16.12.2019
<-назад в раздел
Двуперстие или троеперстие?: Преп. Паисий Величковский об анафеме на старообрядцев
Я не привожу дословно следующего вашего вопроса, а передаю только его сущность. Клятву и анафему, в прежнее время соборно наложенную восточными Патриархами на противящихся Соборной Церкви, т.е. на крестящихся двумя перстами или в чем-нибудь другом не покоряющихся, эту анафему разрешил ли впоследствии какой-нибудь восточный Собор или нет? И могут ли какие-нибудь архиереи помимо Собора и без согласия и воли восточных Патриархов разрешить эту клятву? И если эту анафему никто из архиереев без воли восточных Патриархов разрешить не может, и она от восточных не разрешена, то не будут ли некоторые из христиан в противлении и в нераскаянии своем умирать в этой соборной анафеме? Горе нам! И приятно ли будет таким церковное поминовение? Не лишите нас и об этом истинного разъяснения.
Ответ: клятва или анафема на противящихся Соборной Церкви, т.е. на крестящихся двумя перстами или в чем-нибудь ином противящихся и не покоряющихся, будучи соборно наложена восточными Патриархами, имеет оставаться благодатию Христовой твердою, непоколебимою и неразрешимою до скончания века.
Вы еще спрашиваете: наложенную анафему разрешил ли впоследствии какой-нибудь восточный Собор или нет?
Отвечаю: мог ли быть подобный Собор, за исключением какого-нибудь противного Богу и Святой Церкви, который бы собрался на опровержение истины и утверждение лжи? В Церкви Христовой такого злочестивого Собора во веки не будет.
Вы еще спрашиваете – могут ли какие-нибудь архиереи, помимо Собора и согласия и воли восточных Патриархов, разрешить подобную клятву?
Отвечаю: это никак невозможно; несть бо нестроения Бог, но мира.
Знайте твердо, что все архиереи при своем рукоположении получают одну и ту же благодать Святаго Духа и обязаны, как зеницу ока, хранить чистоту и непорочность Православной веры, а также и все апостольские предания и правила святых Апостолов, вселенских и поместных Соборов, и богоносных Отцов, какие содержит Святая, Соборная и Апостольская Церковь. От того же Святаго Духа они приняли власть вязать и решить по тому чину, какой установил Святый Дух через святых Апостолов во святой Церкви. Разорять же апостольские предания и церковные правила – такой власти архиереи от Святаго Духа не получили, поэтому разрешить вышеупомянутую анафему на противников Соборной Церкви, как правильно и согласно святым Соборам наложенную, ни архиереям, ни восточным Патриархам никак нельзя, а если бы кто покусился это сделать, то это было бы противно Богу и святой Церкви.
Вы еще спрашиваете: если эту анафему никто из архиереев не может разрешить без восточных Патриархов, то не разрешена ли она восточными?
Отвечаю: не только никакому архиерею без восточных Патриархов, но и самим восточным Патриархам невозможно разрешить эту клятву, как об этом достаточно уже сказано, ибо таковая анафема вечно неразрешима.
Спрашиваете: «не будут ли некоторые из христиан в своем противлении и нераскаянии умирать в этой соборной клятве? Горе нам!»
Отвечаю: в этом вашем вопросе для меня заключаются три недоумения. Первое – «некоторые из христиан». Второе: «Не будут ли в противлении и нераскаянии своем умирать в этой соборной анафеме». Третье: «Горе нам!»
В первом случае я недоумеваю, какие же это христиане, которые без всякого раскаяния противятся Соборной Церкви? Такие недостойны и называться христианами, но по справедливому суду церковному должны именоваться раскольниками. Истинные христиане во всем повинуются святой Церкви.
Второе: не будут ли, в противлении и нераскаянии своем, умирать в этой своей анафеме? Я недоумеваю об этом вашем вопросе: ибо каким образом эти мнимые христиане, пребывая без раскаяния во всегдашней своей непокорности Церкви, не будут умирать в этой соборной анафеме? Безсмертны ли они, те, о которых вы недоумеваете, будут ли они умирать? И как они могут не умирать, будучи смертными, да еще находясь под анафемой, и вдвойне смертными и душевно и телесно, как умерли в этой же соборной анафеме без покаяния и всегда умирают безчисленное множество раскольников? Так и эти мнимые христиане, если от всего своего сердца не обратятся к Церкви Христовой с истинным покаянием, то несомненно умрут в вышеупомянутой соборной анафеме.
Третье мое недоумение относится к вашим словам: горе нам! Эти ваши слова влагают в мою душу мысль, не вы ли те некие христиане, нераскаянно противящиеся Церкви, и боитесь и трепещете наложенной от Соборной Церкви на таких противников анафемы, и поэтому так тщательно о ней расспрашиваете, не разрешил ли ее какой-нибудь восточный Собор? Боясь умереть в анафеме и не вынося постоянного угрызения совести, вы и вопиете: горе нам!
Если вы истинные православные христиане, во всем повинующиеся Церкви, родившей вас святым Крещением, и крестящиеся по преданию святых Апостол первыми тремя перстами правой руки, и спрашиваете меня не о себе, а о других, то и вышеупомянутая анафема на вас не распространяется, и потому вам отнюдь не следовало говорить о себе столь жалостно: горе нам! Эти слова ваши и внушили мне вышеизложенное о вас мнение, каковое да истребится из души моей! Прошу вас, дайте мне через известный вам случай совершенное удостоверение о вашем мудровании, ибо мы с противящимися святой Церкви и крестящимися двумя перстами не можем иметь никакого общения.