Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Экуменический случай на Афонском подворье Москвы 13.10.2019

Экуменический случай на Афонском подворье Москвы

Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними, встала, как вкопанная: на Афонское подворье пришла целая группа… католичек! Они были в костюмах (иначе назвать не могу) «мать Терезы» и отнюдь не стеснялись этого, вели себя вольно, явно ожидая, когда можно будет войти в монастырь. 

Афон – мощный оплот Православия в мире, где не раз Сама Пречистая Матерь Божия укрывала Своих монахов от нашествия латинян, этих «врагов Моих и Сына Моего»… «Неужели пришло время и святогорским отцам предать чистоту Православия?» – с горечью думала я, не отдавая себе отчета, что все так же стою напротив них и чего-то жду. Прошло минут пять, потом десять, на улице было прохладно, а католички так и стояли в ожидании. 

Я подумала, что подворские отцы и братия могут не знать о нагрянувших гостях, и направилась в лавку около входа, чтобы предупредить их, если будет уместно. Но зайдя внутрь, поняла, что этих гостей тут ждут! 
– Простите, а вы можете позвать батюшку? У нас договоренность насчет экскурсии, – спрашивала сопровождающая католичек женщина. – Меня просто там целая группа ждет, среди них есть пожилые люди, мерзнут. 
– Хорошо, я сейчас попробую. Дозвониться не могу. Но вы же можете пройти, подождать прямо в храме. 
– Да? Хорошо!

Оставшись в лавке вдвоем с любезным трудником в халате, я только и могла сказать: «А ничего, что католички будут ходить по храмам Афонского подворья?» – «Какие католички?» Но лишь только брат понял, о чем я говорю, лицо его осунулось, и я услышала весьма резкий ответ: «По канонам мы с ними не должны молиться, а не разрешать им заходить в храм – это ревность не по разуму». Конечно, я была не согласна с этим утверждением, но ничего ответить не смогла, потому что не знала конкретных канонов к этому случаю. 

Мне ничего не оставалось, как с прискорбием извиниться и выйти из лавки. Около монастыря уже никого не было. От этого душа сжалась еще больше... 

Позже я спросила у духовника, как же правильно вести себя в подобных ситуациях. Батюшка ответил, что в канонах есть как раз такое правило: 
«Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий» (Ап. 10, 45, 64; III Всел. 2, 4; Лаод. 9, 32, 33, 34, 37; 
Тимофея Алекс. 9)

Он благословил мне при возможности найти, распечатать, отнести и спокойно отдать тому лавочнику письмо преподобного Иосифа Оптинского, в котором как раз об этом и говорится… 

Тогда же пришло и понимание, как надо вести себя в подобных ситуациях. Да, следует избегать не только молений с еретиками, но и вообще общения с ними. И это не по злобе, а из страха, чтобы не заразиться их елейной ересью, очень удобной для человеков. Наш долг твердо и смиренно свидетельствовать перед заблуждающимися об истине. Если же они не слушают, то после первого или второго разговора, необходимо уклониться от таковых и прекратить с ними общение. 

И вот несколько отрывков из письма 
преподобного старца Иосифа Оптинского

«Вcем нам, чадам Единой Святой Соборной Апостольской Вселенской Церкви, в недоуменных случаях касательно вероучения не должно водиться собственными разумениями, которые могут быть погрешительны, а должно иметь для сего руководственные правила. И эти правила заключаются, прежде всего, в книге, именуемой “Кормчая”. Это – сборник правил святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и некоторых Святых Отцев.  

В конце этой книги, в главе: “О Римском отпадении, како отступиша от Православныя веры и от святыя Восточныя Церкви”, – папа римский со своими последователями, неправо именующими себя католиками, названы еретиками. О других же христианских вероисповеданиях протестантских и говорить нечего, так как они еще далее уклонились от Православия. 

В той же “Кормчей” книге, в 10-й главе в 6-м правиле Поместного Лаодикийского Собора о еретиках вообще произнесен такой суд Святой Церкви: “Несть достойно еретиком в церковь Божию входити”. А в 33-м правиле того же Лаодикийского Собора сказано: “С еретики и со отвергшимися от Соборныя Церкве да не помолится никто”. 

Но вот вопрос: каков взгляд Святых Отцев нашей Православной Церкви на ересь? – В “Отечнике” епископа Игнатия Брянчанинова говорится о преподобном Агафоне. Однажды посетили его некоторые братия и захотели испытать его смирение и терпение. Они упрекали его в гордости, злоречии и развратной жизни. Все эти пороки старец признавал в себе и слезно просил посетителей помолиться о нем. Когда же они назвали его еретиком, старец сказал, что он отнюдь не еретик. На вопрос братии: почему обвинение в ереси встревожило его, он отвечал: 
Потому что ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога Живаго и Истинного и приобщается диаволу и аггелам его. Отлученный от Христа (конечно, через исповедуемое им ложное учение о Христе) уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший”. 

И если бы это было не так, если бы ереси, или ложные учения, как следствия свободомыслия, не имели такого пагубного значения в святой Христовой Церкви, то святой апостол Павел не писал бы первенствующим христианам таких предостережений: 
Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе (Кол. 2, 8). 
И еще: 
Неции суть смущающии вы и хотящии превратити благовествование Христово; но и аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 7-8). 

Впрочем, Православная наша Церковь, по присущему ей человеколюбию, дозволяет молиться об отсецающихся от нея, т.е. о еретиках, как можно видеть в той же “Кормчей” книге, в главе 15-й, в 66-м правиле Карфагенского Поместного Собора. Но о чем молиться? – “Молитися, да оставят прелесть, и да познают Истину”. И в другой книге – “Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной”, в 1-й ея части, в конце ответа на 92-й вопрос также дозволяется молиться за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к вере Православной прежде конца своей жизни. Так Православная Церковь и поступает. Например, в помяннике (в конце Следованной Псалтири) молимся: 
Отступившия от Православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя светом Твоего познания просвети, и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти” <…> 

В заключение всего скажем: да не смущаются сердца наши, и да не устрашает нас строгость уставов нашей Святой Православной Церкви! Наипаче же, дерзайте убо, дерзайте, людие Божии! <…>». 

Елена Караваева



<-назад в раздел

Русский календарь