18.05.2019
– Отец Силуан, как начался Ваш путь служения Богу?
– С детства. Я рос в верующей семье, отец был пономарем у иерея Николая – к нему постоянно ездил и помогал. Этот же священник меня крестил на третий день после рождения. И он же говорил потом, что я тоже буду священником. В школах тогда еще не разрешали носить крестики, и мы их прятали под рубашкой, но все равно носили. В деревне, конечно, знали, что наша семья – верующая. Бывало, что и обзывали, ругали.
По храмам тогда распространяли «Журнал Московской Патриархии». Вычитал в нем, что принимают в семинарию, появилось желание. Но, живя в деревне, я не представлял себе это возможным. Однако Господь все устроил. В армии у меня были трудные времена, решил тогда: «Вернусь – точно пойду в семинарию!» А когда домой приехал, отец меня быстро делом занял. Работы было много. Устроился шофером в «Сельхозхимию». Как-то ремонтировал машину, и мне на руку упала коробка, раздробила несколько пальцев, до сих пор шрамы остались.
Старец Кирилл (Павлов) с народом
– Знаю, что Вы окормлялись у старца Кирилла (Павлова). Как завязалось Ваше с ним общение?
– Меня зачислили в братский хор. И впоследствии два года пел на монастырских службах. Отец Кирилл тогда еще был здоров и исповедовал в алтаре. Я постоянно ходил к нему на Исповедь, а потом и вовсе попросился в духовные чада. К тому же каждое утро для семинаристов он читал Священное Писание. Со временем я захотел остаться в монастыре. Трижды посылал прошение владыке, но он не оставлял меня – говорил, что и в миру можно быть монахом. А отец Кирилл благословил вернуться на родину, служить на приходе. Мол, там же и постриг примешь. Все так и получилось, как сказал старец. Сначала, в 1995 году, принял рукоположение во диакона, затем – во священника, а в 2002 году – монашество.
– Что больше всего привлекало в отце Кирилле?
– Прежде всего – его глубокое смирение. Христос нам сказал в Евангелии: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Вот эту добродетель батюшка в наибольшей степени стяжал. И это смирение невозможно пересказать, выразить словами – оно светится в человеке. Святость его ощущалась, ее ведь не спрячешь – человек, живущий по заповедям, сразу виден. Святые Игнатий (Брянчанинов), Паисий Святогорец и другие говорили об этом – что многие праведники по великому смирению желали спрятать свою святость, но у них ничего не выходило. Христос, когда исцелял, тоже запрещал об этом рассказывать, а народ, наоборот, громко проповедовал о Его чудесах.
– Много споров ведется относительно позиции старца Кирилла по проблеме цифровой идентификации людей. Как лично у него окормлявшийся человек, что Вы можете об этом сказать?
– В 1996 году Башкирия стала первым регионом, где начали выдавать ИНН. Сам я ничего о них до того момента не слышал, но дело это мне показалось подозрительным. Я специально поехал к отцу Кириллу спросить, что это такое. И он тогда мне ответил: «Это – начало! Начало начертания от антихриста». Поэтому по возвращению мы даже подали в суд по поводу незаконности обязательного присвоения ИНН, и первый суд выиграли чада из города Салават, больше тридцати человек. Им разрешили не брать номера. В то время и владыка Уфимский и Стерлитамакский Никон (тогда еще епископ) высказался против ИНН. Это уже потом был Священный Синод, где возобладало мнение, что эти номера ни на что не влияют. Но отец Кирилл был с таким решением не согласен и предупреждал: допустим сначала номера, затем – карточки, а там и начертание начнут ставить.
В последние годы, когда реклама греха везде и всюду, особенно вспоминаются слова старца, как нам будет несладко. Наркомания, разврат лезут через компьютер и телевизор. И, как следствие, самая главная беда сейчас – отсутствие нормального нравственного воспитания детей! Детей воспитывает компьютер, ад в их руках! Родители суют эту электронную «соску» и убегают по своим делам. Он читать еще не умеет, еле говорит, а в экран тыкать горазд. Сбываются слова апостола Павла о том, что дети будут непокорны – они действительно уже совсем не слушают отцов и матерей. Это сильно заметно даже по прихожанам, не говоря о тех, кто не ходит в церковь. Это страшная зараза, мощнейший яд! Многие, конечно, стараются хранить своих чад, но далеко не многим это удается. Люди быстро привыкают к комфорту, и потом стеснить себя уже трудно. Тут-то и цепляем всякую заразу, а уж дети – тем более. И законы новые ситуацию только усложняют…
Михаило-Архангельский храм села Ишпарсова
– Что же делать? Ведь не все могут сейчас уехать из города, полностью отказаться от современных средств коммуникации… Как в таком случае спасаться?
– Лукавые силы давно хотят поработить все человечество. Но произойдет это или нет – зависит от того, насколько сильно люди будут противиться грехам и каяться в них. Сам Господь в Евангелии призывает всех к покаянию. Только оно открывает глаза. Если человек не будет каяться, он останется слепцом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) также говорил, что начало и конец – это покаяние. Кто будет каяться, того коснется благодать Божия. Поэтому всей семьей, с детьми, надо ходить в церковь и всем учиться правильно каяться. И причащаться. Через эти Таинства человек духовно прозревает. А не будет этого – никто ничего так и не узнает.
Как чувствовать Божию благодать, если мы постоянно заняты гаджетом? Даже священник, чрезмерно увлекшийся компьютером, становится на путь падения. Можно ли соблюсти меру, когда техника нужна по необходимости? Опять же и снова – только если в нас есть правильное покаяние! По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), человек, не имеющий слез о своих грехах, находится в прельщении, он обманут своей гордостью. Вот какое покаяние должно быть – слезное! Если такового не имеется, то нас затягивает в сети – одно интересное посмотрел, второе, третье… И будем думать: быстрей бы вычитать молитвы, чтобы скорее четвертое интересное посмотреть... Ну, какая это молитва? А потом и вовсе молиться перестанем…
И снова вспоминаю святителя Игнатия, который предупреждал, что в последние времена старцев не будет. И духовным руководителем для людей станет именно глубокое покаяние. Да все Святые Отцы об этом говорили, и батюшка Кирилл в том числе. И только так – через Исповедь и Причастие – придет благодать, которая будет нам не в осуждение, а в просвещение и радость.
– В Вашем приходе сугубо почитают святых Царственных Мучеников. Как Вы считаете, в чем значение их духовного подвига? И на что, по-Вашему, обрек себя Русский народ, потеряв святое семейство?
– В народе тогда стал оскудевать покаянный дух, и он попросту проглядел то, что Царь был верным слугой Бога. Люди ослепли от эгоизма. Не увидели, что он был угоден Богу и на нем почивала благодать. Причем речь не только о духовности Царя Николая II, но и о тогдашних материальных успехах нашей страны. За свою праведность он и получил мученический венец – его ведь не просто так обретают. Святостью жизни, верностью Русскому народу он его и удостоился. И евангельская любовь Царя открылась всему миру через страдание. А ведь Государь мог избежать такой участи, спокойно покинув Россию… Поэтому, видя, как он воплотил в себе евангельские заповеди, даже недоброжелатели осекаются. Почитание святого Царя Мученика и всей его святой Августейшей Семьи – это великое дело, дело богоугодное!
– А что Вы скажете о т. н. «екатеринбургских останках», которые могут преподнести церковному народу как Царские мощи?
– Настоящих останков нет! Об этом четко предупредил отец Николай Гурьянов. Людей просто хотят ввести в заблуждение вражьи силы. А говорить сейчас можно все что угодно – хотя бы потому, что живых свидетелей не осталось. Только Господь может явить правду – мы знаем много примеров. Вспомним святого Симеона Верхотурского и обретение его честных мощей. Никто даже и не знал, кто это такой, а Господь открыл в свое время. А Царственные Мученики в деле Божественной правды – наши сугубые ходатаи. Им надо непрестанно молиться за народ, чтобы у людей открылись глаза, чтобы они хоть немного просветились. Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22), – так же Господь сказал. Если вопрос действительно важный, если нам полезно знать то или иное – Господь не оставит. Он всем управляет, все – по Его Промыслу. Видимо, не хватает нам еще покаяния. Нам сейчас важнее всего, каждому из нас, заниматься делом спасения. И продолжать молиться.
– Отец Силуан, за годы пастырского служения вокруг Вас собралась община единомышленников. Расскажите, пожалуйста, немного о ней.
– Я специально не ставил задачу организовать общину. Но Господь постепенно приводил народ – и местных жителей, и приезжих. Приходили и некрещеные – татары, узбеки, крестились, воцерковлялись. Люди устают от городов с их суетой и безконечной гонкой, поэтому переезжают и целыми семьями, покупают дома и заводят хозяйство. Мы всех принимаем. Господь так управляет, что всем есть и еда, и одежда – неважно, сотня нас или две. Господь же сказал: ищите прежде всего Царствие Божие, и остальное приложится (ср.: Мф. 6, 33). Если человек приходит ради спасения своей души, Господь ничего не лишит – не в избытке, но в достатке даст. На данный момент у нас в общине не менее 150 человек и 12 послушников и иноков.
Хотя, конечно, к монашеству тянутся немногие. Мир держит людей: они привыкли к свободе – что хочу, то и ворочу. А крест требует самоотвержения, это трудно дается даже желающему спасаться. Поэтому Апостол сказал: Многими скорбями... (Деян. 14, 22). Этого человеку и надо держаться, чтобы у него отверзлись глаза на данный Господом путь.
Отец Силуан в Крестном ходу с Табынской иконой Божией Матери
в селе Ишпарсове, 2018 год
Думаю, Господь попустил такие события на Украине, чтобы люди там проснулись, а мы, здесь, наконец задумались, что может вскоре случиться. Это ведь может повториться и у нас. Мы же были одной нераздельной Русской землей, и именно оттуда пошла в наших краях евангельская проповедь, оттуда началось крещение Руси. Мы постоянно молимся во время службы, в дополнительной ектении, чтобы Господь вразумил оба наших народа. Чтобы мы все вместе увидели, что эти испытания попущены свыше. Чтобы стало всем ясно, кто спасается, а кто гибнет; кто верный, а кто неверный. Также каждый месяц мы собираемся на собрания, где обсуждаем разные актуальные вопросы. Проблемы раскола, создания псевдоцерквей – всего этого мы касаемся…
– А какие еще острые темы вы там поднимаете?
– Например, о новых «цифровых» законах. Чтобы люди, желающие спасения, знали об опасности биометрии. Патриарх Кирилл четко высказался о пагубе этих процессов. Мы подготовили материал и готовы раздать нашим верующим на ближайшей встрече. Планам навязать подобные дискриминационные законы уже лет двадцать – с начала 2000-х. Но я уже говорил – как народ себя поведет. Все зависит от нашего духовного состояния. Отец Кирилл рекомендовал внимать словам святителя Игнатия (Брянчанинова), который, в частности, пишет, что диавол нападает на нас не в той мере, в которой хочет, а лишь настолько, насколько попускает Бог, – если человек своей доброй волей не полюбил Создателя. Действительно, сколько тех, кто не желает быть с Богом! А страдающие – спасаются.
Беседовал Роман Чудов
<-назад в раздел
Каждый должен быть готов к исповедничеству: Беседа с чадом старца Кирилла (Павлова) игуменом Силуаном (Филипповым)
«Если мы привязаны к этой жизни – мы не христиане»; «Вера – самый надежный наш спутник до гроба. Трудно жить на свете без веры, а еще труднее умирать… Вера же во мрак самого гроба проливает отрадный свет. При всяких бедствиях и невзгодах, постигающих нас, она укажет нам, где найти утешение и как отразить зло. И если в трудных случаях обратимся к Богу с молитвою веры, то по вере и будет нам, как сказал Сам Спаситель, ибо „все возможно верующему" (Мк. 9, 23)», – наставлял приснопамятный всероссийский старец архимандрит Кирилл (Павлов).
Сегодня о насущных вопросах душеспасения мы беседуем с его духовным чадом, настоятелем Михаило-Архангельского храма села Ишпарсова Стерлитамакского района Республики Башкортостан игуменом Силуаном (Филипповым).
– Отец Силуан, как начался Ваш путь служения Богу?
– С детства. Я рос в верующей семье, отец был пономарем у иерея Николая – к нему постоянно ездил и помогал. Этот же священник меня крестил на третий день после рождения. И он же говорил потом, что я тоже буду священником. В школах тогда еще не разрешали носить крестики, и мы их прятали под рубашкой, но все равно носили. В деревне, конечно, знали, что наша семья – верующая. Бывало, что и обзывали, ругали.
По храмам тогда распространяли «Журнал Московской Патриархии». Вычитал в нем, что принимают в семинарию, появилось желание. Но, живя в деревне, я не представлял себе это возможным. Однако Господь все устроил. В армии у меня были трудные времена, решил тогда: «Вернусь – точно пойду в семинарию!» А когда домой приехал, отец меня быстро делом занял. Работы было много. Устроился шофером в «Сельхозхимию». Как-то ремонтировал машину, и мне на руку упала коробка, раздробила несколько пальцев, до сих пор шрамы остались.
И тогда я начал помогать все в том же храме. Вместо отца Николая, который к тому времени уже почил, там служил батюшка Виктор Киселев. Он-то меня и благословил поступать в семинарию. Правда, сначала отправил в Уфу, в Богородско-Уфимский храм, где службы шли каждый день. Помогал его восстанавливать: в советское время церковь была переделана в трехэтажное здание, где располагалась школа для глухонемых. И, конечно, участвовал в службах: пел на клиросе, читал Апостол, алтарничал; позже настоятель доверил мне ключи. Параллельно готовился к поступлению и, по Божией милости, спустя почти полгода, поступил в Московскую духовную семинарию.
Старец Кирилл (Павлов) с народом
– Знаю, что Вы окормлялись у старца Кирилла (Павлова). Как завязалось Ваше с ним общение?
– Меня зачислили в братский хор. И впоследствии два года пел на монастырских службах. Отец Кирилл тогда еще был здоров и исповедовал в алтаре. Я постоянно ходил к нему на Исповедь, а потом и вовсе попросился в духовные чада. К тому же каждое утро для семинаристов он читал Священное Писание. Со временем я захотел остаться в монастыре. Трижды посылал прошение владыке, но он не оставлял меня – говорил, что и в миру можно быть монахом. А отец Кирилл благословил вернуться на родину, служить на приходе. Мол, там же и постриг примешь. Все так и получилось, как сказал старец. Сначала, в 1995 году, принял рукоположение во диакона, затем – во священника, а в 2002 году – монашество.
– Что больше всего привлекало в отце Кирилле?
– Прежде всего – его глубокое смирение. Христос нам сказал в Евангелии: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Вот эту добродетель батюшка в наибольшей степени стяжал. И это смирение невозможно пересказать, выразить словами – оно светится в человеке. Святость его ощущалась, ее ведь не спрячешь – человек, живущий по заповедям, сразу виден. Святые Игнатий (Брянчанинов), Паисий Святогорец и другие говорили об этом – что многие праведники по великому смирению желали спрятать свою святость, но у них ничего не выходило. Христос, когда исцелял, тоже запрещал об этом рассказывать, а народ, наоборот, громко проповедовал о Его чудесах.
– Много споров ведется относительно позиции старца Кирилла по проблеме цифровой идентификации людей. Как лично у него окормлявшийся человек, что Вы можете об этом сказать?
– В 1996 году Башкирия стала первым регионом, где начали выдавать ИНН. Сам я ничего о них до того момента не слышал, но дело это мне показалось подозрительным. Я специально поехал к отцу Кириллу спросить, что это такое. И он тогда мне ответил: «Это – начало! Начало начертания от антихриста». Поэтому по возвращению мы даже подали в суд по поводу незаконности обязательного присвоения ИНН, и первый суд выиграли чада из города Салават, больше тридцати человек. Им разрешили не брать номера. В то время и владыка Уфимский и Стерлитамакский Никон (тогда еще епископ) высказался против ИНН. Это уже потом был Священный Синод, где возобладало мнение, что эти номера ни на что не влияют. Но отец Кирилл был с таким решением не согласен и предупреждал: допустим сначала номера, затем – карточки, а там и начертание начнут ставить.
В последние годы, когда реклама греха везде и всюду, особенно вспоминаются слова старца, как нам будет несладко. Наркомания, разврат лезут через компьютер и телевизор. И, как следствие, самая главная беда сейчас – отсутствие нормального нравственного воспитания детей! Детей воспитывает компьютер, ад в их руках! Родители суют эту электронную «соску» и убегают по своим делам. Он читать еще не умеет, еле говорит, а в экран тыкать горазд. Сбываются слова апостола Павла о том, что дети будут непокорны – они действительно уже совсем не слушают отцов и матерей. Это сильно заметно даже по прихожанам, не говоря о тех, кто не ходит в церковь. Это страшная зараза, мощнейший яд! Многие, конечно, стараются хранить своих чад, но далеко не многим это удается. Люди быстро привыкают к комфорту, и потом стеснить себя уже трудно. Тут-то и цепляем всякую заразу, а уж дети – тем более. И законы новые ситуацию только усложняют…
Михаило-Архангельский храм села Ишпарсова
– Что же делать? Ведь не все могут сейчас уехать из города, полностью отказаться от современных средств коммуникации… Как в таком случае спасаться?
– Лукавые силы давно хотят поработить все человечество. Но произойдет это или нет – зависит от того, насколько сильно люди будут противиться грехам и каяться в них. Сам Господь в Евангелии призывает всех к покаянию. Только оно открывает глаза. Если человек не будет каяться, он останется слепцом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) также говорил, что начало и конец – это покаяние. Кто будет каяться, того коснется благодать Божия. Поэтому всей семьей, с детьми, надо ходить в церковь и всем учиться правильно каяться. И причащаться. Через эти Таинства человек духовно прозревает. А не будет этого – никто ничего так и не узнает.
Проповедники антихристовой системы только и говорят об удобствах. А мы, напротив, – о неудобствах. Вот и слышим часто, что, мол, мы – маргиналы. Конечно, людям не понять этого, пока нет покаяния. И в Откровении отмечается, что начертание зверя получат те, чьи имена не написаны в Книге жизни. А как попасть в Книгу жизни? Только через покаяние. Через усвоение Церкви Христовой, которую Господь установил. Без этого – никак. Поэтому я часто увещеваю, что нужно учить детей жить по-евангельски. А это – борьба со грехами. Без борьбы – невозможно. Если человек пагубы греха не понимает, он заражается. Нужно читать Евангелие и покаянные молитвы. В первую очередь – Иисусову молитву.
Как чувствовать Божию благодать, если мы постоянно заняты гаджетом? Даже священник, чрезмерно увлекшийся компьютером, становится на путь падения. Можно ли соблюсти меру, когда техника нужна по необходимости? Опять же и снова – только если в нас есть правильное покаяние! По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), человек, не имеющий слез о своих грехах, находится в прельщении, он обманут своей гордостью. Вот какое покаяние должно быть – слезное! Если такового не имеется, то нас затягивает в сети – одно интересное посмотрел, второе, третье… И будем думать: быстрей бы вычитать молитвы, чтобы скорее четвертое интересное посмотреть... Ну, какая это молитва? А потом и вовсе молиться перестанем…
И снова вспоминаю святителя Игнатия, который предупреждал, что в последние времена старцев не будет. И духовным руководителем для людей станет именно глубокое покаяние. Да все Святые Отцы об этом говорили, и батюшка Кирилл в том числе. И только так – через Исповедь и Причастие – придет благодать, которая будет нам не в осуждение, а в просвещение и радость.
– В Вашем приходе сугубо почитают святых Царственных Мучеников. Как Вы считаете, в чем значение их духовного подвига? И на что, по-Вашему, обрек себя Русский народ, потеряв святое семейство?
– В народе тогда стал оскудевать покаянный дух, и он попросту проглядел то, что Царь был верным слугой Бога. Люди ослепли от эгоизма. Не увидели, что он был угоден Богу и на нем почивала благодать. Причем речь не только о духовности Царя Николая II, но и о тогдашних материальных успехах нашей страны. За свою праведность он и получил мученический венец – его ведь не просто так обретают. Святостью жизни, верностью Русскому народу он его и удостоился. И евангельская любовь Царя открылась всему миру через страдание. А ведь Государь мог избежать такой участи, спокойно покинув Россию… Поэтому, видя, как он воплотил в себе евангельские заповеди, даже недоброжелатели осекаются. Почитание святого Царя Мученика и всей его святой Августейшей Семьи – это великое дело, дело богоугодное!
– А что Вы скажете о т. н. «екатеринбургских останках», которые могут преподнести церковному народу как Царские мощи?
– Настоящих останков нет! Об этом четко предупредил отец Николай Гурьянов. Людей просто хотят ввести в заблуждение вражьи силы. А говорить сейчас можно все что угодно – хотя бы потому, что живых свидетелей не осталось. Только Господь может явить правду – мы знаем много примеров. Вспомним святого Симеона Верхотурского и обретение его честных мощей. Никто даже и не знал, кто это такой, а Господь открыл в свое время. А Царственные Мученики в деле Божественной правды – наши сугубые ходатаи. Им надо непрестанно молиться за народ, чтобы у людей открылись глаза, чтобы они хоть немного просветились. Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22), – так же Господь сказал. Если вопрос действительно важный, если нам полезно знать то или иное – Господь не оставит. Он всем управляет, все – по Его Промыслу. Видимо, не хватает нам еще покаяния. Нам сейчас важнее всего, каждому из нас, заниматься делом спасения. И продолжать молиться.
– Отец Силуан, за годы пастырского служения вокруг Вас собралась община единомышленников. Расскажите, пожалуйста, немного о ней.
– Я специально не ставил задачу организовать общину. Но Господь постепенно приводил народ – и местных жителей, и приезжих. Приходили и некрещеные – татары, узбеки, крестились, воцерковлялись. Люди устают от городов с их суетой и безконечной гонкой, поэтому переезжают и целыми семьями, покупают дома и заводят хозяйство. Мы всех принимаем. Господь так управляет, что всем есть и еда, и одежда – неважно, сотня нас или две. Господь же сказал: ищите прежде всего Царствие Божие, и остальное приложится (ср.: Мф. 6, 33). Если человек приходит ради спасения своей души, Господь ничего не лишит – не в избытке, но в достатке даст. На данный момент у нас в общине не менее 150 человек и 12 послушников и иноков.
Хотя, конечно, к монашеству тянутся немногие. Мир держит людей: они привыкли к свободе – что хочу, то и ворочу. А крест требует самоотвержения, это трудно дается даже желающему спасаться. Поэтому Апостол сказал: Многими скорбями... (Деян. 14, 22). Этого человеку и надо держаться, чтобы у него отверзлись глаза на данный Господом путь.
Отец Силуан в Крестном ходу с Табынской иконой Божией Матери
в селе Ишпарсове, 2018 год
– Вопрос скорбей и несения креста сейчас напрямую касается целого братского нашего народа. Что Вы думаете о ситуации на Украине?
– Каждому верующему невозможно оставаться равнодушным к тому, что там творится. Отец Кирилл всегда говорил, что надо быть готовым к исповедничеству. Тому же наставлял и преподобный Паисий Святогорец. Да еще апостол Павел писал, что все желающие жить в Иисусе всегда будут гонимы (ср.: 2 Тим. 3, 12). Так что любой христианин должен быть к этому готов. Если он не готов – значит, по сути не христианин. Кто такой христианин? Это воин, который борется. И настоящая война начинается в момент искушений и гонений.
– Каждому верующему невозможно оставаться равнодушным к тому, что там творится. Отец Кирилл всегда говорил, что надо быть готовым к исповедничеству. Тому же наставлял и преподобный Паисий Святогорец. Да еще апостол Павел писал, что все желающие жить в Иисусе всегда будут гонимы (ср.: 2 Тим. 3, 12). Так что любой христианин должен быть к этому готов. Если он не готов – значит, по сути не христианин. Кто такой христианин? Это воин, который борется. И настоящая война начинается в момент искушений и гонений.
Нам, Русским, пока Господь дает благоприятное время – можно молиться, креститься, открыто исповедовать свою веру. Что, кстати, было когда-то предсказано Святыми Отцами. Это же надо ценить! А мы молчим, спим – мол, еще успеем. Разве нам будет оправдание, когда мы придем ко Христу?! Сейчас надо часто исповедоваться, очищаться от страстей – чтобы быть готовыми, чтобы укрепляться духовно. Преподобный Серафим Саровский сказал, что цель христианской жизни – стяжание благодати. Поэтому постоянная бдительность, принуждение себя к посту, молитве и борьбе со грехом – вот нынче основное наше дело!
Думаю, Господь попустил такие события на Украине, чтобы люди там проснулись, а мы, здесь, наконец задумались, что может вскоре случиться. Это ведь может повториться и у нас. Мы же были одной нераздельной Русской землей, и именно оттуда пошла в наших краях евангельская проповедь, оттуда началось крещение Руси. Мы постоянно молимся во время службы, в дополнительной ектении, чтобы Господь вразумил оба наших народа. Чтобы мы все вместе увидели, что эти испытания попущены свыше. Чтобы стало всем ясно, кто спасается, а кто гибнет; кто верный, а кто неверный. Также каждый месяц мы собираемся на собрания, где обсуждаем разные актуальные вопросы. Проблемы раскола, создания псевдоцерквей – всего этого мы касаемся…
– А какие еще острые темы вы там поднимаете?
– Например, о новых «цифровых» законах. Чтобы люди, желающие спасения, знали об опасности биометрии. Патриарх Кирилл четко высказался о пагубе этих процессов. Мы подготовили материал и готовы раздать нашим верующим на ближайшей встрече. Планам навязать подобные дискриминационные законы уже лет двадцать – с начала 2000-х. Но я уже говорил – как народ себя поведет. Все зависит от нашего духовного состояния. Отец Кирилл рекомендовал внимать словам святителя Игнатия (Брянчанинова), который, в частности, пишет, что диавол нападает на нас не в той мере, в которой хочет, а лишь настолько, насколько попускает Бог, – если человек своей доброй волей не полюбил Создателя. Действительно, сколько тех, кто не желает быть с Богом! А страдающие – спасаются.
В конце останется совсем малое стадо. Главное, не унывать и быть преданным воле Господней. И правильно духовно рассуждать. Если бы каждый из нас все делал ради спасения души, как надо – все эти ужасы отпали бы сами собой. И Иосиф Афонский об этом же пишет: какие бы бесовские планы и козни ни были построены – Господь все разрушит, если люди будут сильнее прилепляться к Богу, любить Его всем сердцем, всем разумением. Христос не зря сказал, что никто не знает, когда конец Света – потому это зависит в том числе и от каждого из нас.
Беседовал Роман Чудов