24.04.2019
Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в крестьянских семьях с малолетства и укреплялось самим строем религиозной и социальной жизни деревни в течение всей жизни каждого человека. Религиозный смысл почтения к родителям («Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» – Мф. 15, 4) особенно ясно проявлялся в повсеместно распространенном у русских особом отношении к родительскому благословению и родительскому проклятью.
Духовное воспитание начиналось с крещения. Подавляющее большинство русского народа не могло допустить, чтобы новорожденный остался не крещеным. Вполне осознанное признание необходимости крещения составляло и составляет важнейший элемент массового религиозного сознания русских.
<-назад в раздел
Отечественные традиции православного семейного воспитания. Что конкретно надо возрождать?
«Добрые дети – дому венец,
злые дети – дому конец».
Русская народная пословица.
злые дети – дому конец».
Русская народная пословица.
«Воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах, имеет ту
воспитательную силу, которой нет в самых
лучших системах, основанных на абстрактных
идеях или заимствованных у другого народа».
Ушинский К.Д.
основанное на народных началах, имеет ту
воспитательную силу, которой нет в самых
лучших системах, основанных на абстрактных
идеях или заимствованных у другого народа».
Ушинский К.Д.
Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нравственных устоев. «В каждом из нас материально, интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история своего народа, своей эпохи, своей семьи».
Проблема семьи в современном мире стоит как никогда остро. Одна из основных причин кризиса семьи и воспитания – утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. «Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей».
Культура семьи определяет направленность развития личности человека. Нравственные чувства ребенка постепенно оформляются в его нравственную позицию. Доминирующие чувства и нравственная позиция составляют нравственный облик и определяют в последующем нравственное поведение человека.
Культура семьи определяет направленность развития личности человека. Нравственные чувства ребенка постепенно оформляются в его нравственную позицию. Доминирующие чувства и нравственная позиция составляют нравственный облик и определяют в последующем нравственное поведение человека.
Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье. В этой связи – духовно-нравственное воспитание детей в семье возможно лишь при условии укрепления, нравственного и духовного оздоровления семьи, что, в свою очередь, является основой стабилизации общества и страны в целом.
Среди духовно-нравственных характеристик семьи, характерных для отечественной семейнойкультуры, и благоприятствующих духовно-нравственному воспитанию детей являются:
· любовь, жертвенность и взаимопонимание между супругами,
· ведение нравственного образа жизни на основе отечественных
духовных традиций,
· общую для членов семьи духовную цель служения ближним,
обществу, Отечеству,
· признание супругами семьи и детей подлинными духовным
ценностями,
· желание супругов укреплять семью и стремление воспитать
гармонично развитых детей,
· признание иерархичности взаимоотношений в семье с учетом
интересов, роли и места всех ее членов,
· взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи,
·совместное духовное возрастание всех членов семьи.
Среди духовно-нравственных характеристик семьи, характерных для отечественной семейнойкультуры, и благоприятствующих духовно-нравственному воспитанию детей являются:
· любовь, жертвенность и взаимопонимание между супругами,
· ведение нравственного образа жизни на основе отечественных
духовных традиций,
· общую для членов семьи духовную цель служения ближним,
обществу, Отечеству,
· признание супругами семьи и детей подлинными духовным
ценностями,
· желание супругов укреплять семью и стремление воспитать
гармонично развитых детей,
· признание иерархичности взаимоотношений в семье с учетом
интересов, роли и места всех ее членов,
· взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи,
·совместное духовное возрастание всех членов семьи.
Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада:
· жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных
праздников, общей трудовой и молитвенной жизни семьи,
· уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи,
· особо ответственном и любовном отношении к воспитанию
младенца (долгое грудное вскармливание, пестование),
· использовании в воспитании устного и изобразительного народного
творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-
самоделок,
· посильном участии детей в трудовой деятельности семьи,
обучении рукоделию и ,
· общей семейной трапезе,
· назидательном семейном чтении с последующим обсуждением
прочитанного,
· существовании семейного совета с решающим словом старшего
члена семьи.
Необходимо подчеркнуть, что в традиционной российской семье, являющейся эталоном благополучной и духовно состоятельной семьи, все формы духовно-нравственного воспитания детей основывались на принципах иерархии отношений и четком распределении обязанностей матери и отца, бабушки и дедушки, старших и младших в семье, закрепленных в социальном идеале мужчины и женщины, юноши и девушки, отрока и отроковицы, мальчика и девочки. Отношения в традиционной семье строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.
· жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных
праздников, общей трудовой и молитвенной жизни семьи,
· уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи,
· особо ответственном и любовном отношении к воспитанию
младенца (долгое грудное вскармливание, пестование),
· использовании в воспитании устного и изобразительного народного
творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-
самоделок,
· посильном участии детей в трудовой деятельности семьи,
обучении рукоделию и ,
· общей семейной трапезе,
· назидательном семейном чтении с последующим обсуждением
прочитанного,
· существовании семейного совета с решающим словом старшего
члена семьи.
Необходимо подчеркнуть, что в традиционной российской семье, являющейся эталоном благополучной и духовно состоятельной семьи, все формы духовно-нравственного воспитания детей основывались на принципах иерархии отношений и четком распределении обязанностей матери и отца, бабушки и дедушки, старших и младших в семье, закрепленных в социальном идеале мужчины и женщины, юноши и девушки, отрока и отроковицы, мальчика и девочки. Отношения в традиционной семье строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.
Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в крестьянских семьях с малолетства и укреплялось самим строем религиозной и социальной жизни деревни в течение всей жизни каждого человека. Религиозный смысл почтения к родителям («Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» – Мф. 15, 4) особенно ясно проявлялся в повсеместно распространенном у русских особом отношении к родительскому благословению и родительскому проклятью.
Духовное воспитание начиналось с крещения. Подавляющее большинство русского народа не могло допустить, чтобы новорожденный остался не крещеным. Вполне осознанное признание необходимости крещения составляло и составляет важнейший элемент массового религиозного сознания русских.
Религиозное воспитание в благочестивых крестьянских семьях отражено в многочисленных жизнеописаниях подвижников, вышедших из крестьян. Их современники, приступая к повествованию о жизни подвижника, как правило, говорили, хотя бы кратко, о той обстановке, в которой он вырос в детстве. Чаще всего, они опирались на рассказы самого подвижника.
Обязательными были исповедь и причащение детей, молитвы детей в храмах и участие их всемейных молитвах дома – все это и было основой массового духовно-нравственного воспитания.
Примером благочестия для детей были родители. Как пишет А.С. Макаренко, «воспитательный процесс есть процесс, постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью и собственным поведением родителей».
Трудно переоценить значение семьи в трудовом воспитании каждого человека. При этом трудовое воспитание очень естественно и незаметно соединялось с духовным, составляя его необходимую, неотъемлемую часть.
Во многих играх крестьянские дети и подростки очень точно подражали разным видам работ. Иногда такие игры возникали из непосредственного наблюдения, проходили рядом с действиями взрослых, всегда поощрявших подобный поворот в детских забавах. Чаще это были давно сложившиеся игры по определенным правилам, хорошо известным большинству участников. Но импровизация всегда дополняла строгую схему игры.
Существовала определенная последовательность включения детей и подростков в разные области хозяйства. Сложившиеся в течение длительного времени, традиции эти имели достаточно жесткие возрастные рамки и учитывали особенности хозяйства данного района. Включение детей и подростков во все промысловые занятия происходило постепенно, соответственно возрасту, под наблюдением взрослых.
Начиналось это зачастую с поощрявшихся родителями игр, переходивших в полуигру, полузанятие. Следующим этапом было подключение к настоящему промыслу, но на определенном, наиболее легком участке — под руководством старшего. Заканчивался процесс самостоятельной деятельностью, наступавшей иногда уже в подростковом возрасте. Приобретение навыков в земледельческих работах, как и в промыслах, выходило за рамки семьи.
Дети, естественно, наблюдали в поле, на лугу, в лесу и на реке труд не только взрослых членов своей семьи, но и соседей, односельчан. И не только стихийно наблюдали, но и получали от них нередко направленные указания и советы. Существенно помогало в этом отношении семье общественное мнение. Над теми из подростков, кто не овладел мастерством, соответствовавшим, по местным представлениям, их возрасту, начинали насмехаться.
Системными составляющими традиционной культуры семейного воспитания, построенными на приоритете духовно-нравственного воспитания детей в разных видах деятельности: в труде (домашнем, ремесленном, общинном), в праздниках, играх и семейном чтении, уходе за престарелыми и меньшими членами семьи оставалось самым важным:
· уважительное отношение к старшим (их почитание),
· отношение к браку как священному союзу,
· требовательность и ответственность,
· совесть и честь каждого члена семьи.
· требовательность и ответственность,
· совесть и честь каждого члена семьи.
Преемственность отечественных семейных традиций, культуры семейного воспитания, безусловно, способна укрепить родственные связи и соборность общества в целом. Приоритетность высших духовных интересов и ценностей семьи над материальными выводит семью в своем развитии на более высокий уровень служения обществу, Отечеству.
В современной России необходимо возрождать практически все формы православного семейного уклада. Вполне реальнысемейные советы, благоприятно для гармоничного развития детей использование народных игрушек и игр, особенно изготовленных совместно детьми и взрослыми. Большие возможности для развития ребенка несут в себе устное и изобразительное народное творчество.
Отставание на первых месяцах и годах в психическом и речевом развитии можно преодолеть за счет возрождениятрадиционного воспитания младенцев: обязательного грудного вскармливания, пестования, использования попевок, потешек, колыбельных, сказок.
Укрепляют отношения доверия и уважениясемейные трапезы и общие праздники, как внутрисемейные, так и объединяющие несколько семей, групп детей в детском саду, школе, семейном клубе, церковной общине.
Забота о близких людях действенно проявляется и формируется в ходеподготовки к праздникамв течение всего года через изготовление подарков, угощений, выступлений, а необходимые навыки для этого приобретаются при обучении в семье рукоделию и ремеслам, в совместных общих делах.
Просвещенность русского народа во все времена определяласьтрадицией семейного чтения, которая в наше время сохранилась в немногих семьях. В это же время почти в каждом доме еще хранятся собрания книг русской классической литературы. Восстановлению интереса и любви к семейному чтению могут помочь новые современные формы межсемейного общения: семейные клубы, школы молодых родителей, семейные гостиные, которые реально в естественной форме решат проблему повышения педагогической компетентности родителей при привлечении специалистов к работе этих семейных объединений.
Целесообразно привлечение в семейные объединения людей старшего поколения, создание семейных библиотек, аудио и видеотек. Именно в неформальных объединениях возможно введение новых семейных традиций и праздников в дни памяти святых покровителей семейного благополучия преподобных Кирилла и Марии, благоверных Петра и Февронии, составление семейных родословных и фотоальбомов с обязательным участием всех членов семьи.
Благоразумно введение семейной традиции обсуждения прожитого дня, обсуждения прочитанного, увиденного, прослушанной музыки, пережитых событий.
Основные принципы, лежащие в основе традиционного семейного воспитания, современного духовно-нравственного воспитания детей в семье:
·принцип единства семьи на основе жертвенности и любви,
·духовный рост, стремление к высшим духовным ценностям, реализующийся в служении ближним, обществу, отечеству, участии в благотворительных программах общества,
·иерархичность, четкое распределение обязанностей в семье,
·преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций,
династий,
·ответственность родителей за воспитание детей перед Богом
обществом,
·признание свободы личности ребенка и уважение его достоинства,
·сохранение чистоты и целомудрия супружеских отношений, способствующих адекватному развитию ребенка,
·принцип соответствия внутреннего уклада семьи духовным
национальным традициям народа.
·принцип единства семьи на основе жертвенности и любви,
·духовный рост, стремление к высшим духовным ценностям, реализующийся в служении ближним, обществу, отечеству, участии в благотворительных программах общества,
·иерархичность, четкое распределение обязанностей в семье,
·преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций,
династий,
·ответственность родителей за воспитание детей перед Богом
обществом,
·признание свободы личности ребенка и уважение его достоинства,
·сохранение чистоты и целомудрия супружеских отношений, способствующих адекватному развитию ребенка,
·принцип соответствия внутреннего уклада семьи духовным
национальным традициям народа.
Основными мерами содействия и помощи современной семье в возрождении традиционной культуры семейного воспитания, в духовно-нравственном воспитании детей являются:
– создание новых нетрадиционных общественных организаций и семейных клубов, гостиных, школ молодых родителей, родительских университетов
– проведение идеи ценности семьи в детских садах, школах, внешкольных учреждениях, организация и обогащение совместного досуга родителей и детей (экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха) с учетом возрастных особенностей детей, возможностей их эмоционального и нравственного восприятия,
– создание библиотек для детей и родителей в образовательных учреждениях, семейных клубах, при храмах, и т.д.
– проведение на базе семейных клубов, в воскресных школах, детских садах праздников церковного и светского календаря с совместным участием родителей и детей в их подготовке и проведении,
– создание семейных воскресных школ,
– духовное окормление родителей и специалистов, работающих с семьями,
– подчеркивание важности роли отца в воспитании детей: организации совместного труда и обучении ремеслу, организации общих дел, поездок, походов, паломничеств,
– взаимодействие с органами образования,
– пропаганда лучшего опыта семейного воспитания (из отечественной истории, современной жизни) в средствах массовой информации, печати, радио, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях,
– выделение важности пренатального периода в воспитании детей, физической и духовной подготовки молодых родителей к рождению ребенка и уходу за малышом,
– пропаганда здорового образа жизни родителей и детей для с самого раннего возраста в семьях (грудное вскармливание до года, правильное питание, одежда, создание приближенной к традиционной предметно-развивающей среды, младенческое пестование, закаливание и оздоровление всей семьи, приемлемая нелекарственная терапия),
– содействие развитию добровольческого движения среди молодежи в направлении их участия и помощи в организации детских площадок, деятельности семейных клубов, организации семейных экскурсий, походов, семейных служб.
– создание новых нетрадиционных общественных организаций и семейных клубов, гостиных, школ молодых родителей, родительских университетов
– проведение идеи ценности семьи в детских садах, школах, внешкольных учреждениях, организация и обогащение совместного досуга родителей и детей (экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха) с учетом возрастных особенностей детей, возможностей их эмоционального и нравственного восприятия,
– создание библиотек для детей и родителей в образовательных учреждениях, семейных клубах, при храмах, и т.д.
– проведение на базе семейных клубов, в воскресных школах, детских садах праздников церковного и светского календаря с совместным участием родителей и детей в их подготовке и проведении,
– создание семейных воскресных школ,
– духовное окормление родителей и специалистов, работающих с семьями,
– подчеркивание важности роли отца в воспитании детей: организации совместного труда и обучении ремеслу, организации общих дел, поездок, походов, паломничеств,
– взаимодействие с органами образования,
– пропаганда лучшего опыта семейного воспитания (из отечественной истории, современной жизни) в средствах массовой информации, печати, радио, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях,
– выделение важности пренатального периода в воспитании детей, физической и духовной подготовки молодых родителей к рождению ребенка и уходу за малышом,
– пропаганда здорового образа жизни родителей и детей для с самого раннего возраста в семьях (грудное вскармливание до года, правильное питание, одежда, создание приближенной к традиционной предметно-развивающей среды, младенческое пестование, закаливание и оздоровление всей семьи, приемлемая нелекарственная терапия),
– содействие развитию добровольческого движения среди молодежи в направлении их участия и помощи в организации детских площадок, деятельности семейных клубов, организации семейных экскурсий, походов, семейных служб.