23.03.2020
«Люди в храмы сейчас редко ходят, — объясняет нам смысл процессии другая кришнаитка, — и поэтому мы для них ходим, поём мантры». Увидев телекамеру «Спаса», третья кришнаитка быстренько берёт подругу за руку и уводит. Сделав внушенье, чтоб не говорила лишнего…Прервав мантры, парень с микрофоном (он здесь, видимо, главный) пускается проповедовать: «В молитве Иисусовой говорится «Да святится Имя Твоё…»
Конечно, любопытно слышать от кришнаитов разговоры о христианстве и Молитве Господней, но, похоже, эта проповедь была рассчитана исключительно на нашу съёмочную группу.
Бытует миф, что кришнаиты — «мирные». Но мы-то знаем их давно, и вовсе не по танцам. В середине 90-х к нам обратились родители, дети которых были завербованы в «Общество сознания Кришны». Кто-то бросил учёбу, кто-то и вовсе ушёл из дома… В 1998-ом году нам удалось раскрыть один из вербовочных пунктов кришнаитов внутри Московского Университета на Воробьёвых горах.
Разразился скандал, после нашего репортажа кришнаитов из МГУ выдворили, а их представители стали нам угрожать...Скандалы с кришнаитами возникали часто. Но трагедия в Красноярском крае потрясла тогда всю Россию...
Март двухтысячного года. В эвенкийском посёлке Туре некий Руслан Любецкий, ссылаясь на повеление Кришны, убил православного священника Григория Яковлева, отрезав ему голову и водрузив её в алтаре. По горячим следам убийцу задержали.
Мы отправились тогда в Эвенкию и застали убийцу до этапирования. Раскаяния не заметили!.. Распевая в камере мантру «Харе Кришна», Любецкий не считал это убийство преступлением, заявив, что «насилия не произошло», а сам «батюшка, священник, попал в рай…»
«Они же мирные, — приходится слышать о сектантах и сегодня, — такие весёлые и учат добру!» Так говорили и 20 лет назад, когда в Россию буквально хлынули десятки гуру и проповедников со всего мира. Но мы помним, как это всё начиналось…
В начале 90-х с крушением советской империи люди получили свободу, но потеряли почву под ногами. Растерянность, нищета и попытки найти новый смысл жизни. И тогда пришли они…
Пляшущие человечки!.. В европейских костюмах, японских кимоно, индийских сари и даже церковных облачениях. С барабанами, электрогитарами и симфоническими оркестрами. Они плясали и проповедовали, танцуя с бубнами, хоругвями и иконами.
«Это был хаос! — вспоминает то время подполковник юстиции в отставке Татьяна Кондратьева. — Они ходили по квартирам, ходили в парках, мамочек молодых с колясками в свои ряды пытались завлекать. Собирались огромные стадионы — "Олимпийский", "Лужники". И охват был очень широкий! В нашу до этого атеистичную страну рванули проповедники всех мастей — западных и восточных псевдорелигий. И брали наших людей на раз-два-три!»
На сектантских «богослужениях» на стадионах и в домах культуры было очень весело. Порой — даже слишком… В некоторых неопятидесятнических сектах доходило до массового психоза, когда десятки человек безпричинно начинали хохотать, катаясь по полу. Этот «святой смех» сектанты называли «действием Духа Святого». Правда, походило это больше на одержимость и беснование.
«Есть люди, которые в силу склада психики склонны к попаданию в секты, предрасположены, — констатирует директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Роман Силантьев. — Такими людьми легко манипулировать, они и сами себе зачастую это ищут. Им неуютно в традиционных религиях, они хотят себя чувствовать «малым стадом», которое противостоит «жестокому миру». Это и есть целевая аудитория таких сект. Бывает, конечно, что туда попадают и люди с психическими расстройствами».
«Московская церковь Христа», или «Бостонское движение» Кипа МакКина; «Великое белое братство» Марии Дэви Христос (Марины Цвигун-Кривоноговой); «АУМ-Синрикё» "преподобного" Секо Асахары; «Богородичный центр», или «Православная церковь Божией Матери Державная», "архиепископа" Иоанна Береславского; «Церковь последнего завета» Виссариона-Торопа;Партия «ДРУГГ» («Движение по распространению учения Григория Грабового»); «Церковь саентологии» и «Дианетика» Рона Хаббарда; «Общество сознания Кришны» Бхактиведанты свами Прабхупады; «Церковь объединения» "преподобного" Сан Мен Муна и другие…Мормоны, «Свидетели Иеговы», Шри Чинмой, «Брахма-Кумарис», неопятидесятники…
Их было очень много, больших и малых, западных и восточных, оккультных и христианских, иностранных и доморощенных…Великие гуманисты и благотворители, проповедники всего хорошего и духовного, пасторы и гуру шли на приём в Москву.
Респектабельные и богатые, они позировали на Красной площади, встречались с государственными лидерами.
«Горбачёв встречается с Муном, — напоминает криминалист, полковник милиции в отставке, ныне протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, — а «Церковь объединения» Муна — это же известнейший деструктивный культ! Практически то же самое было с Секо Асахарой, с его сектой «АУМ Синрикё». Помните, сколько чиновников, членов правительства встречались с Асахарой, включая и секретаря Совета безопасности Олега Лобова. И только когда уже теракты асахаровцами были совершены в Японии, только тогда и в России обратный процесс пошёл. Но до этого-то сколько?»
Тогда, в лихие девяностые, польщённые признанием Запада, чиновники пускали миссионеров в школы и институты, на оборонные предприятия; сдавали в аренду дома культуры, кинотеатры и целые стадионы.
Спорткомплекс «Олимпийский» на Проспекте Мира. Именно здесь в начале 90-х проходили массовые мероприятия японской террористической секты «АУМ-Синрикё». А вслед за ними в «Олимпийском» начнёт проводить свои многотысячные конгрессы американская секта «Свидетелей Иеговы».
Это походило на всенародное умопомрачение, помешательство. Отрезвление наступит позже… И будет тяжёлым.
Что стояло за фасадом сектантских улыбок, стало вскрываться не сразу. В каждой секте было несколько уровней посвящения, дотошно разработанные инструкции для внутреннего пользования: как вербовать и завлекать людей, как выжимать из них деньги, как бороться с родственниками адептов…
Вспоминает протоиерей Олег Стеняев (в начале 90-х он организовал при храме «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке первый в России православный Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А. С. Хомякова):
«В 94 году мы открыли Центр реабилитации, в тот момент уже был Комитет по спасению молодёжи от сект, в который входили родители, чьи дети попали в различные деструктивные культы. И эти родители пытались как-то помочь своим детям, они метались между священниками, психологами, психиатрами, везде искали помощи. Но их тогда не принимали ни в милиции, ни в прокуратуре. Им говорили: а в чём преступление? У нас свобода совести. Им говорили: если ваши дети ходят туда, то это их право. И родители тогда пребывали в отчаянии, совершенно не знали, что делать и где найти помощь».
Священник Олег Стеняев вручает от Патриарха Алексия II орден преп. Сергия Радонежского III степени, 1999 год
В религиозные секты будут втянуты сотни тысяч россиян. Они станут чужими в своей стране. Часто адепты бросали учёбу, уходили из семьи. Под давлением лидеров разваливалось немало семей…
Но были и такие секты, которые, вербуя адептов и собирая деньги, стали подозрительно напоминать разведывательные организации.
В конце 90-х в двухэтажном здании бывшего детского сада на улице Бориса Галушкина в СВАО Москвы располагался один из главных офисов секты «Церковь саентологии» — «Гуманитарный центр Хаббарда». В феврале 1999 года сразу в нескольких московских офисах «Церкви саентологии» прошли обыски.
Во время одного из обысков в ГЦХ («Гуманитарном центре Хаббарда») саентологи — до этого елейные и улыбчивые — бросились с криками выталкивать нашу съёмочную группу.
Оказалось, им было, что тогда скрывать…
В помещениях секты Хаббарда оперативники увидели стеллажи и сейфы, в которых находились десятки и сотни папок с досье на известных российских чиновников, лидеров политических партий, журналистов, сотрудников силовых структур, священнослужителей и иерархов Русской Православной Церкви.
Зачем сектанты так скрупулёзно собирали эти досье? Вспоминает протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер:
«Когда я ещё был действующим полковником, мы с коллегами взяли карту расположения на территории СССР-России военных и стратегических объектов и наложили на неё область интересов саентологов. И тогда всё совпало один к одному. Уже тогда это была война безкомпромиссная!»
Вспоминает продюсер и режиссер Юлия Шамаль, сделавшая в 90-х и 2000-х годах немало журналистских расследований по сектам:
«Очень интересно было! Мы, когда сняли первое расследование по саентологам в России (это был 1996 год), сразу столкнулись с тем, что они завалили наш телеканал письмами, жалобами. Кстати, если помнишь, после нашего фильма у них тогда ушла в отставку Бирта Хельт, которая руководила саентологами в России. А так, да, писали, звонили, обещали поймать, угрожали…»
Впоследствии в отношении секты Хаббарда не раз возбуждались дела, центры и офисы закрывались, саентологи переезжали в другие здания, но и там всё повторялось. Наконец, хаббардисты обосновались в огромном особняке в центре Москвы, на Таганке.
«Центр распространения дианетики и саентологии» на Таганской улице. Мы приехали сюда, в надежде застать живых саентологов, но, увы, и этот бастион американской секты пал... Двери закрыты, здание по решению суда опечатано. Саентологов погнали и отсюда…
Руководители сект не любят огласки. В отношении оппонентов — религиоведов, священнослужителей и журналистов — сектанты не раз затевали судебные процессы. Совершенно противоположные по вероучению секты объединялись в суде и выступали единым фронтом, как это было в процессах над Александром Дворкиным и полковником Андреем Хвыля-Олинтером.
«Ну, я и сейчас полковник, правда, в запасе, — смеётся протоиерей Андрей, — а тогда сектанты устроили в России целую кавалерийскую атаку. Вы и сами хорошо это знаете: эти суды над Дворкиным, надо мной; меня они тоже хорошо так истязали судебными процессами. И всё это громко озвучивалось сектантами на уровне руководства Соединенных Штатов Америки.
Кстати, о Госдепартаменте США. В 1998 — 2004 годах Татьяна Кондратьева, старший помощник прокурора, 6 лет вела дело секты «Свидетели Иеговы». Именно она добилась её закрытия.
Кондратьева вспоминает интересные подробности о том, какое оказывалось давление! По её словам, никто тогда даже не скрывал, что деятельность организации «Свидетели Иеговы» защищает Госдепартамент США, что потом было подтверждено словами Мадлен Олбрайт…
Не меньше тогда рисковали и журналисты. В те годы нам приходилось порой внедряться в религиозные секты, и вскоре их гуру выучили нас в лицо. Вспоминает Юлия Шамаль, за плечами которой самые жёсткие расследования, включая саентологов и АУМ Синрике:
«АУМ Синрикё», точно! Все тогда занимались, грех было не заниматься. Но у меня с «АУМ Синрикё» в память врезалась такая история… Когда мы снимали репортаж об этой секте для программы «Человек и Закон», нас туда ездило 4 человека (включая оператора, видеоинженер и оперативного сотрудника, который нас сопровождал и дорогу показывал), и мы поехали под Суздаль. Там было некое ядро секты. И там подошёл ко мне человек в чёрном и сказал:
— А вы знаете, девушка, что бывает с журналистами, которые снимают что-то против сект?
— Нет, не знаю, — ответила я.
— Они все умирают очень быстро, и не своей смертью, — сказал он.
И вот с тех пор прошло 19 лет. И через 5 лет после той поездки из нашей группы осталась в живых только я. Погиб оператор, видеоинженер, оперативный сотрудник... И всё из-за какой-то случайности: кто-то в автокатастрофе, кого-то бандиты убили… А потом случился репортаж по сектам, точнее, по сатанистам… И сатанисты ночью в лесу показали нам свои ритуалы. И потом мне сообщили, что сатанисты изготовили мою куколку и чем-то там её пронзали, какие-то тёмные чары пытаются на меня навлечь. И я испугалась (ну, глупость, конечно, молодая была)
Юлия Шамаль и Александр Егорцев
25 лет прошло с тех первых наших расследований… Вспоминая «минувшие дни и битвы», мы понимаем, что не напрасно всё это было, не зря тогда рисковали! И если эти репортажи хотя бы кому-то помогли, открыли глаза, образумили, вернули в семьи, к нормальной жизни, а кого-то и уберегли от попадания в секты, уже ради этого стоило тогда рисковать.
Но и сегодня секты никуда не ушли, они просто изменили тактику, перенесли вербовку с улиц и стадионов — в интернет и социальные сети. А значит, и борьба не закончилась, борьба продолжается…
<-назад в раздел
Секты в России 25 лет спустя(ВИДЕО+)
Неспящие. Специальный репортаж Александра Егорцева о религиозных сектах. Телеканал «СПАС»
Промозглым вечером в суете и слякоти московской зимы на Таганке пляшут кришнаиты. Бубны, барабан и замерзающие пальцы; улыбки счастья до ушей и танцующие нимфы — в ватниках и пёстрых платьях. Случайным зрителям — развлеченье. Пока одни бьют в бубны, пляшут и поют, одна из кришнаиток под шумок берётся обрабатывать прохожих…
«Люди в храмы сейчас редко ходят, — объясняет нам смысл процессии другая кришнаитка, — и поэтому мы для них ходим, поём мантры». Увидев телекамеру «Спаса», третья кришнаитка быстренько берёт подругу за руку и уводит. Сделав внушенье, чтоб не говорила лишнего…Прервав мантры, парень с микрофоном (он здесь, видимо, главный) пускается проповедовать: «В молитве Иисусовой говорится «Да святится Имя Твоё…»
Конечно, любопытно слышать от кришнаитов разговоры о христианстве и Молитве Господней, но, похоже, эта проповедь была рассчитана исключительно на нашу съёмочную группу.
Бытует миф, что кришнаиты — «мирные». Но мы-то знаем их давно, и вовсе не по танцам. В середине 90-х к нам обратились родители, дети которых были завербованы в «Общество сознания Кришны». Кто-то бросил учёбу, кто-то и вовсе ушёл из дома… В 1998-ом году нам удалось раскрыть один из вербовочных пунктов кришнаитов внутри Московского Университета на Воробьёвых горах.
Разразился скандал, после нашего репортажа кришнаитов из МГУ выдворили, а их представители стали нам угрожать...Скандалы с кришнаитами возникали часто. Но трагедия в Красноярском крае потрясла тогда всю Россию...
Март двухтысячного года. В эвенкийском посёлке Туре некий Руслан Любецкий, ссылаясь на повеление Кришны, убил православного священника Григория Яковлева, отрезав ему голову и водрузив её в алтаре. По горячим следам убийцу задержали.
Мы отправились тогда в Эвенкию и застали убийцу до этапирования. Раскаяния не заметили!.. Распевая в камере мантру «Харе Кришна», Любецкий не считал это убийство преступлением, заявив, что «насилия не произошло», а сам «батюшка, священник, попал в рай…»
«Они же мирные, — приходится слышать о сектантах и сегодня, — такие весёлые и учат добру!» Так говорили и 20 лет назад, когда в Россию буквально хлынули десятки гуру и проповедников со всего мира. Но мы помним, как это всё начиналось…
В начале 90-х с крушением советской империи люди получили свободу, но потеряли почву под ногами. Растерянность, нищета и попытки найти новый смысл жизни. И тогда пришли они…
Книга Александра Егорцева «Тоталитарные секты: Свобода от Совести», 1997 год
Пляшущие человечки!.. В европейских костюмах, японских кимоно, индийских сари и даже церковных облачениях. С барабанами, электрогитарами и симфоническими оркестрами. Они плясали и проповедовали, танцуя с бубнами, хоругвями и иконами.
«Это был хаос! — вспоминает то время подполковник юстиции в отставке Татьяна Кондратьева. — Они ходили по квартирам, ходили в парках, мамочек молодых с колясками в свои ряды пытались завлекать. Собирались огромные стадионы — "Олимпийский", "Лужники". И охват был очень широкий! В нашу до этого атеистичную страну рванули проповедники всех мастей — западных и восточных псевдорелигий. И брали наших людей на раз-два-три!»
На сектантских «богослужениях» на стадионах и в домах культуры было очень весело. Порой — даже слишком… В некоторых неопятидесятнических сектах доходило до массового психоза, когда десятки человек безпричинно начинали хохотать, катаясь по полу. Этот «святой смех» сектанты называли «действием Духа Святого». Правда, походило это больше на одержимость и беснование.
Духовность тогда зашкаливала… В моменты молитвенного экстаза пастор объявлял, что сейчас «снизойдёт Святой Дух». И люди начинали падать. Прямо в зале или на сцене. Бились в судорогах и конвульсиях. Падали в обморок, теряли сознание.
«Есть люди, которые в силу склада психики склонны к попаданию в секты, предрасположены, — констатирует директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Роман Силантьев. — Такими людьми легко манипулировать, они и сами себе зачастую это ищут. Им неуютно в традиционных религиях, они хотят себя чувствовать «малым стадом», которое противостоит «жестокому миру». Это и есть целевая аудитория таких сект. Бывает, конечно, что туда попадают и люди с психическими расстройствами».
Духовность, говорилось в те годы, это же так здорово! И неважно, кто они и откуда пришли, главное — несут любовь и учат добру. Так на наших улицах, в метро и на лестничных площадках появились десятки религиозных сект.
«Московская церковь Христа», или «Бостонское движение» Кипа МакКина; «Великое белое братство» Марии Дэви Христос (Марины Цвигун-Кривоноговой); «АУМ-Синрикё» "преподобного" Секо Асахары; «Богородичный центр», или «Православная церковь Божией Матери Державная», "архиепископа" Иоанна Береславского; «Церковь последнего завета» Виссариона-Торопа;Партия «ДРУГГ» («Движение по распространению учения Григория Грабового»); «Церковь саентологии» и «Дианетика» Рона Хаббарда; «Общество сознания Кришны» Бхактиведанты свами Прабхупады; «Церковь объединения» "преподобного" Сан Мен Муна и другие…Мормоны, «Свидетели Иеговы», Шри Чинмой, «Брахма-Кумарис», неопятидесятники…
Их было очень много, больших и малых, западных и восточных, оккультных и христианских, иностранных и доморощенных…Великие гуманисты и благотворители, проповедники всего хорошего и духовного, пасторы и гуру шли на приём в Москву.
Встреча супружеских пар: Раиса Максимовна и Михаил Сергеевич Горбачёв (в центре), Сан Мен Мун с супругой (сбоку)
Президент СССР, Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев вместе с гуру секты "Церковь Объединения" преподобным Сан Мен Муном
Респектабельные и богатые, они позировали на Красной площади, встречались с государственными лидерами.
«Горбачёв встречается с Муном, — напоминает криминалист, полковник милиции в отставке, ныне протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, — а «Церковь объединения» Муна — это же известнейший деструктивный культ! Практически то же самое было с Секо Асахарой, с его сектой «АУМ Синрикё». Помните, сколько чиновников, членов правительства встречались с Асахарой, включая и секретаря Совета безопасности Олега Лобова. И только когда уже теракты асахаровцами были совершены в Японии, только тогда и в России обратный процесс пошёл. Но до этого-то сколько?»
Встречи лидера японской террористической секты «АУМ Синрикё» с руководителями РФ. Иллюстрации из книги А. Егорцева
Гуру японской террористической секты «АУМ Синрикё» Секо Асахара на Красной площади. Книга Секо Асахары «Провозглашая себя Христом»
Тогда, в лихие девяностые, польщённые признанием Запада, чиновники пускали миссионеров в школы и институты, на оборонные предприятия; сдавали в аренду дома культуры, кинотеатры и целые стадионы.
Спорткомплекс «Олимпийский» на Проспекте Мира. Именно здесь в начале 90-х проходили массовые мероприятия японской террористической секты «АУМ-Синрикё». А вслед за ними в «Олимпийском» начнёт проводить свои многотысячные конгрессы американская секта «Свидетелей Иеговы».
Это походило на всенародное умопомрачение, помешательство. Отрезвление наступит позже… И будет тяжёлым.
Что стояло за фасадом сектантских улыбок, стало вскрываться не сразу. В каждой секте было несколько уровней посвящения, дотошно разработанные инструкции для внутреннего пользования: как вербовать и завлекать людей, как выжимать из них деньги, как бороться с родственниками адептов…
Вспоминает протоиерей Олег Стеняев (в начале 90-х он организовал при храме «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке первый в России православный Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А. С. Хомякова):
«В 94 году мы открыли Центр реабилитации, в тот момент уже был Комитет по спасению молодёжи от сект, в который входили родители, чьи дети попали в различные деструктивные культы. И эти родители пытались как-то помочь своим детям, они метались между священниками, психологами, психиатрами, везде искали помощи. Но их тогда не принимали ни в милиции, ни в прокуратуре. Им говорили: а в чём преступление? У нас свобода совести. Им говорили: если ваши дети ходят туда, то это их право. И родители тогда пребывали в отчаянии, совершенно не знали, что делать и где найти помощь».
Протоиерей Олег Стеняев проводит семинар в Российском православном университете
Священник Олег Стеняев вручает от Патриарха Алексия II орден преп. Сергия Радонежского III степени, 1999 год
В религиозные секты будут втянуты сотни тысяч россиян. Они станут чужими в своей стране. Часто адепты бросали учёбу, уходили из семьи. Под давлением лидеров разваливалось немало семей…
Но были и такие секты, которые, вербуя адептов и собирая деньги, стали подозрительно напоминать разведывательные организации.
В конце 90-х в двухэтажном здании бывшего детского сада на улице Бориса Галушкина в СВАО Москвы располагался один из главных офисов секты «Церковь саентологии» — «Гуманитарный центр Хаббарда». В феврале 1999 года сразу в нескольких московских офисах «Церкви саентологии» прошли обыски.
Во время одного из обысков в ГЦХ («Гуманитарном центре Хаббарда») саентологи — до этого елейные и улыбчивые — бросились с криками выталкивать нашу съёмочную группу.
Оказалось, им было, что тогда скрывать…
В помещениях секты Хаббарда оперативники увидели стеллажи и сейфы, в которых находились десятки и сотни папок с досье на известных российских чиновников, лидеров политических партий, журналистов, сотрудников силовых структур, священнослужителей и иерархов Русской Православной Церкви.
Зачем сектанты так скрупулёзно собирали эти досье? Вспоминает протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер:
«Когда я ещё был действующим полковником, мы с коллегами взяли карту расположения на территории СССР-России военных и стратегических объектов и наложили на неё область интересов саентологов. И тогда всё совпало один к одному. Уже тогда это была война безкомпромиссная!»
Приказ декана факультета журналистики МГУ Ясена Засурского об учреждении «Зала Л.Рона Хаббарда» и праздновании Дня Л.Рона Хаббарда в МГУ
Вспоминает продюсер и режиссер Юлия Шамаль, сделавшая в 90-х и 2000-х годах немало журналистских расследований по сектам:
«Очень интересно было! Мы, когда сняли первое расследование по саентологам в России (это был 1996 год), сразу столкнулись с тем, что они завалили наш телеканал письмами, жалобами. Кстати, если помнишь, после нашего фильма у них тогда ушла в отставку Бирта Хельт, которая руководила саентологами в России. А так, да, писали, звонили, обещали поймать, угрожали…»
Впоследствии в отношении секты Хаббарда не раз возбуждались дела, центры и офисы закрывались, саентологи переезжали в другие здания, но и там всё повторялось. Наконец, хаббардисты обосновались в огромном особняке в центре Москвы, на Таганке.
«Центр распространения дианетики и саентологии» на Таганской улице. Мы приехали сюда, в надежде застать живых саентологов, но, увы, и этот бастион американской секты пал... Двери закрыты, здание по решению суда опечатано. Саентологов погнали и отсюда…
Руководители сект не любят огласки. В отношении оппонентов — религиоведов, священнослужителей и журналистов — сектанты не раз затевали судебные процессы. Совершенно противоположные по вероучению секты объединялись в суде и выступали единым фронтом, как это было в процессах над Александром Дворкиным и полковником Андреем Хвыля-Олинтером.
Полковник Хвыля-Олинтер на судебном процессе по иску секты «Общество сознания Кришны». Фото Александра Егорцева
«Ну, я и сейчас полковник, правда, в запасе, — смеётся протоиерей Андрей, — а тогда сектанты устроили в России целую кавалерийскую атаку. Вы и сами хорошо это знаете: эти суды над Дворкиным, надо мной; меня они тоже хорошо так истязали судебными процессами. И всё это громко озвучивалось сектантами на уровне руководства Соединенных Штатов Америки.
Кстати, о Госдепартаменте США. В 1998 — 2004 годах Татьяна Кондратьева, старший помощник прокурора, 6 лет вела дело секты «Свидетели Иеговы». Именно она добилась её закрытия.
Кондратьева вспоминает интересные подробности о том, какое оказывалось давление! По её словам, никто тогда даже не скрывал, что деятельность организации «Свидетели Иеговы» защищает Госдепартамент США, что потом было подтверждено словами Мадлен Олбрайт…
Не меньше тогда рисковали и журналисты. В те годы нам приходилось порой внедряться в религиозные секты, и вскоре их гуру выучили нас в лицо. Вспоминает Юлия Шамаль, за плечами которой самые жёсткие расследования, включая саентологов и АУМ Синрике:
«АУМ Синрикё», точно! Все тогда занимались, грех было не заниматься. Но у меня с «АУМ Синрикё» в память врезалась такая история… Когда мы снимали репортаж об этой секте для программы «Человек и Закон», нас туда ездило 4 человека (включая оператора, видеоинженер и оперативного сотрудника, который нас сопровождал и дорогу показывал), и мы поехали под Суздаль. Там было некое ядро секты. И там подошёл ко мне человек в чёрном и сказал:
— А вы знаете, девушка, что бывает с журналистами, которые снимают что-то против сект?
— Нет, не знаю, — ответила я.
— Они все умирают очень быстро, и не своей смертью, — сказал он.
И вот с тех пор прошло 19 лет. И через 5 лет после той поездки из нашей группы осталась в живых только я. Погиб оператор, видеоинженер, оперативный сотрудник... И всё из-за какой-то случайности: кто-то в автокатастрофе, кого-то бандиты убили… А потом случился репортаж по сектам, точнее, по сатанистам… И сатанисты ночью в лесу показали нам свои ритуалы. И потом мне сообщили, что сатанисты изготовили мою куколку и чем-то там её пронзали, какие-то тёмные чары пытаются на меня навлечь. И я испугалась (ну, глупость, конечно, молодая была)
… Но мне тогда коллеги сказали: срочно иди в Церковь! И так меня отвезли в храм, и я приняла святое крещение... И теперь мне все их колдовские чары, "порчи" не страшны, потому что я чувствую себя христианкой. А еще один из коллег тогда рассказал, что в те годы священнослужители Церкви составляли список журналистов, которые занимались по проблеме сект (и вы, кстати, тоже в этом списке были), и священнослужители Русской Православной Церкви молились за тех, кто рисковал и противостоял тогда сектам. И, я думаю, это та причина, по которой я до сих пор здесь с вами».
Награждение орденом преп. Сергия Радонежского группы специалистов, 1999 год.
Юлия Шамаль и Александр Егорцев
25 лет прошло с тех первых наших расследований… Вспоминая «минувшие дни и битвы», мы понимаем, что не напрасно всё это было, не зря тогда рисковали! И если эти репортажи хотя бы кому-то помогли, открыли глаза, образумили, вернули в семьи, к нормальной жизни, а кого-то и уберегли от попадания в секты, уже ради этого стоило тогда рисковать.
Но и сегодня секты никуда не ушли, они просто изменили тактику, перенесли вербовку с улиц и стадионов — в интернет и социальные сети. А значит, и борьба не закончилась, борьба продолжается…
Источник: https://www.raskolu.net/