30.09.2019
Поскольку наша церковная иерархия избегает разговоров о деятельности свт. Фотия Великого, направленной против ересей и, в частности, против папизма, газета «Ортодоксос Типос» считает необходимым опубликовать отрывок из книги «Цвет Афонский», посвященный свт. Фотию. Автором этой книги был приснопамятный монах Феоклит Дионисиатский, внештатный сотрудник газеты «Ортодоксос Типос» на протяжении многих лет.
Приснопамятный святогорский монах Феоклит Дионисиатский
Ортодоксос Типос, 21/02/ 2014
Источник: https://www.apologet.spb.ru/
<-назад в раздел
Борьба за достижение единства во имя любви и защиты христиан: Что сделал бы Фотий Великий в двадцатом веке?
6 февраля 2014 г. Священный Синод Элладской Церкви в Межправославном центре почтил память патриарха и заступника великого града Константинополя – святителя Фотия Великого.
Поскольку наша церковная иерархия избегает разговоров о деятельности свт. Фотия Великого, направленной против ересей и, в частности, против папизма, газета «Ортодоксос Типос» считает необходимым опубликовать отрывок из книги «Цвет Афонский», посвященный свт. Фотию. Автором этой книги был приснопамятный монах Феоклит Дионисиатский, внештатный сотрудник газеты «Ортодоксос Типос» на протяжении многих лет.
«Все, кто изучает причины Великого раскола 1054 года, рассматривают свт. Фотия Великого как учителя о догматах Церкви и одного из главных борцов против беззаконных нововведений Рима. И у многих складывается впечатление, что поскольку папизм демонстрировал тенденции к доминированию над всей Церковью и вводил новое учение, искажая, прежде всего, догмат о Святой Троице, свт. Фотий Великий – в полном соответствии догматам – противостоял готовящемуся расколу, который принес столько страданий Церкви.
Это толкование позиции Фотия Великого против древнего Рима не лишено, конечно же, доли истины. Но это ещё далеко не всё. Нужно очень глубоко изучить жизнь и взгляды Божественного и мудрейшего святителя Фотия, чтобы понять, что причины раскола, о которых говорит святой Фотий, на самом деле находятся намного глубже того, что видно на первый взгляд; поверхностная же оценка только вводит в заблуждение и может оказаться неверной.
+ + +
За первые десять веков существования Восточной Православной Церкви сформировалось Её величайшее духовное предание. Она выработала догматическое учение, исходя из реального жизненного опыта. Церковь жила в Духе Святом. Она пожинала плоды таинственной жизни во Христе. Она была движима духом акривии семи Вселенских Соборов. И свт. Фотий Великий, пребывая в духовной атмосфере Церкви и живя такой жизнью, как до него жили святые Отцы – в непрестанном подвиге, трезвении и благоговейной молитве – увидел в нововведениях латинян дух, чуждый Церкви Христовой. Он увидел обмирщение, гордыню и тщеславие вместо смиренного и возвышенного мышления Востока. Его тревожили не столько сами эти новшества, сколько духовное отклонение, которое должно было привести Западную Церковь к глубочайшему падению. А если отметить, что в ту пору на Западе начал проявляться и оформляться в виде течения атеизм – под прикрытием гуманизма, – можно легко представить себе безпокойство свт. Фотия Великого…+ + +Обладая духом пророчества, он увидел в будущем некую Поместную Церковь, страдающую от наветов диавола, иногда увлекаемую желанием мирового господства, иногда погружающуюся в водоворот неверия из-за философии и заблуждений…
И тогда он взял на себя ответственность за спасение Православия в Церкви, и отсек от Тела Церкви надменный латинизм, как часть тела, пораженную смертоносной гангреной. И уже только за это мудрейший Фотий достоин быть названным Церковью Великим.
Несмотря на нападки Римской Церкви на свт. Фотия, тот факт, что Православная Церковь столь сильно почитает Божественный образ этого Богоносного Отца, доказывает, что его позиция являлась также позицией всей Церкви по отношению к буйствующей «западной гордости», по определению Василия Великого.
А пророчества свт. Фотия Великого о латинстве сбылись. Диавол, родоначальник ереси, не оставил в покое эту многострадальную Церковь.
Вот уже столетия звучат голоса Cвятых Отцов, осуждающие преступные нововведения и злодеяния; догмат о непогрешимости Папы; утверждение о том, что Папа Римский является наместником Христа на земле; нарушение догматов и обмирщение, «трапезы Святого Духа»; театрализацию храмов; поругание святынь; монашествующих, неподобающим образом садящихся на велосипед; публикуемое богатейшее ежедневное меню Папы, которого обслуживают три молодых монаха; и, наконец, упразднение всех границ между Церковью, Богом и людьми, что вызвало скорбь у святого Никодима Святогорца из-за падения древней Римской Церкви, некогда «первенствующей в любви»…
+ + +
А ныне? Если бы и в наши дни жил такой Фотий Великий? Что бы он сделал в эпоху диалогов, объединения, «любви», стремления людей стать единой массой, равнодушной к истине Божией? Разве бы он не позаботился о соединении того, что прежде было разделено? Разве бы он не стал бороться за достижение единства во имя любви и защиты христиан? Что сделал бы Фотий Великий в двадцатом веке?
Ответ совершенно очевиден. Мы совершенно уверены в том, что, если бы он увидел сокрушительное падение латинской «церкви» и то горестное зрелище, которое она представляет сегодня – догматические искажения, ложную духовность, отказ от Бога – то, конечно же, свт. Фотий Великий не изменил бы себе. А если бы он увидел ещё и православных, объединяющихся с латинянами-еретиками, то взял бы на себя ответственность и за второй раскол – единственную надежду для мира. Фотий Великий снова бы отделил Западную Церковь, чтобы спасти Церковь [Православную]…».
Приснопамятный святогорский монах Феоклит Дионисиатский
Ортодоксос Типос, 21/02/ 2014
Источник: https://www.apologet.spb.ru/