17.12.2019
<-назад в раздел
О «вечном огне» на мемориальных захоронениях
Из года в год, практически на всех памятных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне, неизбежна церемония почитания т.н. «вечного огня» – шествия к нему, возложения цветов. Что обознает это название, что подразумевается под этим символом и имеется ли связь «вечного огня» с огнем вечным в христианском его понимании?
Понятие «вечный огонь» в православном мировоззрении означает ад, преисподнюю, геенну огненную. В Библии описаны картины раскаленного ада, исполненного неугасимым, нестерпимо палящим вечным огнем, и в страшных мучениях горят там души нераскаявшихся грешников.
На старинных фресках богобоязненные церковные живописцы зримо раскрывали картины Страшного Суда. И в домашних молитвах православный христианин ежедневно просит Господа: «Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара». «Радуйся, огня поклонение угасившая», – читаем мы в акафисте Пресвятой Богородице (икос 5). И в Святом Евангелии сказано: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня проклятые во огнь вечный, уготованный диаволю и аггелом его (Мф. 25, 41).
Конечно, есть еще и огонь свечи, лампады, горящий перед святыней. О нем Церковь учит, что это чистая жертва Богу, этот огонь благодатный, небесный, живой. Подобный тому, который Господь наш Иисус Христос ниспослал с небес на Апостолов в день Пятидесятницы. Знаем и чтим мы Благодатный огонь, сходящий на Гроб Господень накануне Православной Пасхи.
В православной дореволюционной России не могло быть памятников с вечным огнем. Первое такое устройство появилось в 1920 году в Париже, на Могиле неизвестного солдата – воинов, погибших в годы Первой мировой войны. Через 30 с лишним лет вечный огонь запылал в Петербурге, на Марсовом поле, где построен мемориал павшим «героям революции».
Так, через годы безбожия понятие вечного огня получило иной смысл, противоположный изначальному. Вместо обозначения ада и безконечных мучений вечный огонь стал теперь лишь символом памяти, составной частью мемориальных захоронений.
Под властью невежд и богоборческих правителей выросли новые поколения, не просвещенные в Православной вере, не понимающие духовного смысла происходящих событий и новоустановленных праздников…
Так поползли по нашей земле зловещие огни. Вспыхнули их адские фитили в Волгограде, Севастополе, Керчи, Минске, Калининграде, Киеве, Белгороде, Одессе... В Волгограде, например, на Мамаевом кургане, в мемориальном комплексе, посвященном Сталинградской битве, сооружение «вечного огня» занимает одно из центральных мест: откуда-то из подземелья вылезает по локоть огромная, в несколько раз превышающая человеческий рост рука, сжимающая горящий факел. Откуда она тянется и где остальное тело этого гиганта, нетрудно догадаться. И разве можно признать это отталкивающее сооружение увековечением великого подвига нашего народа?!
Кажется, нет уже ни одного города, где бы не горела мрачная пентаграмма «вечного огня». И вот в 1967 году заполыхало это пламя в самом центре страны – у стен Московского Кремля. Но и этого оказалось мало: кому-то понадобилось зажечь его рядом с величайшей национальной православной святыней – в Сергиевом Посаде, прямо у стен Троице-Сергиевой Лавры, где почивают мощи истинного заступника и игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского.
Очевидно, что за вероотступничество попустил Господь дьяволу затмить народу разум, предать глумлению величайший подвиг – служение Отечеству до смерти. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 12–13).
На Руси долгое время увековечивать память героев было принято не скульптурными памятниками и мемориальными комплексами, а строительством соборов, храмов, часовен, основанием монастырей – без пылающего пламени, но воспламеняющих любовь к Отечеству и Богу в душах и умах потомков.
Так, например, храм Христа Спасителя был возведен в честь победы над Наполеоном, Казанский собор на Красной площади стал памятником победы над поляками. В храмах совершалась молитва за погибших героев, приносилась Безкровная Жертва, и это было лучшим воздаянием их мужеству, самопожертвованию и любви.
И сегодня поминовение в храме на Божественной литургии остается лучшей наградой павшим на полях сражений давно бывших и современных войн. А в дни памяти славных Русских побед, вместо возложения цветов к вечному огню, лучше возжечь свечу в храме и помянуть положивших жизнь свою за наше Отечество.
Михаил Лавров