандрит Кирилл (Говорун) перекладывает с больной головы на здоровую. Дело в том, что именно его представление о Евхаристии является чисто докетическим, в котором Христос совершенно оторван от материи Евхаристии, от того, что преподается верующему. В понятиях архимандрита Кирилла и ему подобных существует абстрактный, оторванный Христос, и вино и кровь, с которыми может происходить все, что угодно, и которые абсолютно подвержены всему, что угодно и могут переносить всё что угодно.
Церковь никогда так не считала. Искони Церковь считала, что Евхаристические Дары неразрывно соединены со Христом, и что они идентичны телу Христову, распятому на Голгофе, пострадавшему за нас и воскресшему из мертвых. Искони Церковь считала Святые Дары врачеством безсмертия, даром, призванным исцелять души и тела, тем паче, что мы причащаемся во исцеление души и тела.
Ни у одного отца Церкви мы не находим утверждения, что Святые Дары способны переносить болезнь и быть распространителем чумы, холеры или чего-нибудь другого. В постановлениях Соборов мы не находим ни одной рекомендации относительно того, как надлежит причащаться во время чумы.
Единственное исключение, которым достаточно невежественно воспользовался о.Андрей Кураев, — это комментарий Никодима Святогорца на 28-е правило Трулльского Вселенского Собора. В этом правиле запрещается использовать изюм или какие-либо соки для причащения. Но Никодим Святогорец говорит о том, что если некоторые священники это применяют во время эпидемии, вкладывая Святые Дары в изюм, то, в крайнем случае, пусть будет так. Но, тем не менее, он призывает к более каноническому способу причащения.
Отметим следующий момент. Кураев перепутал слова «погребающий» и «умирающий» (речь идет о том, что Святые Дары даруются умирающим, а не погребающим), продемонстрировав тем самым свое невежество в греческом языке. Кому интересно, посмотрите материалы на сайте Центра Святителя Василия Великого. Даже сам Никодим Святогорец настаивает на более каноническом способе причащения.
Ранее я говорил о евхаристическом чуде в нашей семейной памяти, связанном с исцелением от Святых Даров. Таких чудес при желании можно насчитать десятки и сотни. Такие чудеса реально совершались во время великих эпидемий и холеры, и чумы.
Вспомним, что ни во времена великой эпидемии 544 года, ни во времена великой эпидемии чумы 1348 года церкви не закрывались, Евхаристия продолжалась. То же происходило во время эпидемии чумы в Москве в 1771 году и во время эпидемии холеры 1831 года. Храмы не закрывались даже во время блокады. Богослужение в них не прекращалось даже во время артобстрелов и бомбардировок, даже при угрозе эпидемиологических заболеваний в блокадном Ленинграде, которые, к счастью, не происходили, но такая угроза была.
Поэтому антиклерикальные наезды таких одиозных, в том числе в нравственном отношении, личностей, как депутат Вишневский и другие, лишены всякого основания, а тем более огорчительно, что их поддерживают лица, связанные с Церковью, и лица в священном сане. Остаётся только догадываться о мотивах их действий. Мотивы их предосудительны, но о них мы распространяться не будем, чтобы в пост не осуждать братьев своих.
В целом, хочется сказать православным – не бойтесь, идите и причащайтесь. Конечно, со вниманием надлежит внимать наставлениям Святейшего Патриарха Кирилла и в то же время понимать его место в этом мире, трудность его служения, и понимать его наставления более глубоко, чем это обычно делается.
С чего начала свой путь преподобная Мария Египетская? Она начала с причащения Святых Христовых Тайн, перед тем, как перейти Иордан. Чем она завершила свой путь? Завершила опять таки причащением Святых Христовых Тайн. Она спасалась в пустыне, потому что совершала особое церковное служение. Она не бежала от опасности в пустыню, а, напротив, она пошла навстречу страшным опасностям, навстречу зверям, разбойникам, голоду, холоду и иным трудностям. Поэтому данный пример нас призывает к духовному мужеству, к страху не в пребывании в Церкви, а вне её. Вне Церкви, как говорит святитель Киприан Карфагенский, нет никакого спасения.
Если какая-то временная нужда заставляет нас заключаться в четырёх стенах, то мы являемся всё равно членами Церкви. И, тем не менее, пока существует хоть какая-то возможность причащения святых Христовых Тайн, то этой возможностью надлежит пользоваться для исцеления души и тела. Аминь.
<-назад в раздел
Не бойтесь, идите и причащайтесь: Искони Церковь считала Святые Дары врачеством безсмертия
Высказывания архимандрита Кирилла (Говоруна) о том, что вирус якобы может передаваться непосредственно через Святые Тайны, являются еретическими
Заштатный архимандрит Кирилл (Говорун) высказал мнение о том, что вирус якобы может передаваться непосредственно через Святые Тайны.
Заявление о. Кирилла вызвало недоумение в православной среде. В частности, протоиерей Александр Новопашин, руководитель Миссионерского отдела Новосибирской епархии, сказал: «А что тут можно сказать о священнослужителе, который придумал весьма неуклюжую (а по сути богоборческую, богохульную) "богословскую" теорию, согласно которой зараза передается через Святые Тайны? Очевидно, что это не так и данная очевидность является не просто плодом догматического учения Православной Церкви, но и вполне ощутимым фактом из священнической практики. Иереи и диаконы после причащения мирян сами потребляют Святое Причастие и за всю историю Православной Церкви не наблюдалось никаких инфекционных вспышек в среде духовенства. Более того, священники индивидуально причащают и больных людей – с открытыми формами тех или иных инфекционных заболеваний… И опять же – никаких инфекционных вспышек в среде служителей алтаря. Если бы все было так, как утверждают разного рода "горе-богословы", то, поверьте, священники, как "вид" исчезли бы из пространства человеческой истории».
Напомним, что ранее в телефонном интервью РНЛ кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик заявлял: «Святые Дары – духовный огонь, опаляющий не только грехи человеческие, но микробы и различные болезни. Расскажу одну историю нашей семьи. Моя мама Галина Георгиевна является врачом с 60-летним стажем. На её памяти был такой случай в советское время: один из наших добрых друзей Дмитрий Дмитриевич, военный, заболел раком легких. Ему предстояла операция. Но перед ней весьма чтимый духовник, протоиерей Троицкого собора Александро-Невской лавры отец Иоанн Варламов втайне его причастил. И после повторного гистологического анализа врачи были потрясены. На первом анализе были ясно отмечены раковые клетки. На втором анализе их уже не было, а вместо раковых клеток непонятная бурая масса – как будто пораженные раковые клетки сгорели – огонь сошёл и расплавил их. Такова сила Евхаристии. Моя мама до сих пор хранит те анализы».
Высказывания архимандрита Кирилла (Говоруна) прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» протодиакон Владимир Василик:
К сожалению, архимандрит Кирилл (Говорун) в последнее время активизировал свою антицерковную деятельность. В частности, он выступил с целым рядом деклараций, которые можно было бы обозначить как «коронарное богословие». А именно, тезис следующий — считать, что Святые Дары не могут переносить инфекции – это докетизм, а также и то, что если Бог создал всё, в том числе вирус, то почему вирус является злом и это зло должно обязательно попаляться Евхаристическими Дарами.
Насчёт докетизма, подобного представления, следует сказать, что архимандрит Кирилл (Говорун) перекладывает с больной головы на здоровую. Дело в том, что именно его представление о Евхаристии является чисто докетическим, в котором Христос совершенно оторван от материи Евхаристии, от того, что преподается верующему. В понятиях архимандрита Кирилла и ему подобных существует абстрактный, оторванный Христос, и вино и кровь, с которыми может происходить все, что угодно, и которые абсолютно подвержены всему, что угодно и могут переносить всё что угодно.
Церковь никогда так не считала. Искони Церковь считала, что Евхаристические Дары неразрывно соединены со Христом, и что они идентичны телу Христову, распятому на Голгофе, пострадавшему за нас и воскресшему из мертвых. Искони Церковь считала Святые Дары врачеством безсмертия, даром, призванным исцелять души и тела, тем паче, что мы причащаемся во исцеление души и тела.
Ни у одного отца Церкви мы не находим утверждения, что Святые Дары способны переносить болезнь и быть распространителем чумы, холеры или чего-нибудь другого. В постановлениях Соборов мы не находим ни одной рекомендации относительно того, как надлежит причащаться во время чумы.
Единственное исключение, которым достаточно невежественно воспользовался о.Андрей Кураев, — это комментарий Никодима Святогорца на 28-е правило Трулльского Вселенского Собора. В этом правиле запрещается использовать изюм или какие-либо соки для причащения. Но Никодим Святогорец говорит о том, что если некоторые священники это применяют во время эпидемии, вкладывая Святые Дары в изюм, то, в крайнем случае, пусть будет так. Но, тем не менее, он призывает к более каноническому способу причащения.
Отметим следующий момент. Кураев перепутал слова «погребающий» и «умирающий» (речь идет о том, что Святые Дары даруются умирающим, а не погребающим), продемонстрировав тем самым свое невежество в греческом языке. Кому интересно, посмотрите материалы на сайте Центра Святителя Василия Великого. Даже сам Никодим Святогорец настаивает на более каноническом способе причащения.
Ранее я говорил о евхаристическом чуде в нашей семейной памяти, связанном с исцелением от Святых Даров. Таких чудес при желании можно насчитать десятки и сотни. Такие чудеса реально совершались во время великих эпидемий и холеры, и чумы.
Вспомним, что ни во времена великой эпидемии 544 года, ни во времена великой эпидемии чумы 1348 года церкви не закрывались, Евхаристия продолжалась. То же происходило во время эпидемии чумы в Москве в 1771 году и во время эпидемии холеры 1831 года. Храмы не закрывались даже во время блокады. Богослужение в них не прекращалось даже во время артобстрелов и бомбардировок, даже при угрозе эпидемиологических заболеваний в блокадном Ленинграде, которые, к счастью, не происходили, но такая угроза была.
Поэтому антиклерикальные наезды таких одиозных, в том числе в нравственном отношении, личностей, как депутат Вишневский и другие, лишены всякого основания, а тем более огорчительно, что их поддерживают лица, связанные с Церковью, и лица в священном сане. Остаётся только догадываться о мотивах их действий. Мотивы их предосудительны, но о них мы распространяться не будем, чтобы в пост не осуждать братьев своих.
В целом, хочется сказать православным – не бойтесь, идите и причащайтесь. Конечно, со вниманием надлежит внимать наставлениям Святейшего Патриарха Кирилла и в то же время понимать его место в этом мире, трудность его служения, и понимать его наставления более глубоко, чем это обычно делается.
С чего начала свой путь преподобная Мария Египетская? Она начала с причащения Святых Христовых Тайн, перед тем, как перейти Иордан. Чем она завершила свой путь? Завершила опять таки причащением Святых Христовых Тайн. Она спасалась в пустыне, потому что совершала особое церковное служение. Она не бежала от опасности в пустыню, а, напротив, она пошла навстречу страшным опасностям, навстречу зверям, разбойникам, голоду, холоду и иным трудностям. Поэтому данный пример нас призывает к духовному мужеству, к страху не в пребывании в Церкви, а вне её. Вне Церкви, как говорит святитель Киприан Карфагенский, нет никакого спасения.
Если какая-то временная нужда заставляет нас заключаться в четырёх стенах, то мы являемся всё равно членами Церкви. И, тем не менее, пока существует хоть какая-то возможность причащения святых Христовых Тайн, то этой возможностью надлежит пользоваться для исцеления души и тела. Аминь.
Источник: https://www.ruskline.ru/