О катастрофических последствиях псевдореформ образования в России уже сегодня
Важно отметить, что решение о внедрении МЭШ/РЭШ прошло без учёта мнения родительской общественности. Помимо того что «цифровая школа» нарушает естественное живое общение педагога с учеником, учёные утверждают, что те ученики, которые больше используют компьютеры в школе, показывают более слабые результаты обучения.
По данным учёных ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», у детей с 1 по 9 класс распространяются сколиоз, нервные расстройства, вегетососудистая дистония, происходит ослабление зрение слуха, ухудшение памяти.
По данным главного педиатра г. Москвы Б.М. Блохина, сегодня каждый пятый первоклассник г. Москвы имеет какие-либо проблемы со здоровьем, у 10-15% детей наблюдаются хронические патологии, после окончания школы 40% выпускников имеет по 2-3 медицинских диагноза, а 50% – вторую группу здоровья.
Мы являемся свидетелями небывалой ломки системы образования и ликвидации передачи фундаментальных знаний будущим поколениям. Вместо этих знаний современная школа даёт навыки и компетенции, которые будут оцениваться, исходя из активности на уроках, среднего уровня успеваемости, участия в различных проектах, отсутствия конфликтности с администрацией школы, конформизма и готовности к быстрому переобучению по системе модулей, которые должны заменить традиционные школьные предметы.
Даром эти эксперименты не проходят. Учитель одной подмосковной школы отметила такое аномальное явление: дети не умеют перелистывать страницы книги. Это для них ново и затруднительно. Вот результат того, что родители с малых лет подсаживают малышей на безконечные игры и мультики в смартфонах.
Уровень подготовки абитуриентов катастрофически упал. Профессор А.Ю. Евдокимов (МГЛУ, МГИК) говорит, что студенты, зная даты начала и окончания Великой Отечественной войны, не могут назвать противника СССР в этой войне; знания по географии в большинстве случаев отсутствуют вообще – студенты не ориентируются даже по странам света – где восток, а где запад, а солнце, по мнению некоторых, восходит на юге...
Ответы подчас носят явно анекдотический характер: «В России ведут борьбу с экологией, но пока безуспешно». И речь здесь уже не только и не столько об учащихся, сколько о самих учителях: вопрос школьной учительницы к окружному методисту-предметнику о намечаемом семинаре: «Ручку и бумагу с собой брать, чтобы записывать?»
Уже не до смеха. Воистину: «Все идет к постепенной деградации» (ответ студента 3-го курса на контрольной по экологии).
Преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова С.Г. Полегаев, у которого я также интересовалась об уровне подготовки выпускников школ, привёл несколько примеров из своей преподавательской деятельности.
«Студентов, – сказал он, – которые могут сделать скульптурную работу, зачастую мы вынуждены не принимать в вуз, т.к. они не проходят по баллам со своими работами по литературе. Из 100 баллов набирают, к примеру, семь, при том, что проходной уровень – 30 баллов. Подростки не могут формулировать мысль, не могут закончить начатое предложение и совсем не ориентируются в знаках препинания.
...Система образования в Российской империи давала подлинные, основательные знания, способствовала развитию мышления, творческой мысли. Вот почему вклад представителей русского искусства в мировую культуру был столь высоким.
...Один из самых больших недостатков системы подготовки к ЕГЭ и электронного образования – они не готовят к решению задач в формате образа и текста».
Ещё один пример. Краснодарский институт культуры. Преподаватель вуза рассказал, что сценарии, написанные студентами в прошедшем учебном году, не просто показывают низкий уровень их подготовки, но всерьёз тревожат, поскольку молодёжь напрочь оторвана от национальной культурной почвы. Имена героев сценариев – американские, место действия – Америка. Когда преподаватель решил просто поговорить со вчерашними школьниками по программе литературы 9-11 класса, студенты, увы, не могли прочитать ни одного стихотворения Лермонтова. Затруднялись вспомнить даже отдельные строчки.
Кто и когда ответит за урон, нанесённый псевдореформами образования нашему будущему? А процесс, запущенный явными недругами России, набирает обороты.
Очевидно, что уровень культуры и знаний молодёжи неуклонно транслируется во все области науки и культуры, общественной жизни. На выходе: театр, кино, литература страдают от непрофессионализма и отсутствия широкого мировоззренческого круга, а в конечном счёте – от пошлости и разврата.
О сложившейся ситуации в связи с внедрением ЕГЭ и электронного образования рассказывает Корольчук Наталья Сергеевна, учитель английского и немецкого языков школы им. Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло, г. Долгопрудный Московской области:
– Идёт широкомасштабная раскачка устоев жизни народа, начиная от быта и заканчивая нравственными и духовными ценностями.
В обществе утрачено благоговейное отношение к учителю, уважение к профессии. Учитель как таковой выживается из школы. Всё делается для того, чтобы детей учили «роботы», чтобы у детей была полная голова и пустое сердце.
То, что называют сегодня реформами – это не реформы!
Детей разучивают трудиться умственно и физически. Чтение – это труд, письмо – включение мелкой моторики – труд. От сидения часами за компьютером идёт затухание работы организма. Учёные дают статистику: если человек рукой пишет, включается до 90% мозга. Нет системы, нет мыслительного процесса, не развивается память. Работа с текстом – это как поле, которое надо пахать, а в электронном виде долго текст не «попашешь».В школе повсеместно внедряется установка камер. Нет такой необходимости, чтобы дети и учитель находились под постоянным наблюдением, что создает дополнительную психологическую нагрузку. Это всё равно элемент искусственности и понимание, что ты, как зверёк в клетке, над которым ведут наблюдение. И это оскорбление учителя и ученика.
Отдельно нужно рассматривать вред от необоснованного присутствия иностранного языка в обыденной жизни, в транспорте, на вывесках – повсюду. Иностранный язык подавляет душевную и эмоциональную сферу. Молодёжь вскармливается не тем словесным молоком. Меняется языковая картина мира – в ущерб национальной культурной традиции.
Ещё одна проблема, актуальная в том числе для нашей школы, это совместное обучение русскому языку как родному русских детей и иноязычных мигрантов. В советское время были разработаны специальные учебники и программы по русскому языку для иностранцев. Сегодня о них забыто. Не хотят ли спросить, те, кто замалчивает или медленно решает эту задачу: «Как поживаешь, учитель русского языка и литературы?»
Надо «поактивнее» вспоминать о своих славянских корнях. 1020 лет после Крещения Руси насчитывает история нашего родного языка. Такой мудростью, какую несёт славянская азбука, не обладает ни один алфавит в мире. Именно эта азбука формировала в своей основе мировоззрение десятков поколений наших предков, служивших созиданию Отечества.
С этой проблемой нам помогают справляться выдающийся славист ХХ века академик Олег Николаевич Трубачёв (1930-2002) и один из главных редакторов «Словаря русского языка XI-XVII вв. доктор филологических наук Богатова Галина Александровна.
По личному опыту вижу, что одно только знакомство с названием букв азбуки, как прививка, в рамках мероприятий лингвокультурологической программы «Историко-этимологическая школа «Ростки» им. академика О.Н. Трубачева уже положительно влияет на душевное и эмоциональное состояние учащихся, и как результат – в школьном коллективе создаётся творческая рабочая атмосфера. Не брезговать надо своей умной азбукой, а изучать историю родной словесности. Без этого нет русского народа.
Нам надо выстоять. Сохранить человеку человеческий облик. Должна быть охранительная зона, защита от информации, которая губительна для детей. Надо воспитывать личность, помочь понять человеку, зачем он пришёл на эту землю. А это возможно только в ограде своей культуры.
По материалам: http://gazeta-slovo.ru/24-/4/4190-zabitaya-golova-i-pustoe-serdtse