Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
22.12.2019

Отрицающие необходимость крещения детей предаются анафеме

Отрицающие необходимость крещения детей предаются анафеме
В настоящее время достаточно часто можно услышать обновленческое мнение, что, дескать, нельзя крестить младенцев - пусть они вырастут и сами решат, хотят они этого или нет. Причем подобные речи можно услышать из уст, как так называемых богословов, типа Осипова, так и из уст священников!

Сегодня мы не будем останавливаться на том, что отказ от крещения детей может привести их души в ад в случае внезапной кончины. Не будем говорить и о том, что родители в момент опасности для здоровья их чад начинают моментально звонить в скорую, поликлиники, больницы, буквально требуя от врачей немедленной помощи, не дожидаясь, пока их дети подрастут и решат - хотят они вылечиться или нет; однако ни сколько не заботятся о духовном здравии и благополучии своих родных малышей.

В этой статье хотелось бы разобраться в том, что говорит Закон Церкви об отказе крестить младенцев. А Закон говорит следующее:

Определено такожде: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерной утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим.5:12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения.

(124-е Правило Карфагенского собора, которое было утверждено 2-м правилом Трулльского (VI Вселенского) собора)

Вот как толкуют это правило Отцы Церкви:

Зонара и Вальсамон:

Некоторые говорили, что новорожденные младенцы крещаются не во оставление грехов, ибо они не имеют грехов, потому что и не могут грешить, не имея еще способности различать добро и зло. Собор отвергает сие и тех, которые так мыслят и говорят, будто от прародительского греха Адама потомки его не заимствовали ничего, почему бы дети имели нужду в очищении божественною банею крещения, подвергает анафеме, говоря, что отсюда следовала бы мысль, что образ крещения во оставление грехов по отношению к таковым, т.е. к новорожденным детям, не истинен, но ложен; затем подтверждает свое слово, приводя изречения из великого Павла. Ибо, говорит, как иначе понимать сии слова: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде в немже вси согрешиша (Рим. 5, 12), если не так, как понимает их Вселенская церковь, повсюду разлиянная и распространенная, т.е. народ верных рассеянный в целом мире?.

Аристин:

Говорящий, что новорожденные и крещаемые не заимствуют ничего от греха Адама, что бы долженствовало быть очищено крещением, подлежит проклятию; ибо чрез одного и смерть и грех стали всемирными.

Матфей Властарь:

Карфагенского собора - 109-е (123-е) и 110-е (124-е) правила к анафеме присудили тех, которые говорят, что Адам из начала был сотворен смертным и должен был умереть, хотя бы и не преступал заповеди, и что смерть вошла не по причине греха: ибо Церковь учит, что он был сотворен от Бога ни смертным, ни бессмертным, - но в среднем состоянии между величием и ничтожеством, т.е. способным к принятию и того и другого, как сказал Григорий Богослов (o thV qeologiaV epwnumoV), или что он сотворен был причастным и величия разумного естества и ничтожества чувственного естества. Ибо душа человека, получившая бытие чрез божественное вдуновение, гораздо выше бренного сего тела, но, получив в дар и свободу и избрав зло вместо добродетели, жизнь переменила на смерть. Итак, поелику чрез единого преступившего (заповедь) грех в мире вниде, как сказал Апостол, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде (Рим. 5, 12), - т.е. как бы некоторое отцовское наследие, перешедшее на потомков, ибо в нем вси, говорит Апостол, согрешиша, то и младенцы не свободны, конечно, от греха Адамова, так как зачатие их бывает в беззакониях; ибо соединение и следующее за сим зачатие происходит от удовольствия и почиталось бы грехом, если бы закон не покровительствовал браку, так как сладострастие, очевидно, и плотское пожелание побуждают к сему, хотя это и бывает ради деторождения. Итак, если рождение людей причиною имеет плотское пожелание, то не свободны и новорожденные от прародительского греха и должны очиститься от него божественною банею пакибытия. Ибо хотя младенцы, по несовершенству естества, и не имеют разумного сознания, - но, по вере приносящих их, получают просвещение Духа; сие ясно показал Господь, когда, ради веры других, многих лишенных здравого ума по причине болезней, - освобождал не только от телесного недуга, но и душевного. Итак, и младенцев должно крестить во оставление грехов; а того, кто не так мыслит и делает, а думает, что образ крещения во оставление грехов по отношению к младенцам - ложен, а не истинен, - присуждают к анафеме.

Славянская кормчая:

Правило 111. Иже глаголет, яко младены крещаемии, не имут ничто же от адамского греха, и не глаголет крещением быти оставление грехов, да будет проклят. Единого бо ради человека грех в весь мир вниде, и греха ради смерть.

Епископ Никодим Далматский (Милаш):

Все восемь правил (с 109 по 116) содержат осуждение отдельных пунктов пелагианского учения. Об этом учении и о главных его учителях мы говорили в толковании 1 правила III вселенского собора. По поводу осуждения пелагианство карфагенским собором (418 г.) существует послание - epistola Aurelii ep. adomnes episcopos per Bizacenam et Arbutianam provinciam constitutos de damnatione Pelagii atque Caelestii, которое находится в каноническом сборнике, посланном папою Адрианом I в 774 году Карлу великому


<-назад в раздел

Русский календарь