Акривия и икономия
Церковь знает две практики, применяемые в отношении нарушителей церковных канонов и заповедей Божиих - «акривию», что в переводе с греческого означает «точность, строгость» и «икономию» (= домостроительство). Помимо христоло-гического и сотериологического значения этот термин имеет смысл целесообразности и снисхождения. Более полное разъяснение этим понятиям дает в своей книге «Пидалион» (Pidalion, 1-е изд. - Лейпциг, 1800) преп. Никодим Святогорец. Однако она еще не переведена нина русский, ни на сербский языки, а потому для многих остается недоступной.
«По учению Святой Церкви, - пишет преп. Никодим, -икономию, которую иногда использовали некоторые из Отцов, нельзя считать ни законом, ни примером». Акривия и икономия не равносильны, как часто думают некоторые сторонники церковного либерализма. Тем более, что икономия не дает право использовать ее, когда кому заблагорассудится - она не равноценна акривии. Предпочтение всегда должно отдаваться последней. Икономия же - лишь снисхождение при выборе способа принятия еретиков в лоно Церкви.
Особенно четко показывает способ применения икономии преп. Никодим Святогорец на примере принятия в Православие латинян. «Латиняне - еретики, и мы отвращаемся от них как от еретиков, подобных арианам, савеллианам или духоборцам македонианам, - пишет св. Никодим, - а потому акривией для них можно считать перекрещивание, а икономией - миропомазание».
Свящ. Михаил Локтев