24.10.2019
Сотрудник Аналитического центра свт. Василия Великого принял участие в научно-общественном форуме «Ценности и искусственный интеллект».
11 октября 2019 года в Московском Государственном Областном Университете (МГОУ) состоялся научно-общественный форум «Ценности и искусственный интеллект». Мероприятие было проведено в рамках сотрудничества ВУЗа с Университетом НТИ «20.35» по созданию условий, которые обеспечат мировое лидерство России в области технологий искусственного интеллекта.
Возможности искусственного интеллекта в фокусе проблем этики и аксиологии обсудили в рамках работы одной из трех дискуссионных панелей форума. Декан факультета истории, политологии и права МГОУ В.Э. Багдасарян раскрыл собравшимся угрозы и риски разработки высоких технологий в контексте выбора ценностных ориентаций общества, а профессор РУДН и МГОУ С.И. Реснянский привёл примеры их выбора и его последствий в определённых социальных структурах.
Представители Русской Православной Церкви: настоятель храма Новомучеников и исповедников Домодедовских протоиерей Максим Колесник, настоятель Покровского храма пос. Черкизово протоиерей Феодор Верёвкин, старший аналитик Аналитического центра свт. Василия Великого диакон Илья Маслов – говорили о разных подходах к содержательной стороне искусственного интеллекта, игнорирование которой может привести к деградации человека, с одной стороны, и к тотальному контролю государственных и транснациональных структур над ним – с другой.
Про нас, «церковников» и просто людей с традиционным религиозным мировоззрением, часто говорят, что мы, мол, против различных цифровых технологий, компьютеризации, искусственного интеллекта и всего того, что якобы совершенствует человеческое существование на Земле, потому что мы вообще против прогресса. Во многом это так. А принципиально все совершенно иначе: мы за прогресс, но только не за прогресс падшего и греховного человека, создающего под свои страсти и грехи новые технологии, а за духовный прогресс, за духовное совершенствование и развитие.
Нам говорят, что искусственный интеллект «усовершенствует» человека, этим, собственно, и заняты уже почти столетие трансгуманисты. Но православная традиция знает уже подобный путь «преодоления человека» с помощью технологий. Диавол был первым трансгуманистом. Он первый предложил человеку в раю «волшебную» технологию — «будете как боги». С этого момента любой человеческий, технологический, оторванный от Бога и пытающийся встать на Его место прогресс неизбежно связан с грехопадением.
Преподобный Макарий Великий, подвижник четвертого столетия, говорил, что первородный грех — это «умная сила сатаны». И хотя, согласно православному учению, грех прародителей, омываемый водами Святого Крещения, передается через биологическое рождение, но последствия его — удобопреклонность ко греху (потенция греха) — гнездятся в уме. Отсюда в православной молитве диавол также именуется «мысленным волком». Поэтому искусственный интеллект, если он будет создан и активно внедрен в социум, не преодолеет человека в его грехе, в его падшем состоянии. Такой интеллект будет следствием «умного» греха, диавольского прогресса.
Однако православная антропология знает другой путь совершенствования человека, путь иного прогресса, противоположного технологиям трансгуманистов. Это путь преодоления в себе всего «слишком человеческого» через обожение, преображение вехтого Адама в Нового по образу Христа. Не через получение информации (знания, лишенного смысла), а через познание самого смысла человеческого бытия. В конечном итоге, это — причастие высшему Смыслу и Истине — Христу. У апостола Павла есть такое выражение «стяжать ум Христов». Это сложное место Священного Писания, сложное богословское понятие. Я думаю, что получить такой «ум» гораздо сложнее, чем разработать любую «биомашину». Но именно в этой традиционной христианской антропологической модели человек может оставаться человеком, не становясь рабом цифрового прогресса, и идти по пути подлинного совершенствования себя и окружающего мира.
Источник: https://www./stbasil.center
<-назад в раздел
Диакон Илья Маслов о проблеме создания и внедрения искусственного интеллекта: «Искусственный интеллект – следствие «умного» греха»
Сотрудник Аналитического центра свт. Василия Великого принял участие в научно-общественном форуме «Ценности и искусственный интеллект».
11 октября 2019 года в Московском Государственном Областном Университете (МГОУ) состоялся научно-общественный форум «Ценности и искусственный интеллект». Мероприятие было проведено в рамках сотрудничества ВУЗа с Университетом НТИ «20.35» по созданию условий, которые обеспечат мировое лидерство России в области технологий искусственного интеллекта.
Возможности искусственного интеллекта в фокусе проблем этики и аксиологии обсудили в рамках работы одной из трех дискуссионных панелей форума. Декан факультета истории, политологии и права МГОУ В.Э. Багдасарян раскрыл собравшимся угрозы и риски разработки высоких технологий в контексте выбора ценностных ориентаций общества, а профессор РУДН и МГОУ С.И. Реснянский привёл примеры их выбора и его последствий в определённых социальных структурах.
Представители Русской Православной Церкви: настоятель храма Новомучеников и исповедников Домодедовских протоиерей Максим Колесник, настоятель Покровского храма пос. Черкизово протоиерей Феодор Верёвкин, старший аналитик Аналитического центра свт. Василия Великого диакон Илья Маслов – говорили о разных подходах к содержательной стороне искусственного интеллекта, игнорирование которой может привести к деградации человека, с одной стороны, и к тотальному контролю государственных и транснациональных структур над ним – с другой.
В частности, диакон Илья Маслов предложил взглянуть на проблему создания и внедрения искусственного интеллекта с точки зрения традиционной православной антропологии:
Про нас, «церковников» и просто людей с традиционным религиозным мировоззрением, часто говорят, что мы, мол, против различных цифровых технологий, компьютеризации, искусственного интеллекта и всего того, что якобы совершенствует человеческое существование на Земле, потому что мы вообще против прогресса. Во многом это так. А принципиально все совершенно иначе: мы за прогресс, но только не за прогресс падшего и греховного человека, создающего под свои страсти и грехи новые технологии, а за духовный прогресс, за духовное совершенствование и развитие.
Нам говорят, что искусственный интеллект «усовершенствует» человека, этим, собственно, и заняты уже почти столетие трансгуманисты. Но православная традиция знает уже подобный путь «преодоления человека» с помощью технологий. Диавол был первым трансгуманистом. Он первый предложил человеку в раю «волшебную» технологию — «будете как боги». С этого момента любой человеческий, технологический, оторванный от Бога и пытающийся встать на Его место прогресс неизбежно связан с грехопадением.
Преподобный Макарий Великий, подвижник четвертого столетия, говорил, что первородный грех — это «умная сила сатаны». И хотя, согласно православному учению, грех прародителей, омываемый водами Святого Крещения, передается через биологическое рождение, но последствия его — удобопреклонность ко греху (потенция греха) — гнездятся в уме. Отсюда в православной молитве диавол также именуется «мысленным волком». Поэтому искусственный интеллект, если он будет создан и активно внедрен в социум, не преодолеет человека в его грехе, в его падшем состоянии. Такой интеллект будет следствием «умного» греха, диавольского прогресса.
Однако православная антропология знает другой путь совершенствования человека, путь иного прогресса, противоположного технологиям трансгуманистов. Это путь преодоления в себе всего «слишком человеческого» через обожение, преображение вехтого Адама в Нового по образу Христа. Не через получение информации (знания, лишенного смысла), а через познание самого смысла человеческого бытия. В конечном итоге, это — причастие высшему Смыслу и Истине — Христу. У апостола Павла есть такое выражение «стяжать ум Христов». Это сложное место Священного Писания, сложное богословское понятие. Я думаю, что получить такой «ум» гораздо сложнее, чем разработать любую «биомашину». Но именно в этой традиционной христианской антропологической модели человек может оставаться человеком, не становясь рабом цифрового прогресса, и идти по пути подлинного совершенствования себя и окружающего мира.
Источник: https://www./stbasil.center