13.10.2019
<-назад в раздел
Экуменический случай на Афонском подворье Москвы
Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними, встала, как вкопанная: на Афонское подворье пришла целая группа… католичек! Они были в костюмах (иначе назвать не могу) «мать Терезы» и отнюдь не стеснялись этого, вели себя вольно, явно ожидая, когда можно будет войти в монастырь.
Афон – мощный оплот Православия в мире, где не раз Сама Пречистая Матерь Божия укрывала Своих монахов от нашествия латинян, этих «врагов Моих и Сына Моего»… «Неужели пришло время и святогорским отцам предать чистоту Православия?» – с горечью думала я, не отдавая себе отчета, что все так же стою напротив них и чего-то жду. Прошло минут пять, потом десять, на улице было прохладно, а католички так и стояли в ожидании.
Я подумала, что подворские отцы и братия могут не знать о нагрянувших гостях, и направилась в лавку около входа, чтобы предупредить их, если будет уместно. Но зайдя внутрь, поняла, что этих гостей тут ждут!
– Простите, а вы можете позвать батюшку? У нас договоренность насчет экскурсии, – спрашивала сопровождающая католичек женщина. – Меня просто там целая группа ждет, среди них есть пожилые люди, мерзнут.
– Хорошо, я сейчас попробую. Дозвониться не могу. Но вы же можете пройти, подождать прямо в храме.
– Да? Хорошо!
Оставшись в лавке вдвоем с любезным трудником в халате, я только и могла сказать: «А ничего, что католички будут ходить по храмам Афонского подворья?» – «Какие католички?» Но лишь только брат понял, о чем я говорю, лицо его осунулось, и я услышала весьма резкий ответ: «По канонам мы с ними не должны молиться, а не разрешать им заходить в храм – это ревность не по разуму». Конечно, я была не согласна с этим утверждением, но ничего ответить не смогла, потому что не знала конкретных канонов к этому случаю.
Мне ничего не оставалось, как с прискорбием извиниться и выйти из лавки. Около монастыря уже никого не было. От этого душа сжалась еще больше...
Позже я спросила у духовника, как же правильно вести себя в подобных ситуациях. Батюшка ответил, что в канонах есть как раз такое правило:
«Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий» (Ап. 10, 45, 64; III Всел. 2, 4; Лаод. 9, 32, 33, 34, 37;
Тимофея Алекс. 9).
Он благословил мне при возможности найти, распечатать, отнести и спокойно отдать тому лавочнику письмо преподобного Иосифа Оптинского, в котором как раз об этом и говорится…
Тогда же пришло и понимание, как надо вести себя в подобных ситуациях. Да, следует избегать не только молений с еретиками, но и вообще общения с ними. И это не по злобе, а из страха, чтобы не заразиться их елейной ересью, очень удобной для человеков. Наш долг твердо и смиренно свидетельствовать перед заблуждающимися об истине. Если же они не слушают, то после первого или второго разговора, необходимо уклониться от таковых и прекратить с ними общение.
И вот несколько отрывков из письма
преподобного старца Иосифа Оптинского
«Вcем нам, чадам Единой Святой Соборной Апостольской Вселенской Церкви, в недоуменных случаях касательно вероучения не должно водиться собственными разумениями, которые могут быть погрешительны, а должно иметь для сего руководственные правила. И эти правила заключаются, прежде всего, в книге, именуемой “Кормчая”. Это – сборник правил святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и некоторых Святых Отцев.
В конце этой книги, в главе: “О Римском отпадении, како отступиша от Православныя веры и от святыя Восточныя Церкви”, – папа римский со своими последователями, неправо именующими себя католиками, названы еретиками. О других же христианских вероисповеданиях протестантских и говорить нечего, так как они еще далее уклонились от Православия.
В той же “Кормчей” книге, в 10-й главе в 6-м правиле Поместного Лаодикийского Собора о еретиках вообще произнесен такой суд Святой Церкви: “Несть достойно еретиком в церковь Божию входити”. А в 33-м правиле того же Лаодикийского Собора сказано: “С еретики и со отвергшимися от Соборныя Церкве да не помолится никто”.
Но вот вопрос: каков взгляд Святых Отцев нашей Православной Церкви на ересь? – В “Отечнике” епископа Игнатия Брянчанинова говорится о преподобном Агафоне. Однажды посетили его некоторые братия и захотели испытать его смирение и терпение. Они упрекали его в гордости, злоречии и развратной жизни. Все эти пороки старец признавал в себе и слезно просил посетителей помолиться о нем. Когда же они назвали его еретиком, старец сказал, что он отнюдь не еретик. На вопрос братии: почему обвинение в ереси встревожило его, он отвечал:
“Потому что ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога Живаго и Истинного и приобщается диаволу и аггелам его. Отлученный от Христа (конечно, через исповедуемое им ложное учение о Христе) уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший”.
И если бы это было не так, если бы ереси, или ложные учения, как следствия свободомыслия, не имели такого пагубного значения в святой Христовой Церкви, то святой апостол Павел не писал бы первенствующим христианам таких предостережений:
Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе (Кол. 2, 8).
И еще:
Неции суть смущающии вы и хотящии превратити благовествование Христово; но и аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 7-8).
Впрочем, Православная наша Церковь, по присущему ей человеколюбию, дозволяет молиться об отсецающихся от нея, т.е. о еретиках, как можно видеть в той же “Кормчей” книге, в главе 15-й, в 66-м правиле Карфагенского Поместного Собора. Но о чем молиться? – “Молитися, да оставят прелесть, и да познают Истину”. И в другой книге – “Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной”, в 1-й ея части, в конце ответа на 92-й вопрос также дозволяется молиться за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к вере Православной прежде конца своей жизни. Так Православная Церковь и поступает. Например, в помяннике (в конце Следованной Псалтири) молимся:
“Отступившия от Православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя светом Твоего познания просвети, и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти” <…>
В заключение всего скажем: да не смущаются сердца наши, и да не устрашает нас строгость уставов нашей Святой Православной Церкви! Наипаче же, дерзайте убо, дерзайте, людие Божии! <…>».
Елена Караваева