Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
09.05.2019

В 52 года она была одним из лучших снайперов на войне


1556801332_nina-pavlovna-petrova.jpg

Грозовое время Великой Отечественной войны подарило Советскому Союзу, а следом и России с дружественными странами немало героев. И стоит рассказать об одной из женщин, Нине Петровой, которая стала воплощением образа «Родина Мать».
Нина Павловна Петрова стала лучшей женщиной-снайпером Советской армии, когда ей было уже 52 года. Она одна из четырёх женщин, которые являются полными кавалерами Ордена Славы.
И как же начинался её боевой путь? С юности её занимали самые разные увлечения, в числе которых пулевая стрельба. К 1931 году только за успехи в пулевой стрельбе она получила именную винтовку, а количество кубков, грамот, медалей и благодарностей и вовсе исчислялось десятками. Затем она поступила в снайперскую школу, которую окончила с отличием. Затем стала инструктором, и только за 1936 год из её рук выпустилось 102 ворошиловских стрелка.
С началом Советско-финской войны, Нина Павловна, благодаря своему кипучему характеру всё же пробилась на войну, через все препоны, которые ей чинили военкоматы. Но всё же Петрова попала, но не в качестве снайпера, а в качестве медсестры, и тогда же солдаты начали называть её «Мать».
К началу Великой Отечественной Нина Павловна уже не подлежала призыву по возрасту, её было 48 лет.
В райвоенкомате она говорила:
- Я в совершенстве владею боевой винтовкой и личным оружием. Работала в госпитале, сдала нормы на значок "Готов к труду и обороне". Прошу немедленно направить меня на фронт.
- Но ваш возраст. Вам 48 лет…
- И все-таки я могу быть полезна на фронте.
- У вас семья...
- Наша Родина в опасности!
- На фронт мы отправить вас не можем... - ответили ей. Впрочем, скоро передумали.
Война оказалась в разы тяжелее, чем финская, и квалифицированные кадры требовались очень сильно. Начав борьбу в медсанбате, в ноябре 1941 года, уже в числе стрелкового батальона Тартуской дивизии она героически обороняла Ленинград. С разрывом блокады вместе с дивизией она прошагала пол Европы, сражаясь в качестве снайпера, командира, разведчика. Да и медицинские навыки пригодились. А уж когда она в числе первых поднималась в атаку, крепли даже новобранцы-юнцы.
Смерть ходила за ней по пятам, но она всегда шутя относилась к опасности.
«Петрова бежала чуть впереди комбата. Вдруг она резко остановилась и упала. Сидоров кубарем полетел через лежащую Нину Павловну.
- Что с вами, старшина?
Комбат снял с ее головы сбившуюся на затылок шапку и почувствовал запах паленых волос. Шапка-ушанка была прострелена, торчали клочья ваты.
Нина Павловна, опомнившись, стала успокаивать капитана:
- Ерунда! Снайпер-то, видать, еще юнец, коль по волосам стреляет. Я поздно заметила. Его пуля закрутилась в моих волосах. Пустяки!»
Даже о серьезных ранениях Нина Павловна рассказывала дочери Ксении, шутя.
«Сидим мы со старшим лейтенантом артиллерии на крылечке, немец бьет из орудий, снаряды ложатся далеко за домом, - писала она позже дочери. - Он говорит: четвертый год воюю и еще не был даже ранен... Я ему отвечаю: четвертый год и я на войне, тоже не ранена, несмотря на то, что все время на передовой". Его вызвал командир. Через минуту разорвался вражеский снаряд. Двух человек убило, нескольких - ранило. Старший лейтенант артиллерии ранен в руки и ноги, а меня поцарапало, оглушило, получилась общая контузия, отчего и болит спина. Вот и похвасталась».
Продолжала она и педагогическую снайперскую деятельность, прямо на передовой и даже в бою.
Идут двое немцев, тащат бревно.
Нина Павловна спрашивает у своего ученика – Как ты думаешь, кого из них стоит первым снять?
- Первого!
- Но ведь тогда задний поймет, что где-то сидит снайпер и тут же прыгнет в окоп. Лучше снять заднего и первый подумает, что тот просто споткнулся, а у нас будет лишних пара секунд!
Звучит щелчок, потом еще один и уже оба немца не дышат. Боевая педагогика, беспощадная к врагу учёба.
В январе грозового 44го её полк стоял в районе села Зарудины Ленинградской области. Бои шли позиционные, и Петрова заметила немецкого связиста, занятого ремонтом кабеля. Щелчок винтовки – и связист лежит ничком. На вскрик и стон высунулся ещё один, но нашла пуля и его, и следующего. К концу зимы Нина Петрова запишет на свой счёт уже 26 немцев и получит Орден Славы 3-й степени. В августе 1944, в Эстонии, уложив за неполную неделю дюжину немцев, она получает Орден Славы 2-й степени.
Всего, за годы войны Нина Павловна уничтожит 122 солдата и офицера вермахта, а ещё троих возьмёт живьём.
"...Петрова - участница всех боевых операций полка, несмотря на свой преклонный возраст (52 года), вынослива, мужественна и отважна. Во время передышек ею подготовлено 512 снайперов. В боях за Эльбингтов Петрова истребила из своей снайперской винтовки 32 немецких солдата и офицера, доведя личный счет до 100. Достойна награждения орденом Славы I степени".
Жизнь её оборвалась трагически, и даже в какой то мере нелепо. Будто заговорённая от пуль, сумевшая довести троих немецких пленных, Нина Петрова ехала на «трёхтонке» ЗИС-5 с расчётом миномётчиков, чтоб под покровом темноты занять позиции. Но авто в условиях плохой видимости срывается в пропасть. За 8 дней до победы, 1 мая 1945 года, оборвалась героическая жизнь одной из самых известных женщин-снайперш Советского Союза, и, пожалуй, мира. А за нескролько дней она написала письмо любимой дочери в Ленинград –
«Дорогая моя, родная дочурка! Устала я воевать, детка, ведь уже четвертый год на фронте. Скорее бы закончить эту проклятую войну и вернуться домой. Как хочется обнять вас, поцеловать милую внученьку! Может, и доживем до этого счастливого дня. ...Скоро мне вручат орден Славы первой степени, так что бабушка будет полным кавалером, если доносит голову до конца...».

<-назад в раздел

Русский календарь