05.04.2020
Современные учёные свидетельствуют о том, что страх резко понижает такую важнейшую защитную функцию организма как иммунитет. Подтверждением тому могут служить исторические данные о крайне низком уровне простудных и инфекционных заболеваний у советских солдат во время Великой Отечественной войны. И это в условиях предельной скученности, антисанитарии и не самого лучшего питания!
Страх несовместим с любовью Как оценивается страх в Православии? Первое упоминание о страхе связано с грехопадением прародителей: «голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:10). Пока всё внимание человека было обращено на Бога, ему нечего было бояться. Но вот его поразила «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Вместо Бога человек обратил внимание на себя, и появился эгоистический страх за себя.
С таким эгоистичным страхом апостол Иоанн Богослов связывает духовное несовершенство: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви» (1 Ин. 4:18). В своём Первом соборном послании он всячески подчёркивает, что с Богом, имя Которому Любовь, общение возможно только в любви. А страх несовместим с любовью. Страх свидетельствует о недоверии.
А что за любовь без доверия к любимому? Любовь по слову апостола Павла «не ищет своего, … все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит... и никогда не перестаёт» (1 Коринф. 13:5-8). Только в таких отношениях любви можно пребывать с Богом в раю. И только один вид страха в христианстве является необходимым признаком духовного совершенства — благоговейный страх Божий — боязнь сына разрушить отношения с горячо любимым Отцом, страх не за себя, но за другого, боязнь обидеть любимого. «Любовь к Богу изгоняет всякий страх из души, кроме страха греха. Да, любовь страшится греха. Страх греха — это и есть страх Божий» (свт. Николай Сербский).
Как перестать бояться коронавируса?
Очень многое в этом несовершенном мире причиняет человеку страдание. В том числе и болезни. Такой разлад между человеком и окружающим его миром тоже явился следствием грехопадения первых людей. После добровольного отказа человека от непосредственного общения с Богом, та природа, которой он был призван царственно управлять, стала ему враждебной.
Но Всеблагой Бог зла не создавал. Зло – это исключительно отказ от Бога свободных личностей, коими являются люди и безплотные духи. Святитель Василий Великий разъяснял это так: «...иное зло только в нашем ощущении, а иное зло в собственной своей природе. Зло само в себе зависит от нас, таковы: неправда, распутство, неразумие, робость, зависть, убийства, отравы, лживые дела, и все однородные с сими страсти, которые, оскверняя душу, созданную по образу Сотворшего, обыкновенно помрачают ее красоту».
Отвернувшийся от Бога человек воспринимает полученные от Бога дары (свободу, способности, здоровье и др.) как личное достояние, предназначенное исключительно для обретения благ земной жизни. Богатый этими дарами человек страшится их потерять и воспринимает как зло всё, что им угрожает: «Еще злом называем, что для нас трудно и болезненно для ощущения: телесную болезнь, телесные раны, недостаток необходимого, бесславие, ущерб имения, потерю родных.
Между тем каждое из сих бедствий мудрый и благий Владыка посылает нам к нашей же пользе. Богатство отнимает у тех, которые употребляют его худо, и тем сокрушает орудие их неправды. Болезнь насылает тем, кому полезнее иметь связанные члены, нежели беспрепятственно устремляться на грех. Смерть насылается на тех, которые достигли предела жизни, какой от начала положен в праведном суде Бога, издалека предусмотревшего, что полезно для каждого из нас» (свт. Василий Великий).
Таким образом, Всеблагой Бог саму вражду между своими прекрасными творениями – человеком и окружающим его миром — использует как лекарство для духовного исцеления человека. Лекарство горькое, но крайне необходимое, так как «страдающий плотию перестаёт грешить» (1 Петр. 4:1). Трудно доверять тому, кого мало знаешь. «Наш страх — это источник храбрости для наших врагов», сказал немецкий писатель Томас Манн.
Против кого воюют христиане?
По слову апостола Павла: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Страх – мощное оружие в руках бесов. Что ему противопоставить? Самое главное – это полное, безраздельное, детское доверие Господу, Который всегда рядом, Который никогда нас не предаст. Но трудно доверять тому, кого мало знаешь. Поэтому стоит потратить все свои силы на знакомство с Ним.
Мы встречаемся со Христом при чтении Священного Писания, в молитве, в церковных таинствах, в других людях, в каждом из которых запечатлен Его прекрасный образ. Ничто не мешает нам во время карантина напряжённо молиться дома, внимательно изучать Священное Писание, искать возможность исповедоваться и причащаться, в том числе дома. Если живое общение со Христом станет нашим самым искренним, самым сокровенным желанием, мы обретём такую удивительную христианскую добродетель, как дерзновение – способность безстрашно идти на любые риски и потери ради встречи со Христом.
«Дерзай, дщерь» – сказал Господь женщине, которая вопреки всем установленным правилам, с огромным риском для своей безопасности прикоснулась к одежде Спасителя ради исцеления от кровотечения. Многие женщины, пережившие сложные первые роды, с риском для собственной жизни не отказываются и дальше рожать детей. Однажды вкусив ни с чем не сравнимую радость встречи с новой жизнью и удовольствие от заботы о маленьком ребёнке, они хотят пережить эту радость снова и снова.
Надо трезво оценивать поступающую извне информацию
Евангелие даёт нам верный способ оценки истинности любого дела – по плодам. Всё то, что порождает в душе страх, ненависть, осуждение, превозношение – не от Бога, дарами Которого являются любовь, радость, мир, кротость, долготерпение... Как только мы начинаем замечать в своей душе источники бесовского воздействия, надо немедленно молить Господа о помощи. Наша молитва должна быть живым общением с Живым Богом.
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите...»
Сегодня, как никогда, актуален призыв апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). Чему же можно радоваться, когда рушится привычный мир? Тому, что всё в надёжных руках и что волос с нашей головы без ведома Бога не упадёт. Тому, что Всемогущий Господь всегда рядом и непрестанно стучит в дверь нашего сердца.
Непрестанно молиться – непосредственно по-детски общаться с Тем, Кто больше всех нас любит, Кто лучше всех о нас заботится, Кто ради нашего вечного блаженства взошёл на Крест. Как можно благодарить за боль? Так, как мы благодарим хирурга, проведшего тяжёлую и сложную операцию и избавившего нас от мучительной болезни и смерти. Именно это и сделал Христос, навсегда победивший смерть – вечную разлуку между человеком и Богом. Да, физическая смерть ждёт каждого из нас, но она значит не больше, чем наркоз при операции. Правда, есть одно принципиальное условие: если человек хочет вечно жить с Христом в Его Небесном Царстве.
Источник: официальный сайт Валаамского
<-назад в раздел
Как не поддаться панике при эпидемии?
В мирском представлении страх является реакцией организма на потенциальную опасность. Страх чаще всегда возникает на основании личного или коллективного негативного опыта, но всегда является предположением, гипотезой, т.к. находящийся в состоянии страха, а тем более паники, человек не может адекватно оценить реальную степень опасности предстоящего события. Так, именно от страха, а не от холода или неспособности продержаться на плаву, зачастую погибают люди во время кораблекрушений.
Современные учёные свидетельствуют о том, что страх резко понижает такую важнейшую защитную функцию организма как иммунитет. Подтверждением тому могут служить исторические данные о крайне низком уровне простудных и инфекционных заболеваний у советских солдат во время Великой Отечественной войны. И это в условиях предельной скученности, антисанитарии и не самого лучшего питания!
Страх несовместим с любовью Как оценивается страх в Православии? Первое упоминание о страхе связано с грехопадением прародителей: «голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:10). Пока всё внимание человека было обращено на Бога, ему нечего было бояться. Но вот его поразила «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Вместо Бога человек обратил внимание на себя, и появился эгоистический страх за себя.
С таким эгоистичным страхом апостол Иоанн Богослов связывает духовное несовершенство: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви» (1 Ин. 4:18). В своём Первом соборном послании он всячески подчёркивает, что с Богом, имя Которому Любовь, общение возможно только в любви. А страх несовместим с любовью. Страх свидетельствует о недоверии.
А что за любовь без доверия к любимому? Любовь по слову апостола Павла «не ищет своего, … все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит... и никогда не перестаёт» (1 Коринф. 13:5-8). Только в таких отношениях любви можно пребывать с Богом в раю. И только один вид страха в христианстве является необходимым признаком духовного совершенства — благоговейный страх Божий — боязнь сына разрушить отношения с горячо любимым Отцом, страх не за себя, но за другого, боязнь обидеть любимого. «Любовь к Богу изгоняет всякий страх из души, кроме страха греха. Да, любовь страшится греха. Страх греха — это и есть страх Божий» (свт. Николай Сербский).
Как перестать бояться коронавируса?
Очень многое в этом несовершенном мире причиняет человеку страдание. В том числе и болезни. Такой разлад между человеком и окружающим его миром тоже явился следствием грехопадения первых людей. После добровольного отказа человека от непосредственного общения с Богом, та природа, которой он был призван царственно управлять, стала ему враждебной.
Но Всеблагой Бог зла не создавал. Зло – это исключительно отказ от Бога свободных личностей, коими являются люди и безплотные духи. Святитель Василий Великий разъяснял это так: «...иное зло только в нашем ощущении, а иное зло в собственной своей природе. Зло само в себе зависит от нас, таковы: неправда, распутство, неразумие, робость, зависть, убийства, отравы, лживые дела, и все однородные с сими страсти, которые, оскверняя душу, созданную по образу Сотворшего, обыкновенно помрачают ее красоту».
Отвернувшийся от Бога человек воспринимает полученные от Бога дары (свободу, способности, здоровье и др.) как личное достояние, предназначенное исключительно для обретения благ земной жизни. Богатый этими дарами человек страшится их потерять и воспринимает как зло всё, что им угрожает: «Еще злом называем, что для нас трудно и болезненно для ощущения: телесную болезнь, телесные раны, недостаток необходимого, бесславие, ущерб имения, потерю родных.
Между тем каждое из сих бедствий мудрый и благий Владыка посылает нам к нашей же пользе. Богатство отнимает у тех, которые употребляют его худо, и тем сокрушает орудие их неправды. Болезнь насылает тем, кому полезнее иметь связанные члены, нежели беспрепятственно устремляться на грех. Смерть насылается на тех, которые достигли предела жизни, какой от начала положен в праведном суде Бога, издалека предусмотревшего, что полезно для каждого из нас» (свт. Василий Великий).
Таким образом, Всеблагой Бог саму вражду между своими прекрасными творениями – человеком и окружающим его миром — использует как лекарство для духовного исцеления человека. Лекарство горькое, но крайне необходимое, так как «страдающий плотию перестаёт грешить» (1 Петр. 4:1). Трудно доверять тому, кого мало знаешь. «Наш страх — это источник храбрости для наших врагов», сказал немецкий писатель Томас Манн.
Против кого воюют христиане?
По слову апостола Павла: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Страх – мощное оружие в руках бесов. Что ему противопоставить? Самое главное – это полное, безраздельное, детское доверие Господу, Который всегда рядом, Который никогда нас не предаст. Но трудно доверять тому, кого мало знаешь. Поэтому стоит потратить все свои силы на знакомство с Ним.
Мы встречаемся со Христом при чтении Священного Писания, в молитве, в церковных таинствах, в других людях, в каждом из которых запечатлен Его прекрасный образ. Ничто не мешает нам во время карантина напряжённо молиться дома, внимательно изучать Священное Писание, искать возможность исповедоваться и причащаться, в том числе дома. Если живое общение со Христом станет нашим самым искренним, самым сокровенным желанием, мы обретём такую удивительную христианскую добродетель, как дерзновение – способность безстрашно идти на любые риски и потери ради встречи со Христом.
«Дерзай, дщерь» – сказал Господь женщине, которая вопреки всем установленным правилам, с огромным риском для своей безопасности прикоснулась к одежде Спасителя ради исцеления от кровотечения. Многие женщины, пережившие сложные первые роды, с риском для собственной жизни не отказываются и дальше рожать детей. Однажды вкусив ни с чем не сравнимую радость встречи с новой жизнью и удовольствие от заботы о маленьком ребёнке, они хотят пережить эту радость снова и снова.
Надо трезво оценивать поступающую извне информацию
Евангелие даёт нам верный способ оценки истинности любого дела – по плодам. Всё то, что порождает в душе страх, ненависть, осуждение, превозношение – не от Бога, дарами Которого являются любовь, радость, мир, кротость, долготерпение... Как только мы начинаем замечать в своей душе источники бесовского воздействия, надо немедленно молить Господа о помощи. Наша молитва должна быть живым общением с Живым Богом.
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите...»
Сегодня, как никогда, актуален призыв апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). Чему же можно радоваться, когда рушится привычный мир? Тому, что всё в надёжных руках и что волос с нашей головы без ведома Бога не упадёт. Тому, что Всемогущий Господь всегда рядом и непрестанно стучит в дверь нашего сердца.
Непрестанно молиться – непосредственно по-детски общаться с Тем, Кто больше всех нас любит, Кто лучше всех о нас заботится, Кто ради нашего вечного блаженства взошёл на Крест. Как можно благодарить за боль? Так, как мы благодарим хирурга, проведшего тяжёлую и сложную операцию и избавившего нас от мучительной болезни и смерти. Именно это и сделал Христос, навсегда победивший смерть – вечную разлуку между человеком и Богом. Да, физическая смерть ждёт каждого из нас, но она значит не больше, чем наркоз при операции. Правда, есть одно принципиальное условие: если человек хочет вечно жить с Христом в Его Небесном Царстве.
Источник: официальный сайт Валаамского