24.12.2019
<-назад в раздел
Что значит благословение священника?
10.12.2019
«Здравствуйте! Мне давно хотелось узнать, почему дело, сделанное по благословению священника, обычно бывает успешным, а дело, сделанное по своей воле, часто заканчивается плохо или безрезультатно? Много раз я убеждалась в этом на своем опыте и на примере знакомых. Помню, как однажды опаздывала на поезд, но по благословению батюшки тут же нашелся попутчик. На своей машине он домчал меня из центра большого города до вокзала, и у меня еще оставалось несколько минут, чтобы добежать до своего вагона. Самое интересное было в том, что по улицам и перекресткам мы неслись безостановочно, — нам повсюду горел зеленый свет! Как будто «сверху» была дана команда: вот этих надо пропустить без очереди. Тот случай мне казался просто невероятным: в вечернее время за десять минут выбраться из центра города просто невозможно. Прошу вас, расскажите, откуда берется такая сила благословения священника? Р.Б. Мария. Москва». Ответ на этот вопрос находим в известном труде протоиерея Григория Дьяченко «Полный годичный круг кратких поучений» (т. 3, с. 60-63): «Давно утвердился в Православной Церкви обычай, что всякое важное дело начинается со священнического благословения. Православные люди верили, что меньший благословляется большим, и всегда спешили за советом к священнику. Они знали, что «В начале было Слово» (Ин. 1, 1) — и силой его должно быть освящено благое начало всякого человеческого делания. Откуда же у пастыря такое право — благословлять? Кто дал силу его благословению? Почему при помощи его слова все дела идут более успешно, а без него все усилия часто рушатся, не принося никакой пользы, а порою и вред? Священники получили такое право от Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который при вознесении на небо, окруженный Своими учениками, воздвиг руки Свои и благословил их. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. (Лк. 24, 50-53). Вот на этом Евангельском слове утверждается вся сила священнического благословения. И если оно приемлется с верою, то приносит благословляемым великую духовную пользу и защиту от напастей. Как младенец спит спокойным сном под осенением благословляющей матери, так душа верующих успокаивается в своем будущем, быв ободряема благословением служителей алтаря. Их слово святитель Иоанн Златоуст называет «оружием духовным, которое делает христианина безопасным со всех сторон и непобедимым» (см. «Творения», том 3, с. 53). И действительно благое слово священника содействовало успеху не только в делах важных и с опасностью сопряженных, но нередко являло особую знаменательную силу даже в обычных житейских занятиях. Когда в монастыре святого Венедикта строили здание, нужно было поднять большой камень. Работники созвали на помощь многих других, но ничего не сделали. Тогда позвали игумена. Когда он сотворил молитву и дал благословение, камень был поднят с такой легкостью, будто совсем не имел тяжести. Скажут: такая сила принадлежит святым, а обычное благословение священника ничего подобного не показывает. Тем, кто так сомневается, не следует забывать, что знамения веровавшим последуют (Мк. 16, 17). Какой пользы может ожидать человек, если подходит под благословение к священнику из одного приличия, только потому, что так принято отдавать почтение при встрече, а не потому, что он есть орудие благодати Божией? Он совершает дело Божие, на которое поставлен. На доброе дело священник всегда дает благословение, причем не свое, а Божие – по благодати, данной от Бога всему священническому сану. В житиях святых описан такой случай. Молодой монах Астион пошел однажды к реке за водой без благословения своего наставника. Его сразу начали волновать недобрые помыслы, и он во всем признался старцу. Тот кротко заметил ему: «Разве ты не знаешь, что благословение начальствующего есть необоримое ограждение от диавола?» Все враждебное должно рассеяться как прах, возметаемый ветром, и исчезнуть как дым перед непобедимой силой благословения Божия! И напротив, как сомнителен и неверен успех, когда дело остается только в наших руках, без высшего охранения. Сколько бывает случайностей, могущих остановить или испортить наше дело, которых мы не в силах ни предвидеть, ни отвратить. Сколько бывает ошибок от нашей собственной недальновидности, сколько препятствий со стороны других людей! Поэтому так естественно во всех наших трудах искать помощи Божией, подаваемой через слово священника. Искать благословения Божия не значит отказываться от своего ума, от своих рук и сил. Но если каждый из нас на каждом шагу нуждается в пособии других людей, то во сколько раз нужнее и полезнее должна быть всесильная помощь Божия! И благословение, испрашиваемое при начале дела, имеет именно тот смысл, чтобы получить высшее озарение и вразумление для нашего ума и высшее укрепление для наших сил. Как бы то ни было, мы должны признать за несомненную истину, что без благословения Божия всякий успех неверен и непрочен. А благословение Божие, как роса небесная, нисходит на все наши начинания и делает их плодотворными для нас и наших близких.
Источник: https://www.christian-spirit.ru