Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
«Времени скоро не будет»: Размышления о Рождестве Христовом и Новом годе 09.01.2020

«Времени скоро не будет»: Размышления о Рождестве Христовом и Новом годе

время и Вечность

<...> 
«Итак, братия и сестры, готовьтесь неотложно к вечности -
 покаянием и добрыми делами. Времени скоро не будет, 
и время к исправлению и подвигам веры и добродетели 
отнимется...». 
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Через несколько дней волнующая тайна Рождества Христова зальет землю своим благодатным светом. Отдернется завеса будничной мелочной повседневности и в жизнь ворвется столп ослепительного света. Тайна Рождества Христова - это тайна открытия на земле Божественного Света: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума...». Это - Праздник нового, второго творения жизни через пришествие в неё Божественного Света. С рождением в мир Христа начинается творение нового человека. Ибо Христос - это новый Адам и от Него пошли новые люди и началась новая жизнь. Связано зло и для людей открыто Небо. Господь Бог как источник жизни и податель всяческих сил, талантов и жизненно необходимых даров человеку через пришедшего в мир Иисуса Христа дарует нам спасение для Вечности и показывает через Сына Своего пути ко спасению.

Идет ли сегодня человечество по этому пути или оно заблудилось на распутьях, балаганах и торжищах мира? Не попал ли современный человек, возомнив себя главным и единственным властелином и распорядителем даров Божиих, в «страну далече», в мрачную неизвестность, без руля и ветрил? Не находится ли сегодня человечество снова, как было перед вселенским потопом, на краю гибели, вытравив из души всё истинно душевное и духовное и живя только низменными животными инстинктами и лжеименным разумом? Отвергнув Бога, изгнав его из своей жизни, плачет человек от скорбей, пустоты душевной, земной неустроенности, природных бедствий, людской нелюбви и озлобленности, войн... и - мечтает о счастье.

За неделю до Рождества Христова человечество празднует Новый год, возлагая свои надежды на то, что наступающий по календарному счислению следующий год исполнит мечты, надежды, чаяния, принесет счастье. Ожидание «нового счастья» указывает на то, что человечество несчастливо.

Иван Александрович Ильин в своем труде «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий» вопрошает: 
«Что ты имеешь в виду, друг, что ты хочешь, когда говоришь о счастье?» 

«Вполне естественно: здоровья, чтобы требовать всего; богатства, чтобы всё мочь; власти, чтобы всего достичь...» - слышит он ответ вопрошаемого. 

Размышляя о современном ему мире - а это середина прошлого века - и его духовном кризисе И.А. Ильин говорит: 
«Как богато человечество благами низшего порядка. И будет делаться всё богаче. Пространство будет побеждено, воздух будет завоеван, таинственные свойства материи будут открыты и ими овладеют; добьются невозможного, услышат неслыханное. Всё новые и новые инструменты, средства и возможности будут предоставлены человеку в распоряжение. Но главное отсутствует... Несчастье современного человека велико: ему не хватает главного - смысла жизни... 

Его духовная жизнь как бы опустошена и обезсилена... Он смотрит в мир и не видит в нём ничего Божественного и Святого; так и в истории, в своих ближних и в самом себе. То, что он видит, это мир без солнца. Так он носит в себе мировоззрение без солнечного света: холодную тьму, ужасную бездну, где мёртвая машина продолжает стучаться в вечность. И пока он не найдёт главного, беды и опасности будут подстерегать его всё чаще и чаще... Пока он не вернётся к откровению Христа и не станет вновь его исповедовать».

И как здесь не вспомнить: 
«Я Свет миру, - возгласил о Себе в Евангелии Всемогущий Господь, пришедший в мир и вочеловечившийся нашего ради спасения от тьмы лжи, грехов и страстей, - кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12). 

Господь - Божественный Свет, Солнце Правды, Солнце Разума.

И какое же счастье можно найти в безпросветной тьме, в безплодной суете жизни по стихиям земли и мира сего, во зле лежащего? В «Проповеди в Неделю о блудном сыне» священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, служивший с 1923 по 1928 год наместником Александро-Невской Лавры, блестящий богослов, известный и любимый в народе проповедник, произнес в 1927 году, в эпоху богоборческих революционных преобразований: 
«Когда человек отверг откровения истины, которой жил мир тысячелетиями, когда он отверг источник жизни - Бога и Евангелие, как книгу откровения Божественного, что же ему осталось? И человеческое слабоумие вырабатывает множество суррогатов, которым сразу же придает роль нового евангелия... Когда человек отвернулся от Бога и потерял возможность свободных жизнеощущений, полных чистоты, радости и счастья, возможных уже здесь, на земле, то что ему осталось? В своих жалких и безумных порывах он хватается за суррогаты жизнеощущений. Вот картина ухода души от своего Источника, от источника жизни, вот картина блуда, то есть - блуждания души. Это подлинная трагедия человека! Трагедия каждого дня. Весь мир охвачен ею, и вы все в той или иной степени разве не охвачены ею? И пусть, братия, головы ваши поникнут к земле... Вздохните же, братия, о том, чтобы у вас открылись глаза, как они открылись у блудного сына, чтобы вам вместе с ним сказать: “Безумный я был... И что теперь?” Братия, вернитесь к Отцу! Аминь».

Как же напоминает эта картина духовного состояния народа, отступившего от Бога, состояние духовной опустошенности сегодняшнего российского общества, придумывающего всё новые и новые суррогаты жизни и истины. И только немногие понимают, что обновиться нужно духовно - отложить своего «ветхого человека» и прислушаться к Заповедям Божиим.

У кого же мы просим помощи и этого «нового счастья» в новогоднюю ночь за неделю до Рождества Христова? У Бога? В большинстве своем - нет. Тогда у кого же? У времени! Забывая о том, что время - мера длительности всего совершающегося, - в руках Творца и Подателя времени и самой земной жизни. Время - хронограф, отсчитывающий секунды, минуты, часы, дни, месяцы, годы - абсолютно неподвластно воле человека. Являясь одной из форм земного бытия, время, словно река, неуклонно и необратимо несет свои воды в океан, именуемый Вечностью, где «времени уже не будет» (Откр. 10: 6).

Время, на которое мы и надеемся, и привычно сетуем за его быстротечность и невозвратимость, было и остается для человека неразгаданной тайной, потому что человек забывает, не хочет думать о Вечности, связав все свои планы, надежды, мечты и помышления с землёй, с преходящим, временным.

Святитель Игнатий (Брянчанинов), сравнивавший земную жизнь со странствием, путешествием, а землю - место человеческого изгнания - с временной гостиницей, пишет в одном из своих писем: 
«Сколько земля на поверхности своей сменила поколений! и они как будто никогда не были на ней. Давно ли слышались между нами громкие имена? а теперь они забыты... Поколения человеческие на земле точно листья на дереве! ныне одни, - вскоре другие! губит их зной и мороз, и самое время, разносит их ветер, стаптывают путники... Коротко прошедшее, коротко будущее! Что же земная жизнь? - Путь к вечности, которым надо воспользоваться, но на котором не надо заглядываться в стороны. Этот путь надо совершать умом и сердцем, - не числом дней и годов. Ум, озаряясь учением истины, может сохранить сердце в мире, кротости, благости, терпении, короче, в свойствах Нового человека. Для этого и пустыня, и безмолвие, и монастыри! для этого и душеназидательная беседа, и духовный совет! для этого чтение Святых Отцов! для этого молитва. Все христиане обязаны так жить, хотя так живут очень редкие».

В другом письме читаем: 
«Широко отворились предо мною врата вечности. Гляжу в эту безконечную даль, в это безпредельное пространство, в эти размеры безмерные. Время сократилось предо мною, - летит несравненно быстрее, чтоб впасть в ручей, в море, в вечность... Гляжу из уединения моего на шумящий и мятущийся мир: говорю себе и друзьям моим: одно занятие может быть признано истинно полезным на время кратковременной земной жизни, - доколе наша чреда зеленеет - познание Христа, Который и Податель вечной жизни, и путь к этой жизни».

Ощущение ветхости, бренности земного мира, мимолетность и временность которого человек испытывает уже с самого своего рождения, ещё не понимая сути земной жизни и не догадываясь о существовании жизни вечной, есть не что иное как результат грехопадения праотцев в Раю.

В разные периоды своего существования на земле - в зависимости от своего духовного состояния - человек по-разному воспринимал и ощущал категории времени и вечности. Чем более устремлялся дух человека к Небу, к Богу, тем менее ощущал человек тяготы, утраты и заботы, которые накладывает время на каждого, живущего на земле. Ибо для верующей православной души жизнь не заканчивается на земле с окончанием земного времени, но продолжается в Небесном Отечестве. Зная, что ничто нечистое не войдет в Царствие Божие, и что грешники Царствия Божия не наследуют, насельники Руси Святой старались строить свою жизнь в соответствии с Заповедями Божиими.

Приснопамятный Владыка Иоанн (Снычев), неоднократно указывавший на то, что домостроительство Православной России основано на Законе Божием, на религиозных, церковных ценностях, писал: 
«Спасение души - смысл жизни человеческой. Этой главной цели подчиняется, в идеале, народная жизнь. Русь не потому “святая”, что в ней живут сплошные праведники, а потому, что стремление к святости, к сердечной чистоте и духовному совершенству составляет главное содержание и оправдание её существования... Живя в мире церковного опыта, народ твердо знает, что вся вселенная управляется всемогущим Промыслом Всеблагого Бога». 

Отсюда и особенность Русского пути, Русской истории, культуры и души человеческой. На Руси, бывшей во все времена экономически чрезвычайно богатой и державно сильной, приоритет ценностей всегда строился не на экономической жизни, не на стяжании материальных благ, а на духовно-нравственной сфере. Для Русского человека развитие было не в движении вперед в одной и той же плоскости посредством технического прогресса, а в устремлении вверх путем внутреннего преображения, к Небу.

В период Древней Руси - период наивысшего духовного подъема нашего земного Отечества, человек в быстротекущем времени как бы и не жил, он был весь обращен к вечности. И хотя вечность - свойство мира горнего, тогда как время - принадлежность земного, человек, не тронутый ещё обмирщением и весь устремленный к Богу, ощущал себя частью всего Божественного мироздания, а время земной жизни понимал как подготовку к вечности. Он жил на земле предощущением жизни в Отечестве Небесном и более тревожился и заботился о спасении души для вечности, нежели о земном долголетии и благополучии. Поэтому конечность времени не страшила его как конечность бытия. С секуляризацией общества, а особенно это проявилось на Руси в XVIII веке, в эпоху реформ Петра I, человек начинает воспринимать время по-другому.

Утрачивая связь с вечным, Божественным, человек становится частью только этого земного материального бренного мира, частью тленной земной природы, которой отведено даже больше времени для существования на земле, чем самому человеку.

Человек нового времени, поклоняющийся земному более, нежели Небесному, начинает ощущать бег времени и быстротечность земной жизни - как трагедию, как боль и ужас. Пренебрегая мыслью о спасении и обратившись к поискам исключительно земного счастья, человек становится как бы заложником времени, в страхе недоуменно застывая в этом тупике. Ведь о каком счастье можно мечтать, если быстротекущее время уничтожает всё - и человека, и все его земные достижения, сокровища и надежды?

В письме о последнем часе святитель Игнатий Брянчанинов восклицает: 
«О, сколько есть служений славных, приманивающих честолюбие, занимающих и воспламеняющих воображение: но конец венчает дело. Приходит смерть, призывает к жизни без призраков; на это приглашение... никто не может сделать отказа. Идут цари, не свершив огромных предположенных планов,.. идут гении, покинув начатое для удивления потомства; идут законодатели, не достроив законодательных сводов. В одно мгновение отлагаются знаки отличия и громкие титулы, на приобретение которых употреблена вся жизнь. Богатые верою, напротив, становятся еще богаче, ибо смертию вступают в существенное обладание тем, чем до смерти обладали только верою». <...>

В любые времена человеку дана возможность и мудрость, и выбор возлагать всё упование только на земное или же спасаться для горнего. Русский человек с его открытой, чуткой душой и жаждой праведности во все периоды нашей истории сознательно, религиозно или подсознательно, интуитивно нес в себе ощущение вечности. Не от этого ли Русская душа никогда не удовлетворялась только земным, тоскуя по вышней красоте, гармонии, правде...

Сегодня весь мир охвачен эпидемией страшного безверия, воинствующей безнравственности и агрессивной враждебности против Бога, против Церкви Христовой и против любой верующей души. Гонения на Христианство на Западе вводятся в закон. Весь мир ныне восстал на Православие, на евангельские заповеди, на истину. Не от того ли наши зарубежные «партнёры» так дышат злобой на Россию, что именно она является последним оплотом Православия, ковчегом веры христианской и хранительницей истины?!

Сегодня, как никогда очевидно, что православные христиане живут среди языческого, обезверившегося, религиозно-слепого мира. Этот безбожный мир, достигший необычайного технического развития и охваченный всеобщим и разнообразным развратом, с неумолимой и безсердечной упрямостью загоняет себя в капкан, из которого просто нет выхода. Возложив всю надежду на разум, технику и плоть, безбожный мир пытается насадить новые суррогаты жизни и в нашем земном Отечестве.

Святитель Игнатий Брянчанинов прозорливо писал ещё полтора века назад: 
«Учение Духа - учение живое: блистает из него свет, дышит из него жизнь. Человеческое учение, из падшего человеческого естества, из знания свойственного этому состоянию падения, - мрачно, мертво, имеет ложный свет, льстит слуху и сердечным чувствам, хранит в слушателях и умножает в них тьму, усиливает владычество смерти».

Век назад православный просветитель И.А. Ильин предупреждал: 
«Стоит вспомнить о естественнонаучных и технических изобретениях последнего столетия. Пар, электричество, динамит, культуры бактерий, железобетон, самолёт, радио, ближайшее, возможно, расщепление атома и кто знает, что ещё... Жизнь без смысла становится опаснее, чем когда бы то ни было. Возможности строительства могут стать инструментами всеобщего разрушения... Что получится, если кучка лишенных духовных корней и нравственно разнузданных “завоевателей мира” начнет возиться с инструментами современной химии, техники и науки о бактериях?»

Нынешнее небывало мощное развитие научно-технического прогресса привело человечество к краю бездны. Человеческий разум, глубоко повреждённый безверием и грехом, самонадеянно и безстрашно пытается взять на себя роль Творца. Человек уверен, что может сам, без Бога решать, как поступать с природой и человеческим естеством, когда идти дождю и каким биологическим полом или национальностью наделить родившегося младенца. Да и само рождение становится возможным для современного человека без благословения Божия на то: жизнь из пробирки, суррогатное материнство. А далее наука похваляется уже и тем, что может сделать человека-робота, киборга, человека-машину. Уже не Бог - источник жизни в понимании современного человека, а медицина, техника, игра генами. Человек до того заблудился, что начинает считать реальным временем сию минуту, сейчас, «онлайн»; а реальным пространством - призрачное виртуальное сетевое пространство. Человек, ослеплённый гордостью, решил, что может сам распоряжаться временем и даже вечностью. Творцы новых технологий обещают обезумевшему человечеству безсмертие.

Исчезают в памяти обезверившегося мира тайны Царствия Божия, тайны красоты, любви, верности, самоотверженности, жертвенности. Угасает совесть и стремление к справедливости. Царствует «тайна беззакония», зла, мрачной бездны. Стираются истинные понятия земного Отечества, богоустановленного брака и семьи. Грех стремится занять место добродетели и стать нормой и законом для человеческого общества. Слово заменяется цифрой, имя - номером. Идёт обезличивание и расчеловечение человека. Враг спасения ведёт ожесточённую войну против Святой Соборной и Апостольской Церкви. Воистину «сегодня уже позже, чем мы думаем»...

Для нас же, верующих православных людей - Истина неизменна, ведь «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). И в этом - наша жизнь, наше счастье. Святитель Феофан Затворник произнёс в слове «Суббота пред Богоявлением»: 
«Дом Божий, который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3: 15). Следовательно, нам нечего вращать очи туда и сюда, чтобы посмотреть, нет ли где истины. Она - близ... Вне Православной Церкви нет истины... Благодарение Господу, Он не попустил вратам адовым одолеть Святую Апостольскую Церковь. Она есть и пребудет, по обетованию Его, до скончания века...».

А священномученик епископ Григорий (Лебедев) обращается к нам: 
«Поклонитесь же от всего сердца убогим яслям Вифлеемским, сделайте своё сердце вертепом Господа, свяжите зло, родитесь духом, и в этом возрождении вы обретёте внутренний мир, который отразится и на ваших внешних путях. На земле нет мира, потому что человек отвернулся от Божественного мира. В тоске об утраченном мире пусть ещё громче звучит в душе звучная ангельская песнь и будет живой молитва о том, чтобы Господь установил мир в душах ваших... “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение” (Лк. 2: 14). Аминь».

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...» - какая радость и какое счастье вновь и вновь в тихую светлую Рождественскую ночь петь вместе со всею Церковью Христовой эти вечные слова!

Лариса Пахомьевна Кудряшова, 
русский православный поэт и публицист


<-назад в раздел

Русский календарь