25.02.2020
<-назад в раздел
Кому нужны камеры наблюдения в храмах, если от них нет пользы?
Историю с нападением на служащих в алтаре Никольского храма конкретно описал его настоятель протоиерей Кирилл Сладков сразу после происшествия 16 февраля 2020 года. Об этом по горячим следам сообщило РИА Новости.
Несколько позже было опубликовано видео с места события, причём злоумышленник был взят под наблюдение ещё на подходе к храму наружными камерами, которые зафиксировали его вход в здание. Затем камеры внутреннего наблюдения показали проход преступника к алтарю, где он осуществил задуманное злодеяние. Вслед за этим началась суматоха в храме...
Итак, храм, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2019 года № 1165 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций...», был оборудован современными системами видеонаблюдения.
И что же? Как повлияло на преступника их наличие? Никак. «Нападение в Никольском храме Москвы показало, что тревожная кнопка и камеры наблюдения не всегда эффективны», - отмечают РИА Новости в обстоятельной статье «"Тревожная кнопка не помогла": как защитить прихожан храмов».
«Антитеррористическая защита религиозных объектов» с помощью систем видеонаблюдения - это абсолютная фикция. Вывод здесь только один: утверждение о том, что введение тотального контроля с помощью систем видеонаблюдения и использование других технических средств может решить проблему преступности, является мифом. Поведение отдельных людей и человеческих сообществ, прежде всего, зависит от внутреннего духовно-нравственного состояния, которое и определяет их поступки. Юридические нормы и технические средства контроля не могут повлиять на внутренние побуждения людей. Человеку, который решил совершить преступление, системы видеонаблюдения никак не помешают сделать то, что он задумал. Так же, как не спасут никакие электронные устройства, в том числе средства видеонаблюдения, и людей, которые станут жертвами преступника.
На самом же деле получается, что фактически устанавливается слежка за верующими. Все это как-то напоминает 30-е годы прошлого столетия... Думается, что не всякому захочется молиться и исповедоваться под бдительным взором Большого Брата. Как будут чувствовать себя люди, понимая, что за ними идет постоянная слежка? О какой молитвенной жизни может тогда вообще идти речь?
«Верующие опасаются, что при активном вмешательстве светских властей и правоохранительных органов "дома молитвы" превратятся в "концлагеря", где всё будет строго контролироваться», - подчёркивают РИА Новости.
Выдающийся русский богослов профессор Николай Никанорович Глубоковский пишет: «Первым принципом христианской нравственности должно быть неизменное пребывание или непоколебимая устойчивость в благодатной свободе при безусловном устранении всего, что где-нибудь носит хоть тень поработительного стеснения». Недаром же многие эксперты говорят сегодня о трансформации поведения людей, находящихся под непрерывным надзором видеокамер.
Ко всему прочему, внедрение систем видеонаблюдения - это ещё и большой бизнес, лоббируемый представителями IT-корпораций. При этом далеко не всем общинам, особенно в сельской местности, по карману оборудование храмов новейшей техникой, от которой нет пользы. Тем более, что всё наше упование мы должны возлагать на Бога, Пресвятую Богородицу и святых угодников Божиих, а не на «системы безопасности», построенные под руководством спецслужб, всегда преследующих свои цели.
Валерий Павлович Филимонов,
русский православный писатель