26.01.2020
<-назад в раздел
Антиэкуменический катехизис: Об истинной любви
В продолжение публикации:
Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной пустыни, и Святой Горы Афон. Работать непосредственно над Катехизисом отец Симеон начал в 1995 году. Примерное окончание работы датировано 2000-м годом. Мы продолжаем публикацию этого актуального и необходимого труда – «О любви. Глава шестнадцатая. Об истинной любви».
О ЛЮБВИ.
Глава шестнадцатая. ОБ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ.
Вопрос: В чем должна проявляться любовь христианина к еретикам?
Ответ: В том, чтобы исполнять по отношению к ним постановления Церкви: Любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 10);
«Учение Евангелия выражает любовь к ближнему исполнением относительно него всесвятых заповеданий Господа» (Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. 3-е изд. СПб., 1905. С. 271).
Вопрос: Как учит Церковь относиться к еретикам?
Ответ: Церковь повелевает с кротостию обличать еретиков и убеждать их возвратиться на путь истинный. Но если они не внимают увещаниям и продолжают упорствовать в заблуждениях, от них нужно отвращаться.
Вот лишь некоторые примеры церковного учения по этому вопросу:
– Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 15–17);
– Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16, 17);
– Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3, 10);
– «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен» (10-е Апостольское правило);
– «Кого они [Божественные правила] предают анафеме, тех и мы анафематствуем, а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем» (1-е правило Cедьмого Вселенского Собора);
– «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий» (6-е правило Поместного Лаодикийского Собора);
– «Я предохраняю вас от зверей в человеческом образе [еретиков], которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними» (Сщмч. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Послание к смирнянам. Гл. 4);
– «Надобно бегать общения с ними [еретиками], уклоняться от их речей, как от яда смертоносного для душ» (Свт. Василий Великий. Письмо 101. К диакониссам, дочерям комита Терентия);
– «Не сдружайся никогда с еретиками, не ешь и не пей с ними, не будь спутником их в дороге, не входи ни в дом, ни в собрание их» (Преп. Ефрем Сирин. Слово о покаянии и сокрушении).
Вопрос: Почему любовь к невразумляющимся еретикам состоит именно в отвращении от них?
Ответ: Потому что если христианин не прерывает общения с таковыми, то этим он свидетельствует, что одобряет их пагубное лжеучение, и утверждает их в заблуждении: Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 10–11).
«Когда написано: Еретика после первого вразумления отвращайся (Тит. 3, 10), когда и другой муж, свидетельствовавший Святым Духом, говорил избегать такого рода бестий и не допускать приветствия и общения с ними, тогда каким образом может случиться, чтобы того, кого мы видели находящимся в их обществе, мы также не посчитали бы и защитником неверия?» (Свт. Амвросий Медиоланский. Послания).
А святитель Василий Великий наставляет: Если же жало смерти – грех (ср.: Кор. 15, 56) <...>, то немилосерд тот, кто умалчивает, а не тот, кто обличает, как немилосерд тот, кто в угрызенном ядовитым животным оставляет яд, а не тот, кто извлекает его. Он же и любовь расторгает, потому что написано: Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч. 13, 25)» (Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах).
Вопрос: Как еще, кроме вышесказанного, можно проявлять любовь к заблудшим?
Ответ: Церковь не возбраняет творить для них дела милосердия и молиться об их обращении к вере истинной.
«Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать, и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» (Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1998. Т. 1. С. 766).
«Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, – будет ли то жид или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерден, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных» (Преп. Феодосий Киево-Печерский. Завещание Киевскому князю Изяславу о Православной христианской вере).
«Побеждается ересь кротким увещанием; еще удобнее – молчаливым приветствием, смирением, любовью, терпением и долготерпением, молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем и милосердием к нему. Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское...» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. О чудесах и знамениях).
Продолжение следует