04.10.2019
<-назад в раздел
Подпевать клиросу во время службы – сугубый грех
Православная Церковь более 2000 лет хранит благоговение и благочиние на церковных богослужениях. 15-е правило Лаодикийского Собора гласит:
«Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви».
Это каноническое правило в последнее время попирается не только обновленцами-кочетковцами, но и архиереями нашей Церкви.
В 2002 году, на декабрьском собрании клириков Московской области, которое прошло под председательством митрополита Ювеналия, была дана рекомендация о «настоятельном введении общенародного пения за богослужением».
Инициаторами этого нововведения выступили изначально обновленческие приходы кочетковского толка. Этими защитниками и популяризаторами общенародного пения обычно выдвигаются следующие аргументы:
Аргумент первый: Слова «едиными усты и единым сердцем», произносимые священником на Литургии в конце Святого Возношения, перед просительной ектинией, якобы есть призыв к пению всем храмом – то есть общенародно.
Ответ: Но это далеко не так. В упомянутом прошении священнослужителя – «Даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа» – говорится о Вселенском единомыслии церковной молитвы. Святитель Николай Кавасила, архиепископ Фессалоникийский, так пишет об этом:
«Испросив всем единомыслие, дабы едиными устами и единым сердцем славить Бога…» Не общенародное пение освящает Дары, как думают неразумные, но смиренно просим, чтобы Святые Дары сообщили нам освящение. «Ибо это значат слова молитвы: яко да Человеколюбец Бог, прием я, возниспослет нам благодать» (свт. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии).
Аргумент второй: Непосредственное, то есть пением, участие прихожан в богослужении заставляет их лучше понимать и вникать в смысл и структуру богослужения.
Ответ: На самом деле такая практика превращает храм в шумный базар. Кичливость знанием богослужебных текстов, ектений и возгласов священников приводит к тому, что человек теряет то, ради чего пришел в храм – смирение и благоговение. Более того, не все имеют слух и голос, способный искусно прославлять Творца. Из-за этого возникает «козлогласование» (разноголосица, нестройное пение, – см. Краткий церковнославянский словарь Т.С. Олейникова), мешающее молитве и богослужению в целом. Наверняка многим воцерковленным христианам приходилось слышать на богослужениях это самое «козлогласование», когда стоящие рядом люди, пусть даже от души подпевающие клиросу, вносят нестроение в церковное благолепие. А когда во время всеобщего пения кто-то пытается что-то кому-то сказать, то все это превращается в вокзальный балаган.
Аргумент третий: Чем шире «пропасть» между прихожанами и клиросом, тем больше вероятности уклонения хора в манере его пения в сторону «концертности».
Ответ: в Типиконе – 28-я глава, о безчинных воплех (криках) говорится: «Безчинный (безпорядочный) крик поющих в церкви не должен быть принят в церковном пении. Также и те, кто прилагают (делают повторения) в церковном пении, не должны приниматься: да извергутся из сана своего, и пусть в церкви более не поют. Подобает же петь благочинно, и согласно возсылать Владыке всех и Господу славу, как едиными устами от сердец своих: не желающие быть послушными этого – есть повинные вечной муке, как не повинующиеся преданию Святых Отцов и правилам».
Каждый настоятель обязан следить за правильным пением церковного хора. А «пропастей» в процессе богослужения вовсе нет и быть не может. Каждый выполняет свое святое послушание. Священник служит и возглашает прошения, диакон ему прислуживает и возглашает ектении, клирос благоговейно поет, а верные христиане молча с благоговением молятся. Так было и так будет.
Никаких нововведений Церковь не принимала и не может принять. Все, что новое возникает в церковной среде, именуется у нас обновленчеством, которое мы отвергаем.
«Ибо что принимали Святые Отцы наши, то и мы принимаем, – говорит святитель Феофан Затворник, – а что они отвергали, то и мы отвергаем».
Михаил Лавров