14.07.2019
<-назад в раздел
О сегодняшнем состоянии православно-патриотического движения
В начале 90-х годов православно-патриотическое движение в России вышло из подполья, и началось его возрождение. За истекшие почти 30 лет оно пережило много бед и скорбей, но были и радостные моменты и даже небольшие победы. Перед нами прошла череда выдающихся, талантливых, отважных Русских людей, которые мужественно боролись за Родину и Православие. В этой борьбе некоторые из них отдали свою жизнь – на первый взгляд тщетно, но с духовной точки зрения, не напрасно, ибо умерли за Бога, грядущего Царя и Отечество. Многие страдают и сегодня, оставшись в одиночестве, без поддержки соратников.
Если брать исторические аналогии, то деятели первой волны нашего патриотического движения похожи на первое ополчение рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, который в 1611 году возглавил восстание против поляков, захвативших Москву. Однако победы он не дождался – пал от рук предателей. Гибель его привела к распаду народного ополчения, и Русские люди пребывали в растерянности, не зная, что дальше делать.
Так и сейчас многие патриоты, столкнувшись с наступлением коварного, злокозненного противника, да еще сами будучи разобщены, впадают в уныние и теряют надежду на возрождение России. Однако поводов для уныния у нас нет.
Сужение возможностей внешнего патриотического действия открывает широкое поле для действия внутреннего.
Сегодня нам нужно оглянуться назад, оценить причины неудач и определить, что предпринять в будущем, чтобы избежать прежних ошибок.
Главная причина неудач, как учит нас Слово Божие, всегда сокрыта в области духа. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, – говорит Господь, – и все это приложится вам (Мф. 6, 33). Не произойдет возрождение России без духовного возрождения Русских людей.
Основание всему – вера. Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6), – говорит святой апостол Павел. И вера должна быть не просто в себя, в свои силы или «светлое будущее», а вера Православная, на крепком фундаменте которой построена тысячелетняя Русская государственность. И при правой вере необходимо и правое действие. Господь говорит: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).
Пишет святитель Феофан Затворник:
«Пока человек живет в нерадении, дотоле он чувствует себя сильным и держится той мысли, что ему стоит только начать, и все в себе он сам переправит» (здесь и далее цит. по: Псалом сто осмнадцатый, истолкованный святителем Феофаном).
Не правда ли, знакомая картина? Наверно, многие православные патриоты увидят в этих словах себя – в начале своей духовной жизни.
Всем нам кажется, что стоит только начать, как и горы расступятся, и холмы выровняются, и жизнь пойдет благочестиво, и победа достанется быстро.
«Даже начав дело исправления себя, – продолжает далее святитель, – человек все еще полагается на свои труды, много приписывает своим усилиям и многого ожидает от них. Уже довольно спустя, когда, добросовестно трудясь, он увидит, что все как-то не спеется, то начинает переходить на предание себя Божию изволению, – и опять-таки не вдруг, а понемногу, ибо все думается ему: на что же мне и силы?»
До этого доходят лишь немногие, наиболее стойкие. А чаще всего, столкнувшись с неудачами в деле исправления себя, мы совсем оставляем это, сосредотачиваясь лишь на внешней патриотической работе. Она же, не встречая поддержки со стороны нашего больного духа, остается малоуспешной и не приносит ожидаемых плодов.
«Наконец, – пишет святитель Феофан, – уже выбившись из сил и не находя желаемого, бросает он свои оружия и остается с одним воплем: имиже веси судьбами, спаси мя!»
Вот это правильный образ действий!
Далее святитель отвечает возможному совопроснику:
«Так, значит, это все свои труды, а благодать-то, где же труды точно свои, но плод производит благодать.
Благодать, с минуты обращения и принятия Таинств Крещения или Покаяния, уже присуща человеку; но входит в существо его и проникает в силы его не иначе, как вслед за напряжением усилий человека. Когда человек сделает все свое, тогда приходит благодать и совершает то, чего он сделать не в силах. Привить заповедь к сердцу так, чтобы она неисходно там была и заправляла, это уже дело благодати. Сам человек, сколько бы ни трудился, сделать этого не может!»
«Но и без трудов и подвигов в делании заповедей благодать не станет ничего прививать к сердцу, оставляя его таким, как было, со всеми страстными влечениями, хотя человек такой и крещен и принимает другие Таинства. Вот где разница христиан, проходящих труженические подвиги, и христиан, не считающих необходимым стеснять себя, хотя и ведущих себя честно! Закон духовной жизни таков: на что нет подвига, того и благодать не даст, хоть и с одним подвигом ни в чем не успеешь».
…Думается, что наши соратники уже довольно испили из чаши немощи и на тысячах опытов вполне могли осознать свою слабость в патриотической работе. Ибо и невооруженным глазом видно, что в настоящее время наше православно-патриотическое движение в кризисе. Однако это печальное состояние может стать крепким фундаментом для будущего духовного и государственного возрождения.
«Блажен человек, познаваяй свою немощь, занеже сие познание бывает ему основание, и корень, и начало всякия благостыни», – пишет преподобный Исаак Сирин (Слова подвижнические. Слово 61).
Только не надо опускать руки при виде своего безсилия, а возложить печаль свою на Бога. Глаголет Господь: просите, и дастся вам (Лк. 11, 8).
«Кто… познал, – продолжает преподобный Исаак, – что имеет нужду в помощи Божией, тот совершает множество молитв. И в какой мере умножает их, в такой смиряется сердце его. Ибо всякий молящийся и просящий не может не смириться» (Ст. 215. Подвижнические наставления преп. Исаака Сирина).
Тогда приходит к человеку Божия благодать и возрождает храм его сердца. Познав же содействие от благодати Божией, человек уже не желает трудиться в одиночку и еще больше умножает моление, призывая Господа в помощь на всякое свое дело. Тогда приходит Господь, и с Ним приходит победа, как и наставлял своих чудо-богатырей наш гениальный Русский началовождь А.В. Суворов: «Молись Богу – от Него победа!»
Сегодня многие наши патриоты увлечены благородной идеей спасения России, но они забывают о своем личном спасении. А это дело куда важнее! Будем крепко помнить слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Александр Павлов