Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Беседа с батюшкой из Русского Севера, отцом Борисом Прокофьевым 17.06.2019

Беседа с батюшкой из Русского Севера, отцом Борисом Прокофьевым

В нашу редакцию поступила заметка, в которой автор, священник из Коми, затронул важную дискуссионную тему подвига святого Царя Мученика Николая II. Мы решили связаться с батюшкой, и уже с первых слов общения стало очевидным наше единодушие по многим актуальным вопросам…

– Расскажите, пожалуйста, о себе, о своем пути к Богу.

– Протоиерей Борис Прокофьев. Служу в Сыктывкаре. Здесь, на крайнем Севере, родился мой отец. Хотя родители отца – донские казаки, а матери – запорожские; сюда их репрессировали. Здесь очень много интересных мест, но мало людей, на всю огромную Республику Коми – около 800 тысяч человек. Созданы такие условия, что народ уезжает с Севера, здесь нет работы, и люди бегут – в основном в Москву, в Санкт-Петербург.

Родственники мои не были воцерковленными. Дед, родом из-под Волгограда, рассказывал, что в храм они мало ходили. Крестить меня возили к родным по матери, под Полтаву, вот там люди больше тянутся к Церкви. Хотя народ там своеобразный, вольный, активный, не каждый с запорожскими казаками общий язык найдет. Но зато – необыкновенно твердые в Православии, монархизме! В этом плане казачество – уникальная часть населения, которая способна быстро самоорганизоваться и дать реальный отпор врагам. Поэтому их и уничтожали. Наше поколение уже не знает ни своих традиций, ни уклада.

Здесь, на Севере, в поисках истины я пришел в Церковь и уже 23 года служу священником. Это произошло в первые годы перестройки, тогда только начали открываться храмы. Я попал, так сказать, «в первый призыв Божий» после окончания атеистического засилья. Много народа тогда было «призвано». Имел счастье духовно окормляться у старца схимонаха Кирика (Паршукова) (см.: http://rusvera.mrezha.ru/553/5.htm), ученика отца Владимира Жохова (см.: http://rusvera.mrezha.ru/459/15.htm). Потом обращался к отцу Науму (Байбородину) более десяти лет. И много общался с матушкой Иоанной, схимонахиней, дочерью старицы Сепфоры (Шнякиной) из Клыкова, что рядом с Оптиной Пустынью. Она – родом из Киреевска, откуда и моя жена.

 – Что Вам говорили старцы, как наставляли?

– Наш «призыв» 90-х годов они называли «шпалами», а потом, говорили, будут «рельсы», и только потом – «поезда», ведущие в Царство Небесное. Вот мы, «шпалы», лежим в холодной мерзлой земле, держим на себе «рельсы», которые Господь прокладывает, а когда «поезда» пойдут, когда народ возродится – не знаю.

В результате общения со старцами я понял, как важен пример подвижнической жизни. В 1990–2000-х годах много ездил в Псково-Печерский монастырь, Троице-Сергиеву лавру, на Афон… И, глядя на бывших там тогда светильников, появлялось рвение, большая тяга к духовной жизни…

2019-06-10_122829.jpg 

– Почему Вы направили свою заметку именно к нам в редакцию? Какие еще православные СМИ читаете и рекомендуете верующим?

– Написав ту статью, я послал ее на несколько информационных ресурсов. Сам чаще всего читаю Вашу газету и сайт «Информ-религия». Считаю их наиболее объективными и неангажированными, не зависящими от чьих-то заказов. Сейчас немало есть православных сайтов, вроде бы консервативных, но часто смущающих. Например, «Благодатный Огонь». Когда послал им эту статью, они мне в ответ нечто странное написали, совершенно неадекватно, на мой взгляд, отреагировали… 

Но и неполезных ресурсов, околоправославных, к сожалению, много. Они могут что-то хорошее опубликовать, чтобы привлечь народ, а через какое-то время дать душепагубную информацию и вообще оторвать от Церкви. Думаю, это и специально делается, финансируется, чтобы распылить православные силы. Многие церковные люди в результате сильно ударились в критику, осуждение и негодование в ущерб духовно взвешенной позиции. Считаю, что нужно публиковать больше позитивного – не столько против чего-то выступать, сколько за что-то положительное. Не ломать, а созидать, показывать добрый, конструктивный пример.

В этом смысле с хорошими сайтами, где была бы достоверная и актуальная информация, дело обстоит непросто. Хочется, чтобы православные журналисты давали современным событиям трезвую, спокойную, духовную оценку, помогали понять, что стоит за происходящими процессами и чего ожидать дальше, чтобы люди знали, как правильно реагировать. Кроме Вашей газеты и «Информ-религии» читаю еще «Одигитрию», «Русскую народную линию» и «Православие.ру». На эти ресурсы тоже иногда посылаю свои материалы. На «Православии.ру» чаще публикуется моя супруга Наталья – пишет статьи о новомучениках, о путях к Богу, о жизни в глубинке, дальних храмах, куда мы ездим.

– Батюшка, как раз совсем недавно я посмотрела потрясающий фильм – «Атлантида Русского Севера», где показывается, как среди руин старых заброшенных храмов и деревень начинает возрождаться жизнь – люди переселяются из городов, возвращаются к нашим традициям, истокам… А что Вы видите в своих поездках? Какой дух, какое состояние сейчас у народа?

2019-06-10_122744.jpg

– Мое мнение: наше возрождение, увы, пока зачастую сводится только ко внешнему Православию. Большинство не знают, как надо жить, как раньше жили. Казалось бы, такое время сейчас благоприятное – храмы открыты, нас не гонят, и жалко видеть, как мы это используем. Во многих деревнях есть или церкви, или хотя бы молитвенные комнаты, а ходят в них по пять, максимум десять человек – из двух тысяч населения села, например. Разве это возрождение?!..

– Почему складывается такая ситуация, на Ваш взгляд?

– Во-первых, мы, священники, не дотягиваем до того уровня, который люди хотят увидеть. Потому что сами воспитаны без старческого, отеческого преемства. Часто если есть где опытные отцы, то они или далеко, или молчат, общаются с узким кругом своих чад. Мало кто возвышает голос, решается публично высказываться на острые темы, как схиигумен Сергий (Романов). И посмотрите, каким он подвергается нападкам – потому что теперь все стали «богословами». А настоящее богословие проявляется в первую очередь в жизни человека. Сейчас правильными словами никого не удивишь. Словом можно привлечь человека, но ненадолго, – нужен пример жизни. Богослов живет Богом, он эти догматы не устно изучил, а воплощает в своей жизни, он стяжал благодать. Это самое сложное. Академических богословов, магистров, докторов, кандидатов богословия в наши дни немало. А практического богословия – так не хватает! 

Во-вторых, мало людей, воспринимающих суть Православия. На приходах часто устраиваются собрания, концерты, другие мероприятия. А спрашиваешь: «Были ли вы у такого-то святого, знаете ли такого-то старца, как они жили, чему наставляли?» – «Нет». Под видом Православия предлагается некая внешняя обертка. Человек не углубляется, не живет верой. Это беда.

Наш край еще характерен тем, что практически все священники были расстреляны в 1930-е годы. Уже после войны появился отец Владимир Жохов, затем – мой старец, отец Кирик. Но потом завезли священников с западной Украины, из униатских областей, которые зачастую привносят неправославный дух. Это скорбно наблюдать. Кроме того, никуда не делись представители неообновленческого движения, кочетковцы. Видимо, за ними стоят определенные силы.

С другой стороны, у нас здесь есть люди, которые сохранили священное предание, доставшееся от новомучеников, сосланных на Север, в Воркуту, Сыктывкар, Усть-Кулом – священномучеников Германа (Ряшенцева), Серафима (Звездинского), Кирилла Казанского и др. И эти духовные потомки святых, в частности, говорят, что предстоят еще гонения у нас в стране, и очень большие. Есть такие пророчества, что на Север будут эшелонами отправлять православных. Кто-то сам переедет заблаговременно. И у нас тут виноград зацветет. Думаю, народ потянется к нам массово в критических условиях – в войну, например. Или – в условиях электронно-цифрового концлагеря, о чем уже говорит даже Патриарх.

 2019-06-10_122914.jpg

– Как бы Вы охарактеризовали наше время, отец Борис? Что происходит сегодня и что выходит на первый план в деле спасения души?

– Сейчас идет, я думаю, отделение козлов от овец. Овцы определяются по единственному важному признаку: у нас один учитель на всех – скорби. «Правильного» православного христианина, мирянина или священника, или епископа начинают давить скорби. Они, конечно, попускаются Богом в той мере, которую человек может понести. Но именно они сегодня есть признак того, что человек на верном пути. Об этом говорили Святые Отцы – святитель Игнатий (Брянчанинов) и прочие… Есть же притча евангельская про пшеницу и плевелы. Вот до времени жатвы – гонений, репрессий – Господь попускает расти им вместе, чтобы не повредить тех, кто искренне идет к Богу. Хотя по всему видно, вот, даже по событиям в Екатеринбурге (организованные т. н. «оппозицией» безпорядки в связи со строительством православного храма, – примеч. ред.), что время жатвы близко.

Стремительно развивается процесс глобализации. По всей видимости, собираются вводить жесткий режим, раз так гайки закручивают, что ни правительство, ни президент не внимают гласу простого народа, военных, спортсменов, специалистов, общественных деятелей… Уже сколько подписей было собрано против новых законов о цифровой экономике, биометрии, СНИЛСе. И сам я отправлял три раза письма протеста, на что получил чисто формальные отписки. Очевидно, торопятся с построением «электронного концлагеря». 

К несчастью, мало людей это понимают и пытаются сопротивляться. Нас «подсадили» на городские удобства, мы зависимы от комфорта, поставок продовольствия. А приедем на землю – и что, помрем там за три дня?! Так что надо готовиться духовно и физически к временам тяжелым, лукавым – исповедоваться, причащаться, духовно окормляться… Надеяться нам не на кого, кроме Державной нашей Владычицы и Великомученика Царя Николая II – им и молимся, чтобы испросили нам Божией милости и благодати.

– Кстати, о Царской теме: как она Вам открылась? Какие у Вас есть мысли в связи с ней?

– Представляете, в церковной среде к Царю Великомученику Николаю II относятся плохо! Когда я начинал служить священником, часто встречал неприятие по отношению к нему. Сам много думал, читал, ездил на Ганину Яму, молился там, общался с понимающими людьми, и только после этого сделал выводы и поменял свое мнение об этом великом святом. А у большинства народа навязанные клеветнические штампы сохраняются до сих пор. Даже среди московских священников. Пока глубокое понимание подвига Государя есть лишь у немногих, насколько я знаю. 

Нам необходимо переосмыслить революционные события начала ХХ века. Жизнь сейчас – продолжение 1917 года. Потомки тех, кто делал революцию, повсюду, им – зеленый свет. Вероятно, нам еще многое предстоит пережить, чтобы покаяться и исправить свои ошибки. 
Сейчас много информации на Царскую тему поверхностной, путаной, чтобы люди не поняли всю глубину подвига Императора Николая II, который действительно искупил грех предательства Русского народа. Если мы принимаем жертву Царя, почитаем его подвиг – Господь просвещает наши ум и сердце, к нам приходят благодать и понимание, как дальше действовать по воле Божией, строить государство. А этого-то и боятся враги России и Церкви, и потому ставят табу на Царской теме, дискредитируют ее, маргинализируют верующих, которые начинают об этом говорить. 

В Царской теме – ключик к нашему спасению.

2019-06-10_122950.jpg

Видно, что после 100-летия Царского подвига, когда Господь давал нам возможность аккумулировать свои духовные силы, молитву и покаяние, пришло время практического испытания нашей крепости – начались украинские события, ускорились процессы глобализации, совершаются попытки поднять внутреннюю смуту в стране, против Церкви… И дай Бог нам продержаться теми духовными средствами, какие кто успел стяжать за все это время.

Беседовала Анастасия Державина

+ + +

К ВОПРОСУ О ТОМ, 
МОЖНО ЛИ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ 
II 
НАЗЫВАТЬ ИСКУПИТЕЛЕМ ГРЕХОВ РУССКОГО НАРОДА
 

Грех требует искупления и покаяния. А для искупления 
прегрешений народа и для пробуждения его к покаянию
всегда требуется жертва. А в жертву всегда избирается
лучшее, а не худшее. Вот где тайна мученичества.

Священномученик Иоанн Восторгов

Христос – это имя Господа нашего Иисуса Христа. В переводе с греческого означает «Помазанник». В «Полном церковно-славянском словаре» под редакцией протоиерея Григория Дьяченко (М., 1900) читаем, что христами Священное Писание называет также Царей, пророков и священнослужителей, «ибо у народа израильского обыкновенно помазуемы бывали Цари, пророки и священники при поставлении их в должность, и назывались христами, этим помазанием означалось дарование и правление Духа Святаго, в них опочивающее…». Христами называют и всех православных христиан. Значит, и Великомученика Императора Николая II тоже можно назвать христом.

Святая Церковь называет также Господа нашего Иисуса Христа Искупителем. Согласно словарю, слово «искупление» означает, «выкуп, избавление от рабства» и «особенно под этим разумеется совершенное Иисусом Христом дело нашего спасения, избавление Его страданиями и смертью рода человеческого от греха, проклятия и смерти».

Но об искуплении в том же словаре читаем цитаты из Ветхого Завета: Всякаго первенца сынов Моих искуплю (Исх. 13, 15); мать первородного должна была в 40-й день явиться вместе с ним к святилищу и заплатить за него жрецу в пять сиклей выкуп. В этом состояло посвящение Господу, и выкуп служил знаком освобождения первенцев от повинности, наложенной потом на левитов (см.: Числ. 18, 15–16). 

Как видно, выкуп, искупление было и в Ветхом Завете.

В мытарствах блаженной Феодоры читаем, что когда ее душа после смерти отделилась от тела, то явился преподобный Василий «и сказал Ангелам: „Господие мои, эта душа (т. е. блаженной Феодоры) много служила мне, успокаивая мою старость, и я молился Богу, и Он отдал ее мне“. Сделав это, он вынул из-за пазухи золотой мешочек, весь полный, как я (т. е. Феодора) думала, чистым золотом, и отдал его святым Ангелам, сказав: „Когда будете проходить воздушные мытарства и лукавые духи начнут истязать эту душу, выкупайте ее этим из ее долгов; я по благодати Божией богат, потому что много сокровищ собрал себе своими трудами, и дарю этот мешочек душе, служившей мне».

Вот как блаженная Феодора описывает в видении свое прохождение первого мытарства – празднословия: 
   «Святые Ангелы, водившие меня, положили конец моему испытанию на первом мытарстве: они покрыли грехи мои, указав лукавым на некоторые из бывших моих добрых дел, а чего недоставало из них на покрытие моих грехов, добавили из добродетелей отца моего преподобного Василия и искупили меня из первого мытарства, и мы пошли далее».

Мытарства блаженной Феодоры – это неотъемлемая часть Священного Предания Православной Церкви. Из приведенного выше отрывка видно, что преподобный Василий искупил душу блаженной Феодоры на мытарствах, значит, его можно назвать ее искупителем.

По этим аналогиям и Великомученик Царь Николай II, несомненно, может называться искупителем грехов Русского народа как искупивший его своими страданиями. Но, конечно, от рабства греху и от смерти искупил всех людей, все человечество Господь наш Искупитель Иисус Христос

Только Господь нас спас, принеся Себя в жертву за нас, умерев за нас, выкупив нас от рабства диаволу и смерти, примирив нас с Богом. Но есть и молитва Церкви: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Есть и спасители Отечества – спасение здесь понимается как защита от врагов Отечества...

Святой Великомученик Царь Николай II искупитель, моли Бога о нас!

Протоиерей Борис ПРОКОФЬЕВ

Печатается с незначительными 
сокращениями и корректурой «ПК»


<-назад в раздел

Русский календарь