03.04.2019
Неужели так поступать наставляли их афонские старцы? Справедливости ради следует отметить, что даже среди греков на Святой Горе не все потеряли голову.
В Болгарском, Александрийском, Антиохийском и Иерусалимском Патриархатах общий сочувствующий фон. Иерархия Кипрской Церкви не столько обезпокоена гонениями на Православие в Малой Руси, сколько неканоничностью иерархии раскольников.
Николай Светлов
<-назад в раздел
Правдивая картина отношения к Русской Церкви в православном мире.
В начале было Слово (Ин. 1, 1), – говорит святой Иоанн Богослов, имея в виду в первую очередь Слово Божие – Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа. Но и в жизни обычно слово-мысль, обдуманное, высказанное или записанное является началом едва ли не всякого дела.
В прежние века очень ответственно подходили к словам и старались, чтобы слово и дело друг с другом не расходились.
Однако в новое время, особенно в ХХ веке, произошла тотальная девальвация слов. Как доллар не подкреплен золотом и является простой зеленой бумажкой, так и слова в современном обществе очень часто не подкреплены золотом истины, правды и дела.
Сложившаяся в ХХ веке ситуация лишь усугубилась в XXI-м. В этой связи особую актуальность приобрели слова Спасителя о том, что по плодам их узнаете их (Мф. 7, 16).
Т.е. надо и слова слушать, но и подмечать, соответствуют ли они делам. Делам же
больше верить, чем словам.
больше верить, чем словам.
Церковная ситуация на Украине стала моментом истины, который показал истинных друзей и врагов Русской Православной Церкви, которые ей друзья не только на словах, но и на деле.
Премудрый Иисус сын Сирахов учит: Друг не познается в счастье, и враг не
скроется в несчастье (Сир. 12, 8). А в Русском народе сложилась поговорка: друг познается в беде.
скроется в несчастье (Сир. 12, 8). А в Русском народе сложилась поговорка: друг познается в беде.
Каковы же результаты теста под названием «украинская автокефалия»? Кто в беде остался другом Русской Церкви? В первую очередь – это Сербская Церковь. Она дала наиболее четкую и безкомпромиссную каноническую оценку преступным действиям патриарха Варфоломея на Украине и сделала наиболее далеко идущие выводы из этой оценки. Т.н. объединительный собор в Киеве сербы назвали «разъединительным антисобором», признав единственной законной церковной властью на Украине священноначалие во главе с митрополитом Онуфрием.
С раскольниками они отказались иметь какое-либо общение, «не зная и знать их не желая». Причем сербское священноначалие запретило своей пастве иметь общение не только с раскольниками, но и с теми, кто имеет с ними молитвенное и евхаристическое общение.
На деле это означает запрет на каноническое общение, например, с патриархом Варфоломеем, митрополитом Галльским Эммануилом или архимандритом Алексием, игуменом Афонского монастыря Ксенофонт, а также их единомышленниками.
Польская Церковь также заняла четкую позицию в отношении раскольников, отказавшись признавать их мнимую каноничность. Учитывая малочисленность иерархии Чешской Церкви, можно считать, что и она в лице своего предстоятеля и одного из архиереев осудила раскольников, поддержав каноническое Православие на Украине.
Робкие намеки на проблемы с признанием раскольничьей иерархии содержатся в синодальном решении Кипрской Церкви. Отдельные иерархи Болгарской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Элладской Церквей также словом или делом засвидетельствовали свою солидарность с Русской Церковью и гонимыми братьями и сестрами на Украине.
Остальные взяли долгую паузу и выдерживают дипломатичное молчание или же ограничиваются призывом к сохранению церковного мира в условиях жесточайшей агрессии Фанара на Украине.
Наверное, наиболее удивительно и неожиданно отреагировал Афон, на заседании Священного Кинота которого прозвучали речи об унижении эллинизма и Константинопольского патриархата, с чем они не могут смириться.
Словно представители греческих монастырей имеют очи и не видят, имеют уши и не слышат (Мк. 8, 18).
Словно представители греческих монастырей имеют очи и не видят, имеют уши и не слышат (Мк. 8, 18).
Получается, что в гонениях на малороссийскую иерархию, духовенство, монашество и мирян они не видят никакой проблемы.
А как же заповеди Божии? Где же любовь к Богу и ближним? Солидарность с палачами и равнодушие к страданиям его жертв. Этому ли учил нас Христос? Этому ли учат нас святые отцы?
Неужели так поступать наставляли их афонские старцы? Справедливости ради следует отметить, что даже среди греков на Святой Горе не все потеряли голову.
Несколько монастырей не согласились иметь каноническое общение с пожаловавшими к ним раскольниками.
Таким образом, испытание гонениями показало, что у Русской Церкви в православном мире не так много друзей, как это казалось ранее. Православные сербы, поляки и, еще, пожалуй, чехи показали себя надежными союзниками и друзьями.
В Болгарском, Александрийском, Антиохийском и Иерусалимском Патриархатах общий сочувствующий фон. Иерархия Кипрской Церкви не столько обезпокоена гонениями на Православие в Малой Руси, сколько неканоничностью иерархии раскольников.
На Святой горе друзей у нас меньше, чем откровенных или скрытых недругов. Еще меньше в Элладской Церкви. Такова горькая, но правдивая картина отношения к Русской Церкви в православном мире.
Николай Светлов