01.04.2020
В доказательство своей компетентности в вопросе о причащении во время эпидемий он ссылается на книгу преп. Никодима Святогорца «Пидалион»: «И иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащение больных такой способ… Они должны класть Святой Хлеб… в какой-нибудь священный сосуд, из которого… больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец».
Но надо заметить, что преп. Никодим Святогорец говорит не об общем причащении с амвона священником во время Литургии, а о причащении больных запасными дарами, в контексте того времени – исключительно о причащении умирающих больных чумой.
Митрополит Иларион как всегда пользуется невежеством простого и доверчивого народа, который не обратит внимание на данную деталь.
Однако «горе-ревнители» различают практику причащения больных священником в лечебнице и принятие Святых Таин верными во время Божественной литургии. Тем не менее митр. Иларион безапелляционно обвиняет внимательных прихожан, говоря, что «горе-ревнители возомнили себя более православными, чем преподобный Никодим Святогорец».
Однако сам митр. Иларион не внемлет наставлениям преп. Никодима Святогорца, который в той же книге «Пидалион» называет католиков еретиками и повелевает принимать их в Православную Церковь только через Таинство Крещения (см. Толкование на 46 Апостольское правило). Как видим, обличая «грех» ревностных верующих, митр. Иларион обличил самого себя.
Далее приводит Владыка в пример цитату из настольной книги священнослужителя С.В. Булгакова, в которой также говорится о практике причащения именно больных запасными дарами. Следовательно, практики причащения народа Божия новым «санитарным» способом никогда в Православной Церкви не существовало.
Если бы такой способ преподавать Святые Тайны верным был в истории Православия, то он обязательно нашел бы отражение в правилах Вселенских или Поместных Соборов.
Поэтому прикрывать свое неверие в Господа нашего Иисуса Христа неверными ссылками никак не приемлемо для архиерея. Тем более оправдывать ими антиканоническое нововведение.
<-назад в раздел
Об утверждениях митрополита Илариона о мнимой каноничности нового («коронавирусного») способа Причащения
В сети интернет появился видео-ролик небезызвестного митрополита Илариона (Алфеева), который обвиняет верующих (называя их «горе-ревнителями»), нежелающих причащаться «санитарным способом», в неразумной ревности.
В доказательство своей компетентности в вопросе о причащении во время эпидемий он ссылается на книгу преп. Никодима Святогорца «Пидалион»: «И иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащение больных такой способ… Они должны класть Святой Хлеб… в какой-нибудь священный сосуд, из которого… больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец».
Но надо заметить, что преп. Никодим Святогорец говорит не об общем причащении с амвона священником во время Литургии, а о причащении больных запасными дарами, в контексте того времени – исключительно о причащении умирающих больных чумой.
Митрополит Иларион как всегда пользуется невежеством простого и доверчивого народа, который не обратит внимание на данную деталь.
Однако «горе-ревнители» различают практику причащения больных священником в лечебнице и принятие Святых Таин верными во время Божественной литургии. Тем не менее митр. Иларион безапелляционно обвиняет внимательных прихожан, говоря, что «горе-ревнители возомнили себя более православными, чем преподобный Никодим Святогорец».
Однако сам митр. Иларион не внемлет наставлениям преп. Никодима Святогорца, который в той же книге «Пидалион» называет католиков еретиками и повелевает принимать их в Православную Церковь только через Таинство Крещения (см. Толкование на 46 Апостольское правило). Как видим, обличая «грех» ревностных верующих, митр. Иларион обличил самого себя.
Далее приводит Владыка в пример цитату из настольной книги священнослужителя С.В. Булгакова, в которой также говорится о практике причащения именно больных запасными дарами. Следовательно, практики причащения народа Божия новым «санитарным» способом никогда в Православной Церкви не существовало.
Если бы такой способ преподавать Святые Тайны верным был в истории Православия, то он обязательно нашел бы отражение в правилах Вселенских или Поместных Соборов.
Поэтому прикрывать свое неверие в Господа нашего Иисуса Христа неверными ссылками никак не приемлемо для архиерея. Тем более оправдывать ими антиканоническое нововведение.
Александр Павлов
Источник: https://www.rusfront.ru