22.08.2019
В конце июля большой резонанс вызвало откровенное письмо уволенного на покой епископа Афанасия (Ефтича) Патриарху Иринею, на которое последовал ответ Патриарха, потом - снова письмо еп.Афанасия и новый ответ Патриарха. Уже после этого началось и что-то серьёзное. Что, к сожалению, пахнет возможным новым расколом. Но, обо всём по порядку...
Мы уже писали о двух скандалах в СПЦ, связанных с известными епископами, и так получилось, что все наши опасения, к сожалению, оказались не напрасными. Как и в случае Украины, когда православная общественность правильно указывала на очень странное поведение некоторых епископов УПЦ МП, и потом оказалось, что именно эти епископы ушли в раскол, - похоже, что такой сценарий, при поддержке западного фактора, вполне возможен и в СПЦ. В нашем случае речь идёт о епископах Григории и Максиме.
Неловко верующему человеку критически писать о епископах, и я в этих статьях пытался придерживаться мудрых слов святителя Николая Сербского, которые гласят о том, что надо в критике пользоваться благими словами и крепкими аргументами.
Но, как показала ситуация с несколькими архиереями УПЦ МП - митрополитами Александром (Драбинко) и Симеоном (Шостацким), - православная общественность правильно указывала заранее на неприемлемость скандального поведения этих архиереев. Они потом присоединились к раскольникам и были запрещены в священнослужении. К сожалению, только после ухода в раскол, организованный патриархом Варфоломеем на Украине.
«Вавилонский плач» не помогает, и поэтому православный христианин не должен повиноваться соблазнам, даже если они поступают от архиереев. Слава Богу, мы имеем много примеров - как у святых отцов, так и современных пастырей, - примеров, которые послужат надёжной опорой и верным ориентиром на распутье нашей современной жизни. Сторонники Варфоломея точно к ним не принадлежат, и нужно не стесняться указывать на это!
Духовный отец владык Григория и Максима, который их произвел в епископы, Афанасий (Ефтич), некогда слыл «совестью СПЦ», его называли «первым пером СПЦ». Но, к сожалению, с ним за последних два десятилетия происходила странная трансформация, похожая на трансформацию протодиакона Андрея Кураева в России - от миссионера к скандалисту. Самое страшное, что этот епископ уже годами пытается устроить какой-то цирк, иногда даже и на самом богослужении. Это - именно цирк, а не юродство Христа ради. В многочисленных полемиках, которые он годами устраивает, его лексика стала уже больше похожа на базарную, нежели на пастырскую. И теперь его полемика происходила с самим Патриархом Иринеем.
Поводом для возмущения епископа Афанасия стало решение Синода СПЦ об удалении с Богословского факультета в Белграде его ученика, епископа Максима (Василевича). Его не возмутило сравнение Критского собора с Вселенскими соборами со стороны его ученика, его петиция в защиту теории Дарвина, пропаганда открыто еретического учения о той же теории. Он не удивлён поддержкой со стороны епископа Максима Варфоломя вопреки решениям Собора СПЦ, не возмущён наглыми нападками его ученика на «сербское всё» - на Святителя Савву Сербского!
Он не возмутился, что его ученик, епископ Максим, не только намекает на поддержку теории Дарвина, но и публикует книги в издательстве своей епархии в США, в которых открыто поддерживается теория Дарвина. Так он опубликовал книгу протестантской публицистки Геёл Волошек, которая, по свидетельству сербского протоиерея Саши Петровича, является морально извращённой личностью. В этой книге автор прямо идентифицирует людей с животными. Епископ Максим является не только издателем, но и редактором этой книги, что придаёт ей совершенно другое измерение и важность.
Кстати, в упомянутой полемике писание уволенного на покой епископа Афанасия не возмутило Святейшего Патриарха Иринея, как человека опытного и грамотного и болеющего за СПЦ.
Хотелось бы, чтобы его забота была принята и от четырёх архиереев, учеников прп. Иустина (Поповича), которые сейчас между собой враждуют.
Не секрет, что четверо учеников прп. Иустина, четыре епископа Сербской Православной Церкви - почти не разговаривают друг с другом. Артемий (Радосавлевич) ушёл в раскол и неоднократно обвинял остальных учеников аввы Иустина. Афанасий (Ефтич) и митрополит Амфилохий (Радович), с одной стороны, и епископ Ириней (Булович), с другой стороны, практически постоянно препираются между собой.
В данном случае, в полемике, которую инициировал еп. Афанасий открытым письмом Патриарху, нужно сказать, что Патриарх Ириней среагировал грамотно, нравственно и достойно, призвав сербских архиереев к единству. С другой стороны, поведение епископа Афанасия являлось не только безграмотным, но и позорным - он осмелился подозревать, что кто-то другой отвечал ему от имени Патриарха, что нельзя назвать ничем иным, как безрассудным и дерзким поступком. Патриарх спокойно, но решительно отверг все инсинуации Афанасия (Ефтича).
Кому интересно может на сербском языке прочитать эту полемику по следующей ссылке.
Но, самое важное: дела говорят сами за себя.
Епископ Максим, которого так рьяно защищает епископ на покое Афанасий, сразу после полемики его духовного сделал шаг в сторону нового раскола в СПЦ. Епископы в США - Максим (Западно-Американский) и Ириней (Восточно-Американский), - похоже, создают церковь внутри церкви! В сербских СМИ появилась информация, что на днях эти епископы сформировали специальный Епископальный Совет СПЦ для Соединенных Штатов. Этот Совет также принял свою собственную конституцию и все необходимые акты, но такой орган не получил одобрения для действий Собора СПЦ, как высшего церковного органа, а также ни Патриарха, ни Синода. Имея в виду горячую поддержку Патриарху Варфоломею со стороны епископа Максима во всех действиях, даже в расколе на Украине, который инициировал Варфоломей, понятно, что это на деле поддержка геополитических интересов США в её войне против православной России, которая с церковными делами не имеет ничего общего. К сожалению, видно, что и некоторые епископы СПЦ, поддерживая Варфоломея, вносят свою лепту в этот глубоко антиправославный проект. Посмотрим: чем всё закончится, но предыдущая деятельность епископа Максима ничем хорошим не пахнет.
Похоже, что некоторые сербские про-фанарски настроенные епископы забыли сербскую народную поговорку: «Если овца отделена от стада, её съест волк»...
Ранко Гойкович, публицист, издатель,
<-назад в раздел
Сторонники Константинопольского патриарха Варфоломея в Сербской Православной Церкви снова устраивают скандалы
В эти летние дни в сербских церковных и околоцерковных кругах сторонники Константинопольского патриарха Варфоломея в Сербской Православной Церкви (СПЦ) снова устраивают скандалы. И не только скандалы...
В конце июля большой резонанс вызвало откровенное письмо уволенного на покой епископа Афанасия (Ефтича) Патриарху Иринею, на которое последовал ответ Патриарха, потом - снова письмо еп.Афанасия и новый ответ Патриарха. Уже после этого началось и что-то серьёзное. Что, к сожалению, пахнет возможным новым расколом. Но, обо всём по порядку...
Мы уже писали о двух скандалах в СПЦ, связанных с известными епископами, и так получилось, что все наши опасения, к сожалению, оказались не напрасными. Как и в случае Украины, когда православная общественность правильно указывала на очень странное поведение некоторых епископов УПЦ МП, и потом оказалось, что именно эти епископы ушли в раскол, - похоже, что такой сценарий, при поддержке западного фактора, вполне возможен и в СПЦ. В нашем случае речь идёт о епископах Григории и Максиме.
Неловко верующему человеку критически писать о епископах, и я в этих статьях пытался придерживаться мудрых слов святителя Николая Сербского, которые гласят о том, что надо в критике пользоваться благими словами и крепкими аргументами.
Но, как показала ситуация с несколькими архиереями УПЦ МП - митрополитами Александром (Драбинко) и Симеоном (Шостацким), - православная общественность правильно указывала заранее на неприемлемость скандального поведения этих архиереев. Они потом присоединились к раскольникам и были запрещены в священнослужении. К сожалению, только после ухода в раскол, организованный патриархом Варфоломеем на Украине.
«Вавилонский плач» не помогает, и поэтому православный христианин не должен повиноваться соблазнам, даже если они поступают от архиереев. Слава Богу, мы имеем много примеров - как у святых отцов, так и современных пастырей, - примеров, которые послужат надёжной опорой и верным ориентиром на распутье нашей современной жизни. Сторонники Варфоломея точно к ним не принадлежат, и нужно не стесняться указывать на это!
Духовный отец владык Григория и Максима, который их произвел в епископы, Афанасий (Ефтич), некогда слыл «совестью СПЦ», его называли «первым пером СПЦ». Но, к сожалению, с ним за последних два десятилетия происходила странная трансформация, похожая на трансформацию протодиакона Андрея Кураева в России - от миссионера к скандалисту. Самое страшное, что этот епископ уже годами пытается устроить какой-то цирк, иногда даже и на самом богослужении. Это - именно цирк, а не юродство Христа ради. В многочисленных полемиках, которые он годами устраивает, его лексика стала уже больше похожа на базарную, нежели на пастырскую. И теперь его полемика происходила с самим Патриархом Иринеем.
Поводом для возмущения епископа Афанасия стало решение Синода СПЦ об удалении с Богословского факультета в Белграде его ученика, епископа Максима (Василевича). Его не возмутило сравнение Критского собора с Вселенскими соборами со стороны его ученика, его петиция в защиту теории Дарвина, пропаганда открыто еретического учения о той же теории. Он не удивлён поддержкой со стороны епископа Максима Варфоломя вопреки решениям Собора СПЦ, не возмущён наглыми нападками его ученика на «сербское всё» - на Святителя Савву Сербского!
Он не возмутился, что его ученик, епископ Максим, не только намекает на поддержку теории Дарвина, но и публикует книги в издательстве своей епархии в США, в которых открыто поддерживается теория Дарвина. Так он опубликовал книгу протестантской публицистки Геёл Волошек, которая, по свидетельству сербского протоиерея Саши Петровича, является морально извращённой личностью. В этой книге автор прямо идентифицирует людей с животными. Епископ Максим является не только издателем, но и редактором этой книги, что придаёт ей совершенно другое измерение и важность.
Кстати, в упомянутой полемике писание уволенного на покой епископа Афанасия не возмутило Святейшего Патриарха Иринея, как человека опытного и грамотного и болеющего за СПЦ.
Хотелось бы, чтобы его забота была принята и от четырёх архиереев, учеников прп. Иустина (Поповича), которые сейчас между собой враждуют.
Не секрет, что четверо учеников прп. Иустина, четыре епископа Сербской Православной Церкви - почти не разговаривают друг с другом. Артемий (Радосавлевич) ушёл в раскол и неоднократно обвинял остальных учеников аввы Иустина. Афанасий (Ефтич) и митрополит Амфилохий (Радович), с одной стороны, и епископ Ириней (Булович), с другой стороны, практически постоянно препираются между собой.
В данном случае, в полемике, которую инициировал еп. Афанасий открытым письмом Патриарху, нужно сказать, что Патриарх Ириней среагировал грамотно, нравственно и достойно, призвав сербских архиереев к единству. С другой стороны, поведение епископа Афанасия являлось не только безграмотным, но и позорным - он осмелился подозревать, что кто-то другой отвечал ему от имени Патриарха, что нельзя назвать ничем иным, как безрассудным и дерзким поступком. Патриарх спокойно, но решительно отверг все инсинуации Афанасия (Ефтича).
Кому интересно может на сербском языке прочитать эту полемику по следующей ссылке.
Но, самое важное: дела говорят сами за себя.
Епископ Максим, которого так рьяно защищает епископ на покое Афанасий, сразу после полемики его духовного сделал шаг в сторону нового раскола в СПЦ. Епископы в США - Максим (Западно-Американский) и Ириней (Восточно-Американский), - похоже, создают церковь внутри церкви! В сербских СМИ появилась информация, что на днях эти епископы сформировали специальный Епископальный Совет СПЦ для Соединенных Штатов. Этот Совет также принял свою собственную конституцию и все необходимые акты, но такой орган не получил одобрения для действий Собора СПЦ, как высшего церковного органа, а также ни Патриарха, ни Синода. Имея в виду горячую поддержку Патриарху Варфоломею со стороны епископа Максима во всех действиях, даже в расколе на Украине, который инициировал Варфоломей, понятно, что это на деле поддержка геополитических интересов США в её войне против православной России, которая с церковными делами не имеет ничего общего. К сожалению, видно, что и некоторые епископы СПЦ, поддерживая Варфоломея, вносят свою лепту в этот глубоко антиправославный проект. Посмотрим: чем всё закончится, но предыдущая деятельность епископа Максима ничем хорошим не пахнет.
Похоже, что некоторые сербские про-фанарски настроенные епископы забыли сербскую народную поговорку: «Если овца отделена от стада, её съест волк»...
Ранко Гойкович, публицист, издатель,
председатель «Русского Собрания в Сербии»,
генеральный секретарь «Общесербского славянского движения»
Источник: https://www.ruskline.