01.10.2019
25 сентября 2019 года известный священник Георгий Максимов на своём ютуб-канале «Отец Георгий» опубликовал выступление под названием «Католики в храме: как к этому относиться» ? [1] Суть почти 24-х минутного видео именитого священнослужителя сводится к простому тезису, который он же озвучил в комментариях под своим видео: «а возможность нахождения неправославных в храме - напротив, это норма, так было на протяжении более тысячи лет». Попытаемся разобраться так ли это на самом деле, как хочет нас убедить отец Георгий.
По сути все аргументы отца Георгия Максимова сводятся к двум положениям.
Первый момент, который занимает большую часть видео (это в общей совокупности примерно 20 минут видео из 24-х минутного видеоролика) – выдвигается тезис «вот, посмотрите, как было раньше». И дальше идёт длинный ряд исторических примеров из богослужебной практики императорской России и советского времени, когда католики присутствовали на богослужениях в церкви (приводятся примеры участия католиков в коронации последнего русского императора и похороны патриарха Алексея I).
Второй момент, занимающий примерно 2 минуты видео из 24-х минутного видеоролика, это когда в конце видео отцом Георгием даётся краткое ЛИЧНОЕ толкование двух церковных канонов, которые имеют главное значение при решении поднятого в видео вопроса о том, могут ли католики присутствовать в православном храме на богослужении. Эти два церковных канона следующие: 6 Правило Лаодикийского собора и 9 Правило Тимофея, архиепископа Александрийского.
При этом, отцом Георгием Максимовым не даются толкования этих канонов, принятые и применяемые полнотой всей Православной Церкви на протяжении столетий - это толкования авторитетнейших отцов-толковников - Зонары, Вальсамона, Аристина и Славянской Кормчей, а также самых известных святых толковников 18 и 19 века - прп. Никодима Святогорца и священноисповедника Никодима Милаша .
Замалчивание этих толкований и одновременное озвучивание своего личного толкования этих двух канонов, это ключевая манипуляция (обман) отца Георгия Максимова в этом видео.
Однако, этими толкованиями, которые приняты всей Церковью, и обязан руководствоваться православный, в том числе священник, и епископ, при решении вопроса о присутствии католиков в православной церкви.
Итак, Правило 6 Лаодикийского Поместного собора указывает следующее: «не позволять еретикам, упорствующим в ереси, входить в дом Божий».
Преподобный Никодим Святогорец даёт следующее толкование: «Определение настоящего правила состоит в том, что еретикам не позволяется входить в храм Божий, принадлежащий православным, если эти еретики упорствуют в своей ереси и не хотят обратиться».
Священноисповедник Никодим Милаш объясняёт это каноническое правило таким образом: «Кто не со Мною, тот против Меня – говорит Иисус Христос (Лук. 11:23; Мф. 12:30), а кто против Христа, тот и против Его церкви. Каждый еретик чужд церкви, отрицая ту или иную основу христианской веры и тем попирая откровенную истину, а следовательно и Того, Кто открыл эту истину, т.е. Иисуса Христа – Основателя церкви. В силу этого, вполне естественно, что таковой должен быть лишен церковной молитвы и той благодати, которую только посредством церкви, церкви православной, может получить человек, и таковому, как предписывает правило, должно быть воспрещено входить в церковь, где эта благодать дается.
На вопрос, можно ли совершать божественную службу, если в церкви находится какой-либо еретик (особенно арианин), Тимофей Александрийский отвечал, что это может быть допустимо лишь в том случае, если упомянутый еретик обещал отказаться от ереси и веровать православно (9 пр.).»
А что говорят по вопросу посещения католиками православного храма самые авторитетные толкователи Церкви, чьими объяснениями Церковь пользовалась на протяжении столетий при решении канонических вопросов?
Толкование Зонары:
«Впавшие в ереси и пребывающие в них изгоняются из церкви, как чуждые ей. Итак каким образом будет дозволено им входить в дом Божий? А Тимофей, архиепископ Александрийский, быв спрошен об этом, отвечал в 9-м правиле, что еретики не должны присутствовать при молитве, если не обещают покаяться и оставить ересь».
Токование Вальсамона:
«Правило ясно; ибо не дозволяет еретикам, доколе остаются в ереси, собираться в церкви вместе, с православными."
Славянская кормчая: "Еретикам в Церковь Божию не входити. Еретикам святилище невходно."
Также разберем и следующее каноническое правило на эту тему, а именно Правило 9, Тимофея, архиепископа Александрийского.
Само правило звучит следующим образом: «Должен ли священнослужитель молиться в присутствии ариан или других еретиков? Или ему это нимало не вредит, если он совершает свою молитву или приношение?» Ответ. За Божественной литургией диакон перед временем целования возглашает: «Не приемлемые ко общению, изыдите». Итак, они не должны присутствовать, если не обещают покаяться и оставить ересь.
Толкование прп. Никодима Святогорца: «Итак, если во время Божественной литургии не разрешается оставаться в храме оглашенным, то что говорить о еретиках? Единственное исключение – если они обещают покаяться и оставить свою ересь (но и тогда они должны стоять не в храме, а снаружи с оглашенными). А если они этого не обещают, то им не позволяется стоять и с оглашенными, но нужно их изгонять (по мнению Вальсамона).
Если обращаться к толкованиям, принятым всей полнотой Православной Церкви, то они следующие:
Вальсамон: "На вопрос о клирике, должен ли он в присутствии еретиков молиться, то есть приносить бекрзовную жертву, отвечал, что когда дары имеют быть принесены на священную трапезу, непосвященным говорится: «не приемлемые ко общению изыдите», то есть оглашенные изыдите. Итак, если не позволяется присутствовать при совершении божественной жертвы оглашенным, то каким образом будет позволено еретикам, если только они не обещаются покаяться и оставить ересь? Но тогда, я думаю, им должно быть позволено находиться не внутри храма, но вне, вместе с оглашенными, а в том случае, если не обещают оставить ересь, не должны стоять и с оглашенными, но должны быть изгнаны."
Синопсис: «Еретики не должны присутствовать при совершении священнодействия, разве только обещаются покаяться и оставить ересь».
Славянская кормчая: Правило 9. «Службе бывающи в церкви, не подобает приходити еретиком, аще не обещаются покаятися и бежати от ереси своея».
Подведём итог. Из вышеприведенных толкований церковных канонов Зонары, Вальсамона, преподобного Никодима Святогорца, священноисповедника Никодима Милаша видно, что под «еретиком, коснеющим в ереси», которому «не позволяется входить в дом Божий», церковные каноны понимают еретика, который не готов оставить свою ересь и принять православную веру. А отец Георгий Максимов в обсуждаемом видео предлагает своё личное толкование, противоположное толкованию Церкви, объясняя, что к «коснеющим в ереси», следует относить не всех еретиков, а только тех еретиков, «от кого можно ожидать оскорбления святынь храма либо тот еретик, который приходит в храм заниматься прозелитизмом» (примерно с 19 минуты 56 секунды видео). А поскольку таких еретиков по большому счету никто не видел в наших храмах, то он спокойно относится к их [католиков] присутствию в православных храмах.
Однако, как мы видим, позиция Церкви и мнение отца Георгия прямо противоположны по этому вопросу нахождения католиков в православном храме.
Теперь, когда главная «изюминка» видео отца Георгия Максимова, а именно замалчивание церковного понимания канонов, раскрыта, можно кратко обсудить другие ложные тезисы этого видео отца Георгия Максимова.
Например, относительно ссылки отца Георгия на высказывания патриарха Григория Схолария. Во-первых, этот константинопольский патриарх не канонизирован, и называть его святителем, а также показывать его с нимбом, как это сделано в видео, это значит вводить зрителей в заблуждение, что для православного священника недопустимо. Во-вторых, нет прямых ссылок в трудах этого патриарха, где он бы говорил то, что ему приписывается в видео. А ссылка на книгу некоего писателя А. В. Занемонеца как на доказательство слов патриарха не может иметь вес в данном споре.
Насчет ссылки на слова епископа Димтрия Хоматина. Этот епископ также не канонизирован православной церковью, и его мнение не может иметь значение в данном случае.
Вообще странно, что в видео в принципе приводятся мнения не святых отцов, а неканонизированных лиц.
Относительно упоминания опыта святителя Иннокентия Московского (Вениаминова). Отец Георгий Максимов в одном из комментариев под видео, пишет следующее: "а возможность нахождения неправославных в храме - напротив, это норма, так было на протяжении более тысячи лет." Однако, норма определяется в Православной Церкви канонами. Каноны Церкви, как это было уже выше указано, строго запрещают нахождение еретиков в храме. Католики - еретики. Следовательно, им строго запрещен вход в храм, если они не обещают отказаться от ереси. Однако таких канонов-запретов о нахождении в храме нет в отношении язычников, по крайней мере, в отношении тех людей, которые только начали изучать христианство. Так что не надо отцу Георгию смешивать в одну кучу под названием "неправославные" и еретиков, и язычников. Они являются двумя группами совсем разных людей: язычники только приступают к познанию правильной веры во Христа, еретики же, изучив веру, приняли ложные понятия о Христе. Соответственно, правила Церкви в отношении этих двух групп людей различны. Этим различием и послаблением для язычников как раз и пользовался свт. Иннокентий Московского (Вениаминова) в своем общении с инородцами, как об этом послаблении справедливо заметил отец Георгий Максимов, правда, забыв почему-то сказать, что под инородцами в России понимались не еретики, а коренные народы Сибири и Средней Азии, юго-восточной и северо-восточной части Европейской России. Очевидно, что этот опыт святителя Иннокентия по допуску в храм язычников («инородцев») не применим в отношении католиков, в отношении последних действует 2 канона Вселенской Церкви, то есть запрет на вхождение в православный храм.
Насчет упоминания послов князя Владимира нужно заметить следующее. Послов не просто так из вежливости пустили в храм, но была важная причина христианам сделать это. Послы князя Владимира прямо пришли в храм изучить веру, такова у них была задача от князя. Поэтому их и допустили в храм на богослужение.
Об этом прямо написано в житии святого равноапостольного князя Владимира: «И рекоша к нему боляре его и старейшины: никтоже когда свое что хулит, но паче хвалит. Ты же великий княже, аще хощеши достовернее истину познати, имаши множество людей мудрых, посли от них изряднейшия по различным землям и народам, да увидят, и уведают всякую веру, и како кто служит Богу своему. И потом возвратившееся, известят тебе и нам о всем подробно, и совершенно, яко самовидцы. Такового совета Владимир послушав, посла мужи смысленная и разумныя в различные земли, соглядати веры и службы коегождо народа и языка. Они же прошедше многия страны и царствия, приидоша послежде и к Царьграду, и сказаша царям Греческим вину пришествия своего. Цари же возрадовашася, и абие святейшему патриарху о них возвестиша, патриарх же повеле украсити церковь, и сотвори праздник, и облечеся в дражайшия святительские облачения со многими епископами и священники, и совершаше Божественную Литургию. Приидоша же к Литургии цари с посланными от Владимира, и введшее их в церковь, поставиша на таковом месте, отнюдуже им вся видети и слышати удобно бяше».
То же самое было и с княгиней Ольгой: она публично озвучивала, что хочет изучить православную веру, перед тем, как зайти в храм.
Вот как об этом говорится в житии святой Ольги: «Она же истинного Богопознания желанием возбуждаема, яко неленива, восхоте сама ити к Греком, и своими очесы видети чин службы христианския, и совершенно уведати, яко о истинном Бозе. Поемши убо с собою некия от Российских нарочитых боляр и дворян, пойде со многим имением в кораблях к Царюграду, и прията бысть тамо с великою честию от царя и патриарха, имже и дары многи, таковых лиц достойныя, принесе, и поучишася тамо вере христианской, по вся дни послушающи со усердием словес Божиих, и присматривающися красотам церковным, пению же, и всему чину христианского благочестия. И распаляшеся сердцем в любовь Божию, веровати в Него несумненно, и желаше приятии Святое Крещение».
Таким образом, и послов князя Владимира и княгиню Ольгу допустили присутствовать на богослужении в православном храме именно потому, что они публично объявляли своё желание изучить православную веру и принять её, если она окажется Истиной.
Осталось, в заключение, ответить на вопрос, а зачем священник Георгий Максимов снял такое видео, в котором полно лжи о каноническом учении Церкви на запрет посещения еретиками православных храмов. Версия о том, что отец Георгий не знает то, что здесь написано, является абсурдной: отец Георгий великолепно образован и является автором множества статей и книг по догматическим, каноническим и иным вопросам православного вероучения. У меня нет точного ответа на этот вопрос. Возможно это подготовка психологической почвы к приезду папы римского в мае 2020 года, как об этом писали СМИ летом. [11]. А может на это есть другие причины. Спросите, пожалуйста, отца Георгия об этом при случае.
[1]. https://www.youtube.com/watch?v=m9Pzd_IGZ0E «Католики в храме: как к этому относиться?» от 25.09.2019 г.. Ютуб-канал «Отец Георгий».
[2]. Прп. Никодим Святогорец. "Правила Православной Церкви с толкованием». Екатеринбург. 2019 год.
[3]. Священноисповедник Никодим Милаш. Правила Святых Апостолов в Вселенских соборов с толкованиями. Правила Поместных Соборов с толкованиями. Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями. https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/
Источник: https://www.apologet.spb.ru/
<-назад в раздел
Возможно это подготовка психологической почвы к приезду папы римского: Зачем о. Георгий Максимов врёт о католиках
«Возлюбленные! не всякому духу верьте,
но испытывайте духов, от Бога ли они,
потому что много лжепророков появилось в мире.»
(1Иоан. 4, 1).
но испытывайте духов, от Бога ли они,
потому что много лжепророков появилось в мире.»
(1Иоан. 4, 1).
25 сентября 2019 года известный священник Георгий Максимов на своём ютуб-канале «Отец Георгий» опубликовал выступление под названием «Католики в храме: как к этому относиться» ? [1] Суть почти 24-х минутного видео именитого священнослужителя сводится к простому тезису, который он же озвучил в комментариях под своим видео: «а возможность нахождения неправославных в храме - напротив, это норма, так было на протяжении более тысячи лет». Попытаемся разобраться так ли это на самом деле, как хочет нас убедить отец Георгий.
По сути все аргументы отца Георгия Максимова сводятся к двум положениям.
Первый момент, который занимает большую часть видео (это в общей совокупности примерно 20 минут видео из 24-х минутного видеоролика) – выдвигается тезис «вот, посмотрите, как было раньше». И дальше идёт длинный ряд исторических примеров из богослужебной практики императорской России и советского времени, когда католики присутствовали на богослужениях в церкви (приводятся примеры участия католиков в коронации последнего русского императора и похороны патриарха Алексея I).
Второй момент, занимающий примерно 2 минуты видео из 24-х минутного видеоролика, это когда в конце видео отцом Георгием даётся краткое ЛИЧНОЕ толкование двух церковных канонов, которые имеют главное значение при решении поднятого в видео вопроса о том, могут ли католики присутствовать в православном храме на богослужении. Эти два церковных канона следующие: 6 Правило Лаодикийского собора и 9 Правило Тимофея, архиепископа Александрийского.
При этом, отцом Георгием Максимовым не даются толкования этих канонов, принятые и применяемые полнотой всей Православной Церкви на протяжении столетий - это толкования авторитетнейших отцов-толковников - Зонары, Вальсамона, Аристина и Славянской Кормчей, а также самых известных святых толковников 18 и 19 века - прп. Никодима Святогорца и священноисповедника Никодима Милаша .
Замалчивание этих толкований и одновременное озвучивание своего личного толкования этих двух канонов, это ключевая манипуляция (обман) отца Георгия Максимова в этом видео.
Однако, этими толкованиями, которые приняты всей Церковью, и обязан руководствоваться православный, в том числе священник, и епископ, при решении вопроса о присутствии католиков в православной церкви.
Итак, Правило 6 Лаодикийского Поместного собора указывает следующее: «не позволять еретикам, упорствующим в ереси, входить в дом Божий».
Преподобный Никодим Святогорец даёт следующее толкование: «Определение настоящего правила состоит в том, что еретикам не позволяется входить в храм Божий, принадлежащий православным, если эти еретики упорствуют в своей ереси и не хотят обратиться».
Священноисповедник Никодим Милаш объясняёт это каноническое правило таким образом: «Кто не со Мною, тот против Меня – говорит Иисус Христос (Лук. 11:23; Мф. 12:30), а кто против Христа, тот и против Его церкви. Каждый еретик чужд церкви, отрицая ту или иную основу христианской веры и тем попирая откровенную истину, а следовательно и Того, Кто открыл эту истину, т.е. Иисуса Христа – Основателя церкви. В силу этого, вполне естественно, что таковой должен быть лишен церковной молитвы и той благодати, которую только посредством церкви, церкви православной, может получить человек, и таковому, как предписывает правило, должно быть воспрещено входить в церковь, где эта благодать дается.
На вопрос, можно ли совершать божественную службу, если в церкви находится какой-либо еретик (особенно арианин), Тимофей Александрийский отвечал, что это может быть допустимо лишь в том случае, если упомянутый еретик обещал отказаться от ереси и веровать православно (9 пр.).»
А что говорят по вопросу посещения католиками православного храма самые авторитетные толкователи Церкви, чьими объяснениями Церковь пользовалась на протяжении столетий при решении канонических вопросов?
Толкование Зонары:
«Впавшие в ереси и пребывающие в них изгоняются из церкви, как чуждые ей. Итак каким образом будет дозволено им входить в дом Божий? А Тимофей, архиепископ Александрийский, быв спрошен об этом, отвечал в 9-м правиле, что еретики не должны присутствовать при молитве, если не обещают покаяться и оставить ересь».
Токование Вальсамона:
«Правило ясно; ибо не дозволяет еретикам, доколе остаются в ереси, собираться в церкви вместе, с православными."
Славянская кормчая: "Еретикам в Церковь Божию не входити. Еретикам святилище невходно."
Также разберем и следующее каноническое правило на эту тему, а именно Правило 9, Тимофея, архиепископа Александрийского.
Само правило звучит следующим образом: «Должен ли священнослужитель молиться в присутствии ариан или других еретиков? Или ему это нимало не вредит, если он совершает свою молитву или приношение?» Ответ. За Божественной литургией диакон перед временем целования возглашает: «Не приемлемые ко общению, изыдите». Итак, они не должны присутствовать, если не обещают покаяться и оставить ересь.
Толкование прп. Никодима Святогорца: «Итак, если во время Божественной литургии не разрешается оставаться в храме оглашенным, то что говорить о еретиках? Единственное исключение – если они обещают покаяться и оставить свою ересь (но и тогда они должны стоять не в храме, а снаружи с оглашенными). А если они этого не обещают, то им не позволяется стоять и с оглашенными, но нужно их изгонять (по мнению Вальсамона).
Если обращаться к толкованиям, принятым всей полнотой Православной Церкви, то они следующие:
Вальсамон: "На вопрос о клирике, должен ли он в присутствии еретиков молиться, то есть приносить бекрзовную жертву, отвечал, что когда дары имеют быть принесены на священную трапезу, непосвященным говорится: «не приемлемые ко общению изыдите», то есть оглашенные изыдите. Итак, если не позволяется присутствовать при совершении божественной жертвы оглашенным, то каким образом будет позволено еретикам, если только они не обещаются покаяться и оставить ересь? Но тогда, я думаю, им должно быть позволено находиться не внутри храма, но вне, вместе с оглашенными, а в том случае, если не обещают оставить ересь, не должны стоять и с оглашенными, но должны быть изгнаны."
Синопсис: «Еретики не должны присутствовать при совершении священнодействия, разве только обещаются покаяться и оставить ересь».
Славянская кормчая: Правило 9. «Службе бывающи в церкви, не подобает приходити еретиком, аще не обещаются покаятися и бежати от ереси своея».
Подведём итог. Из вышеприведенных толкований церковных канонов Зонары, Вальсамона, преподобного Никодима Святогорца, священноисповедника Никодима Милаша видно, что под «еретиком, коснеющим в ереси», которому «не позволяется входить в дом Божий», церковные каноны понимают еретика, который не готов оставить свою ересь и принять православную веру. А отец Георгий Максимов в обсуждаемом видео предлагает своё личное толкование, противоположное толкованию Церкви, объясняя, что к «коснеющим в ереси», следует относить не всех еретиков, а только тех еретиков, «от кого можно ожидать оскорбления святынь храма либо тот еретик, который приходит в храм заниматься прозелитизмом» (примерно с 19 минуты 56 секунды видео). А поскольку таких еретиков по большому счету никто не видел в наших храмах, то он спокойно относится к их [католиков] присутствию в православных храмах.
Однако, как мы видим, позиция Церкви и мнение отца Георгия прямо противоположны по этому вопросу нахождения католиков в православном храме.
Теперь, когда главная «изюминка» видео отца Георгия Максимова, а именно замалчивание церковного понимания канонов, раскрыта, можно кратко обсудить другие ложные тезисы этого видео отца Георгия Максимова.
Например, относительно ссылки отца Георгия на высказывания патриарха Григория Схолария. Во-первых, этот константинопольский патриарх не канонизирован, и называть его святителем, а также показывать его с нимбом, как это сделано в видео, это значит вводить зрителей в заблуждение, что для православного священника недопустимо. Во-вторых, нет прямых ссылок в трудах этого патриарха, где он бы говорил то, что ему приписывается в видео. А ссылка на книгу некоего писателя А. В. Занемонеца как на доказательство слов патриарха не может иметь вес в данном споре.
Насчет ссылки на слова епископа Димтрия Хоматина. Этот епископ также не канонизирован православной церковью, и его мнение не может иметь значение в данном случае.
Вообще странно, что в видео в принципе приводятся мнения не святых отцов, а неканонизированных лиц.
Относительно упоминания опыта святителя Иннокентия Московского (Вениаминова). Отец Георгий Максимов в одном из комментариев под видео, пишет следующее: "а возможность нахождения неправославных в храме - напротив, это норма, так было на протяжении более тысячи лет." Однако, норма определяется в Православной Церкви канонами. Каноны Церкви, как это было уже выше указано, строго запрещают нахождение еретиков в храме. Католики - еретики. Следовательно, им строго запрещен вход в храм, если они не обещают отказаться от ереси. Однако таких канонов-запретов о нахождении в храме нет в отношении язычников, по крайней мере, в отношении тех людей, которые только начали изучать христианство. Так что не надо отцу Георгию смешивать в одну кучу под названием "неправославные" и еретиков, и язычников. Они являются двумя группами совсем разных людей: язычники только приступают к познанию правильной веры во Христа, еретики же, изучив веру, приняли ложные понятия о Христе. Соответственно, правила Церкви в отношении этих двух групп людей различны. Этим различием и послаблением для язычников как раз и пользовался свт. Иннокентий Московского (Вениаминова) в своем общении с инородцами, как об этом послаблении справедливо заметил отец Георгий Максимов, правда, забыв почему-то сказать, что под инородцами в России понимались не еретики, а коренные народы Сибири и Средней Азии, юго-восточной и северо-восточной части Европейской России. Очевидно, что этот опыт святителя Иннокентия по допуску в храм язычников («инородцев») не применим в отношении католиков, в отношении последних действует 2 канона Вселенской Церкви, то есть запрет на вхождение в православный храм.
Насчет упоминания послов князя Владимира нужно заметить следующее. Послов не просто так из вежливости пустили в храм, но была важная причина христианам сделать это. Послы князя Владимира прямо пришли в храм изучить веру, такова у них была задача от князя. Поэтому их и допустили в храм на богослужение.
Об этом прямо написано в житии святого равноапостольного князя Владимира: «И рекоша к нему боляре его и старейшины: никтоже когда свое что хулит, но паче хвалит. Ты же великий княже, аще хощеши достовернее истину познати, имаши множество людей мудрых, посли от них изряднейшия по различным землям и народам, да увидят, и уведают всякую веру, и како кто служит Богу своему. И потом возвратившееся, известят тебе и нам о всем подробно, и совершенно, яко самовидцы. Такового совета Владимир послушав, посла мужи смысленная и разумныя в различные земли, соглядати веры и службы коегождо народа и языка. Они же прошедше многия страны и царствия, приидоша послежде и к Царьграду, и сказаша царям Греческим вину пришествия своего. Цари же возрадовашася, и абие святейшему патриарху о них возвестиша, патриарх же повеле украсити церковь, и сотвори праздник, и облечеся в дражайшия святительские облачения со многими епископами и священники, и совершаше Божественную Литургию. Приидоша же к Литургии цари с посланными от Владимира, и введшее их в церковь, поставиша на таковом месте, отнюдуже им вся видети и слышати удобно бяше».
То же самое было и с княгиней Ольгой: она публично озвучивала, что хочет изучить православную веру, перед тем, как зайти в храм.
Вот как об этом говорится в житии святой Ольги: «Она же истинного Богопознания желанием возбуждаема, яко неленива, восхоте сама ити к Греком, и своими очесы видети чин службы христианския, и совершенно уведати, яко о истинном Бозе. Поемши убо с собою некия от Российских нарочитых боляр и дворян, пойде со многим имением в кораблях к Царюграду, и прията бысть тамо с великою честию от царя и патриарха, имже и дары многи, таковых лиц достойныя, принесе, и поучишася тамо вере христианской, по вся дни послушающи со усердием словес Божиих, и присматривающися красотам церковным, пению же, и всему чину христианского благочестия. И распаляшеся сердцем в любовь Божию, веровати в Него несумненно, и желаше приятии Святое Крещение».
Таким образом, и послов князя Владимира и княгиню Ольгу допустили присутствовать на богослужении в православном храме именно потому, что они публично объявляли своё желание изучить православную веру и принять её, если она окажется Истиной.
Осталось, в заключение, ответить на вопрос, а зачем священник Георгий Максимов снял такое видео, в котором полно лжи о каноническом учении Церкви на запрет посещения еретиками православных храмов. Версия о том, что отец Георгий не знает то, что здесь написано, является абсурдной: отец Георгий великолепно образован и является автором множества статей и книг по догматическим, каноническим и иным вопросам православного вероучения. У меня нет точного ответа на этот вопрос. Возможно это подготовка психологической почвы к приезду папы римского в мае 2020 года, как об этом писали СМИ летом. [11]. А может на это есть другие причины. Спросите, пожалуйста, отца Георгия об этом при случае.
Источники:
[1]. https://www.youtube.com/watch?v=m9Pzd_IGZ0E «Католики в храме: как к этому относиться?» от 25.09.2019 г.. Ютуб-канал «Отец Георгий».
[2]. Прп. Никодим Святогорец. "Правила Православной Церкви с толкованием». Екатеринбург. 2019 год.
[3]. Священноисповедник Никодим Милаш. Правила Святых Апостолов в Вселенских соборов с толкованиями. Правила Поместных Соборов с толкованиями. Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями. https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/
Источник: https://www.apologet.spb.ru/