02.07.2019
<-назад в раздел
Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)
По благословению митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия во исполнение установок Социальной концепции Русской Православной Церкви, решений Архиерейского Собора от 04.02.2013 г. о необходимости развития церковной позиции и продолжения богословского, нравственного и гражданского осмысления все более сложных проблем, связанных с электронной идентификацией и обработкой персональных данных, в 2016 году была организована деятельность постоянно действующего Круглого стола «Вопросы духовной безопасности в информационном обществе».
Было проведено два заседания: 6 сентября 2016 г.* и 18 мая 2017 г.
«Желающие обсудить подготовленные материалы, в т.ч. в епархиях, принять участие в следующих заседаниях и практических действиях могут обращаться в оргкомитет постоянно действующего Круглого стола "Вопросы духовной безопасности в информационном обществе" по адресу: krugli.stil@gmail.com. Конструктивная критика приветствуется и с упованием на помощь Божию ожидается», – сообщается организаторами этого важного мероприятия.
Предлагаем вниманию читателей замечательный доклад с последнего заседания по наиболее актуальной теме для нашего времени диакона Евгения Моргуна: будут ли требовать сознательного отречения от Христа?
Описывая характерные признаки людей последнего времени, апостол Павел пишет:
«…Любве истины не прияша во еже спастися им. И сего ради послет (попустит) им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут вси неверовавшии истине, но благоволившии в неправде» (2Сол.2,10-12). Здесь под именем «неправды», т.е. беззакония в широком смысле, о котором апостол говорил ранее в этой главе – (2Сол.2,7) – «тайна беззакония в действии», следует понимать все проявления богоборчества, которые в итоге реализуются в лице антихриста и его царства («системы антихриста»).
Выражение «благоволившии в неправде» (в оригинале на древнегреческом стоит выражение «ευδοκήσαντες τη̣ αδικία̣») можно прочесть и как «согласившиеся, найдя удовольствие в неправедности». Поэтому именно добровольное согласие на вхождение в богоборческую систему подпадает под осуждение Божие – то есть является греховным, независимо от того, было ли это действие совершено сознательно, или нет. Более того, апостол прямо говорит о том, что эти люди («погибающие») будут обольщены, попустит им Бог «действо льсти, во еже веровати им лжи», за то, что они «не приняли любви к истине для своего спасения».
Аналогично этому ап. Иоанн Богослов, пророчествуя о начертании антихриста, пишет:
«И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр.14,9-12).
Столь обширное цитирование Священного Писания преследует одну цель: показать, что речь идет о «принимающих» без уточнения о некоем пресловутом «сознательном принятии». Подразумевается только согласие – добровольное действие, отдание своей воли. По аналогии с первым грехом прародителей, всякий грех имеет разные стадии развития: прилог, сочетание, сложение, пленение, страсть – по изъяснению прп. Нила Сорского, выразившего идеи, присутствующие в ранних аскетических творениях святых отцов IV-V веков. Согласно этой схеме, люди будут принимать начертание и все его проявления (т.е. систему антихриста), находясь в разнообразном обольщении, то есть пленившись разными диавольскими прилогами, принятыми в качестве образа мыслей, слов и действий, что совершенно исключает сознательную деятельность по воле Божией.
Святитель Иоанн Златоуст в толковании на 2Сол.2,10-12 пишет следующее:
«Да будут осуждены. Не сказал: да получат наказание, так как и без того их ожидало наказание, но: "да будут осуждены", т. е. подвергнутся осуждению на том страшном судилище, чтобы им быть безответными. Кто же это будет? (Апостол) сам изъяснил это, говоря: "не веровавшие истине, но возлюбившие неправду". А любовью истины он называет Христа: "за то, – говорит, – что они не приняли любви истины". Христос был и то и другое, и приходил ради того и другого: по любви к людям и чтобы открыть истинное значение всего.
"Но возлюбившие, – говорит, – неправду". Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего он не сделает в то время? Все приведет в смятение и в замешательство, как посредством своих повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях– и своею властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. Но не бойся: он будет иметь силу, говорит (апостол), только над погибающими».
Свт. Феофилакт Болгарский уточняет:
«Не сказал: да получат наказание (ибо, если бы и не пришел антихрист, неверующие должны были быть наказаны); но говорит: да будут осуждены, чтобы им быть безответными. Скажут ли они, что мы потому не уверовали во Христа, что Богом Его проповедали ученики, а мы слышали, что один Бог, от Которого все? В таком случае как вы поверили антихристу, который выдает себя за бога? Христос все относил к Отцу, а этот наоборот. Но скажут: мы видели знамения. И Христом совершено было много великих чудес. Кроме того, о Христе пророки предсказывали, что Он – Спаситель, а тот– сын беззакония и погибели. Потому-то они и будут осуждены, что, оставивши истину, они благоволили, то есть им понравилась и они охотно отдались неправде, то есть обольстителю, употребляющему всякую несправедливость против людей, который сам есть воплощенная неправда».
То есть, по апостолу Павлу, антихриста и его систему примут «погибающие» – те, кто уже не принял Христа. Те же, кто утверждает, что греховно будет именно сознательное приятие антихриста, совершают простую логическую ошибку или подмену понятий: меняют причину и следствие местами. Согласно апостолу, антихристу поклонятся не принявшие Христа, находясь в обольщении, в состоянии неправедности, и такое состояние осуждается как греховное, будучи следствием добровольного выбора и потому, что им понравилась неправда.
Состояние неправедности не может считаться в духовном смысле сознательным, так как человек в таком состоянии находится под властью лжи и начальника всякой лжи– диавола и его слуг. Если же мы будем следовать логике тех, кто мнит, будто грехом является только сознательное принятие антихриста, и это принятие будет сопровождаться явным и гласным отречением от Христа, то тем самым превратно перетолкуем слова апостола и слова святителя Иоанна Златоуста, и многих других святых. Ведь антихрист будет иметь силу только над «погибающими», его примут только те, кто уже отрекся от Христа своими прошлыми действиями, главное из которых– это неприятие любви к истине для своего спасения и добровольное согласие с разнообразной неправедностью, в которой они нашли удовольствие.
Заметим ещё, что подробное исследование темы «добровольное или сознательное» было проведено в книге иеродиакона Авеля (Семенова) «Знамение пререкаемо».
Таким образом, добровольно принимающие – это «благоволившии» или согласившиеся, нашедшие удовольствие в неправедности (согласно древнегреческому тексту); действующие по собственному желанию, а не по принуждению. Сознательно принимающие – это адекватно оценивающие, понимающие окружающее и обдуманно, намеренно принимающие, не по некоей сиюминутной прихоти.
Эти понятия можно различить по способу действия: желание по причине удовольствия и желание по причине обдуманности поступка, и, можно сказать, коренное различие этих понятий находится в области решающего момента выбора: «добровольно» – это по прихоти для удовольствия «здесь и сейчас», а «сознательно» – это по всесторонней обдуманности и, необходимо добавить, с молитвой Всеведущему и Всемилостивому Богу о просвещении «разумных очес сердечных» – см., например, молитву ап. Павла (Еф.1,17-23). Кроме того, говорить о наличии сознательности в духовном смысле чаще всего не приходится – мы все в какой-то мере находимся в обольщении, о чем ясно во многих местах свидетельствует Священное Писание, описывая свойства «ветхого человека» (Рим.Глава7), (Пс.115,2).
Исходя из вышесказанного, принятие человеком антихриста и его системы («неправды») является следствием добровольного выбора, причем речь не идет о некоей «сознательности» этого выбора, учитывая еще и то обстоятельство, что понятие «сознательности» отличается разнообразием толкований с разных позиций, включая обиходное, научно-психологическое, юридическое, духовное.
Имея ввиду духовное толкование термина «сознательность», Священное Писание говорит о том, что все мы в состоянии падения находимся в помрачении ума, сознательность в духовном смысле означает живую и действенную связь со Христом.
Человеку, отвергающему сознательность и тем самым отвергающему Христа, попускается Богом состояние обольщения, когда он подпадает под влияние антихриста и его слуг, добровольно и с удовольствием избирая неправедность. И Священное Писание возвещает нам, что это добровольное принятие антихриста и всей его неправды является греховным, осуждается Богом.
Цитата «кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?» (Рим.8,35) подразумевает разнообразные гонения на тех, кто следует за Христом, взяв свой крест (Мк.10,21), ибо «вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут: лукавии же человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми» (2Тим.3,12-13).
Свт. Кесарий Арелатский в толковании на Рим.8,35 пишет:
«Добрых христиан даже пытками не отвратить от Христа. Вялые же и небрежные подчас отходят от Него под влиянием пустых басен. И если даже они претерпят хотя бы незначительный ущерб, непрестанно возмущаются, и принимаются роптать против Бога, и прибегают к нечестивым и мерзостным гаданиям».
Невозможно переформулировать процитированную мысль Священного Писания в том смысле, что «ничто нас не разлучит от Христа, в том числе и грех». Поэтому те, кто хранит верность Христу Спасителю, всячески охраняют себя от диавольских внушений, так как их принятие разлучает со Христом.
<...>
Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться сознательно или нет.
Условие добровольности, согласия на принятие, соблюдается слугами диавола именно потому, что так и рождается грех – со времен падения Адама, когда человек добровольно отдал свою свободу в служение сатане, предварительно утратив сознательность в результате обольщения. Сам Господь предупреждает нас о последних временах: «Востанут бо лжехристи и лжепророцы, и дадят знамения и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя» (Мф.23, 24).
<...>
Сокращенное выступление диак. Евгения Моргуна см. на видео с 9-й минуты:
___________________