28.03.2019
А главной духовной обителью стал в 1062 г. Киево-Печерский монастырь, основанный преподобным Антонием и преподобным Феодосием. Чьи нетленные мощи многие века служили местом поклонения для всех православных. Здесь же упокоился и самый известный из русских богатырей – Илья Муромец, который родом был из села Карачарово у града Мурома на берегу реки Оки. Откуда и отправился в стольный Киев к князю Владимиру Красное Солнышко.
В былинном народном эпосе киевские князья – общерусские и призваны к защите родной земли. Той же любовью к ней и ясным сознанием ее единства проникнуты как «Повесть временных лет» Нестора, так и литературный памятник Средневековья «Слово о полку Игореве», где также с болью говорится о междоусобной вражде князей и происходивших от этого бедах.
И стали князья про малое
«это великое» говорить
И сами на себя крамолу ковать.
А поганые со всех сторон
приходили с победами
На землю Русскую.
После татарского нашествия почти вся Русь оказалась разоренной. Галицкое княжество перешло к католической Польше, а Волынское досталось Литве. Киев тоже утерял былое господство. Во второй половине XIII века в нем не осталось ни одного князя, а в 1300 г. его покинул и митрополит Максим, удалившись вместе со всем уцелевшим клиром на север, где началось вновь собирание русских земель – сперва вокруг Владимира на Клязьме, а затем и около Москвы.
В 1386 г. поляки с литовцами заключили союз, скрепив его брачными узами королевы Ядвиги с литовским князем Ягайло. А после образования государства Речь Посполитая начались еще большая полонизация и навязывание православным унии, то есть подчинение западнорусской церкви римскому папе! Часть ее духовенства прельстилась на обещанные привилегии, а основную роль защиты своей веры взял на себя простой православный народ, вступавший для этой цели в создаваемые знаменитые братства, где переход в унию считался изменой и строго наказывался.
«Ты же, неученный и смиренный Русине, простого и нехитрого Евангелия ся крепко держи, в нем же живот вечный тебе сокровенно есть, – писал в своих неустанных обращениях афонский монах Иван Вишенский. – Ни попы бо нас спасут, или владыки, или митрополиты, но веры нашей таинство с хранением заповедей Божиих, тое нас спасти мает».
Одновременно учреждались и школы, где преподавание велось на греческом и славянском языках. Издавались такие богословские сочинения, которые изобличали еретические учения. В эту переломную пору очень твердую позицию занял вернувшийся в Киев князь и воевода Константин Острожский, когда осудил тайное соглашение епископов на принятие унии и дал обет оставаться верным Православию.
Сие же все и послужило началом широкого антиуниатского движения. Одним из проявлений которого стало восстание под руководством С. Наливайко, вовлекшего в свои ряды как казаков, так и множество горожан с крестьянами. Но, несмотря на эти постоянные протесты и нежелание большинства людей принимать унию, польский король Сигизмунд III вместе с папой все-таки добились своего. Хотя и ценой немалых отдельных уступок, когда православным дозволялось сохранять богослужебные обряды.
Для дальнейшего утверждения унии и соединения католиков с православными в одно «тело» был созван в Бресте церковный Собор (1596 г.). Разделивший на самом деле западнорусскую церковь на Униатскую и Православную, а также усиливший преследование православных. Ибо сохранявшие веру в чистоте церкви стали закрывать или отдавать на откуп евреям, а священство же подвергать запугиванию и гонениям.
И в сегодняшние дни в действиях захвативших власть в Киеве националистов нет ничего нового! Они по-прежнему расправляются с теми православными священниками, которые не хотят разрывать связи с Москвой и подчиняться константинопольскому патриарху Варфоломею, столь откровенно поправшему каноны вселенского Православия и вступившему в сговор с тамошним прозападным режимом.
И если в корне ничего не изменится, то через одно-два поколения нынешняя Украина будет полностью окатоличена. Ведь посягают в Киеве уже на саму Печерскую лавру, и не исключено, что не пощадят и мощей ее святых, как некогда в бывшей резиденции Даниила Галицкого городе Холме.
Но вернемся к тому, когда патриарх Гермоген, находясь во время Смуты 1612 года в плену и страдая от голода, все-таки призвал всех православных подниматься на борьбу с католическими захватчиками. И как затем Богдан Хмельницкий отправился к родному по крови и вере московскому царю Алексею Михайловичу с просьбой взять их под защиту.
А Переяславская рада в 1654 г. лишь закрепила наше единство и столь необходимое воссоединение южной Руси с северной.
И сколько бы ни пытались сейчас на Украине отмежеваться от этого и предать забвению, но такое не вычеркнешь из истории и не спрячешь под спуд.
«Между душой русина и душой москаля основного различия нет, – не менее кичливо заявляли польские шляхтичи. – Иную душу влить в русина – вот главная задача для нас, поляков!.. А если бы оно и не сбылось, то лучше Малая Русь самостоятельная, нежели Русь российская».
Не вправе забывать мы и о том, что почти вся юго-западная Русь долгие годы была и под Австро-Венгрией. И что австрийцы так же, как и поляки, поддерживали явную выдумку об особой украинской нации. Хотя поначалу правительство их официально признавало единство галичан с остальным русским народом. Пока не усмотрело в этом некую опасность и не принялось преследовать. Организовав под строжайшим контролем украино-русскую партию, которая в 1890 году вошла в соглашение с галицийскими поляками.
С началом же войны 1914 года всех сочувствовавших России обвинили в государственной измене. Арестованных избивали камнями, палками, закалывали штыками или вешали. При этом украинофилы распевали:
Буде вiльна Украiна
у свободи жити,
Буде каждий украiнец
Габсбургам служити...
А что касается создания ими нового литературного языка, то он тоже был направлен на раскол как единого русского народа, так и Православия.
«Но вера наша не может быть ни киевской, ни московской, – неизменно подчеркивал великий святой Лаврентий Черниговский, – а только русской!» Владимир крестил Русь, а не Украину, которая означает «окраина». И назвали так, чтобы мы поскорее забыли свое изначальное имя, а затем уж и навсегда оторвались от святой и православной Руси.
И жаль, что так и не сделали очень нужных своевременных выводов после этих слов. Ведь только из-за излишней лояльности Кремля и нашего невмешательства сумели устроить в Киеве два майдана и добиться такой перемены. А теперь вот объявили уже и приходы Московского патриархата незаконными на территории Украины, вытесняя их и все больше запугивая всех несогласных.
Ибо давно считают своим главным врагом Россию, мешающую якобы им создавать независимую Украину. И эти сепаратистские настроения подогреваются не только в Риме, но и в Америке, где проживает огромное количество перебравшихся туда таких же закоснелых украинофилов, служащих наилучшим подспорьем для устраивания против России любых провокаций.
И не надо думать, что все это как-то прекратится само собой. Ведь их сегодняшние западные хозяева не упустят своего шанса и на сей раз. Они будут непременно вооружать Украину и натравливать на Россию.
Спасти же всех может по-прежнему Православная Церковь, где по обе стороны немало еще истинно верующих людей, для которых Киев был и навсегда останется матерью городов русских, купелью Крещения и главным символом всей Святой Руси.
Тогда как Москва стала наследницей ее и Третьим Римом, обязанным везде защищать православных. Поэтому просто не имеем права допустить, чтобы совсем обезумевшие униаты смогли твердо закрепиться и всюду на Украине. И тогда мы будем вновь отброшены не только во времена господства Речи Посполитой, но и не избежим еще более жестокого кровопролитного столкновения.
Анатолий ЯКОВЕНКО,
писатель
Источник: https://www.rv.ru
<-назад в раздел
Святая Русь и униатство
Нынешний конфликт России с Украиной и в особенности обострившиеся церковные отношения невольно заставляют обратиться к нашему прошлому, чтобы понять и увидеть все те сокрытые глубинные причины, которые и легли в основу этих столь непростых разногласий.
Одним из важнейших моментов в жизни русского народа было принятие из Византии Христианства, благодаря которому сумели объединить раздробленные земли, обрести письменность, культуру и создать могучую православную державу. Ведь уже при великом князе Владимире Мономахе границы Киевской Руси простирались от Киева и Чернигова на юге до Новгорода на севере, Червена с Волынью на западе и до Ростова и Суздаля на северо-востоке.
А главной духовной обителью стал в 1062 г. Киево-Печерский монастырь, основанный преподобным Антонием и преподобным Феодосием. Чьи нетленные мощи многие века служили местом поклонения для всех православных. Здесь же упокоился и самый известный из русских богатырей – Илья Муромец, который родом был из села Карачарово у града Мурома на берегу реки Оки. Откуда и отправился в стольный Киев к князю Владимиру Красное Солнышко.
В былинном народном эпосе киевские князья – общерусские и призваны к защите родной земли. Той же любовью к ней и ясным сознанием ее единства проникнуты как «Повесть временных лет» Нестора, так и литературный памятник Средневековья «Слово о полку Игореве», где также с болью говорится о междоусобной вражде князей и происходивших от этого бедах.
И стали князья про малое
«это великое» говорить
И сами на себя крамолу ковать.
А поганые со всех сторон
приходили с победами
На землю Русскую.
После татарского нашествия почти вся Русь оказалась разоренной. Галицкое княжество перешло к католической Польше, а Волынское досталось Литве. Киев тоже утерял былое господство. Во второй половине XIII века в нем не осталось ни одного князя, а в 1300 г. его покинул и митрополит Максим, удалившись вместе со всем уцелевшим клиром на север, где началось вновь собирание русских земель – сперва вокруг Владимира на Клязьме, а затем и около Москвы.
В 1386 г. поляки с литовцами заключили союз, скрепив его брачными узами королевы Ядвиги с литовским князем Ягайло. А после образования государства Речь Посполитая начались еще большая полонизация и навязывание православным унии, то есть подчинение западнорусской церкви римскому папе! Часть ее духовенства прельстилась на обещанные привилегии, а основную роль защиты своей веры взял на себя простой православный народ, вступавший для этой цели в создаваемые знаменитые братства, где переход в унию считался изменой и строго наказывался.
«Ты же, неученный и смиренный Русине, простого и нехитрого Евангелия ся крепко держи, в нем же живот вечный тебе сокровенно есть, – писал в своих неустанных обращениях афонский монах Иван Вишенский. – Ни попы бо нас спасут, или владыки, или митрополиты, но веры нашей таинство с хранением заповедей Божиих, тое нас спасти мает».
Одновременно учреждались и школы, где преподавание велось на греческом и славянском языках. Издавались такие богословские сочинения, которые изобличали еретические учения. В эту переломную пору очень твердую позицию занял вернувшийся в Киев князь и воевода Константин Острожский, когда осудил тайное соглашение епископов на принятие унии и дал обет оставаться верным Православию.
Сие же все и послужило началом широкого антиуниатского движения. Одним из проявлений которого стало восстание под руководством С. Наливайко, вовлекшего в свои ряды как казаков, так и множество горожан с крестьянами. Но, несмотря на эти постоянные протесты и нежелание большинства людей принимать унию, польский король Сигизмунд III вместе с папой все-таки добились своего. Хотя и ценой немалых отдельных уступок, когда православным дозволялось сохранять богослужебные обряды.
Для дальнейшего утверждения унии и соединения католиков с православными в одно «тело» был созван в Бресте церковный Собор (1596 г.). Разделивший на самом деле западнорусскую церковь на Униатскую и Православную, а также усиливший преследование православных. Ибо сохранявшие веру в чистоте церкви стали закрывать или отдавать на откуп евреям, а священство же подвергать запугиванию и гонениям.
И в сегодняшние дни в действиях захвативших власть в Киеве националистов нет ничего нового! Они по-прежнему расправляются с теми православными священниками, которые не хотят разрывать связи с Москвой и подчиняться константинопольскому патриарху Варфоломею, столь откровенно поправшему каноны вселенского Православия и вступившему в сговор с тамошним прозападным режимом.
И если в корне ничего не изменится, то через одно-два поколения нынешняя Украина будет полностью окатоличена. Ведь посягают в Киеве уже на саму Печерскую лавру, и не исключено, что не пощадят и мощей ее святых, как некогда в бывшей резиденции Даниила Галицкого городе Холме.
Но вернемся к тому, когда патриарх Гермоген, находясь во время Смуты 1612 года в плену и страдая от голода, все-таки призвал всех православных подниматься на борьбу с католическими захватчиками. И как затем Богдан Хмельницкий отправился к родному по крови и вере московскому царю Алексею Михайловичу с просьбой взять их под защиту.
А Переяславская рада в 1654 г. лишь закрепила наше единство и столь необходимое воссоединение южной Руси с северной.
И сколько бы ни пытались сейчас на Украине отмежеваться от этого и предать забвению, но такое не вычеркнешь из истории и не спрячешь под спуд.
«Между душой русина и душой москаля основного различия нет, – не менее кичливо заявляли польские шляхтичи. – Иную душу влить в русина – вот главная задача для нас, поляков!.. А если бы оно и не сбылось, то лучше Малая Русь самостоятельная, нежели Русь российская».
Не вправе забывать мы и о том, что почти вся юго-западная Русь долгие годы была и под Австро-Венгрией. И что австрийцы так же, как и поляки, поддерживали явную выдумку об особой украинской нации. Хотя поначалу правительство их официально признавало единство галичан с остальным русским народом. Пока не усмотрело в этом некую опасность и не принялось преследовать. Организовав под строжайшим контролем украино-русскую партию, которая в 1890 году вошла в соглашение с галицийскими поляками.
С началом же войны 1914 года всех сочувствовавших России обвинили в государственной измене. Арестованных избивали камнями, палками, закалывали штыками или вешали. При этом украинофилы распевали:
Буде вiльна Украiна
у свободи жити,
Буде каждий украiнец
Габсбургам служити...
А что касается создания ими нового литературного языка, то он тоже был направлен на раскол как единого русского народа, так и Православия.
«Но вера наша не может быть ни киевской, ни московской, – неизменно подчеркивал великий святой Лаврентий Черниговский, – а только русской!» Владимир крестил Русь, а не Украину, которая означает «окраина». И назвали так, чтобы мы поскорее забыли свое изначальное имя, а затем уж и навсегда оторвались от святой и православной Руси.
И жаль, что так и не сделали очень нужных своевременных выводов после этих слов. Ведь только из-за излишней лояльности Кремля и нашего невмешательства сумели устроить в Киеве два майдана и добиться такой перемены. А теперь вот объявили уже и приходы Московского патриархата незаконными на территории Украины, вытесняя их и все больше запугивая всех несогласных.
Ибо давно считают своим главным врагом Россию, мешающую якобы им создавать независимую Украину. И эти сепаратистские настроения подогреваются не только в Риме, но и в Америке, где проживает огромное количество перебравшихся туда таких же закоснелых украинофилов, служащих наилучшим подспорьем для устраивания против России любых провокаций.
И не надо думать, что все это как-то прекратится само собой. Ведь их сегодняшние западные хозяева не упустят своего шанса и на сей раз. Они будут непременно вооружать Украину и натравливать на Россию.
Спасти же всех может по-прежнему Православная Церковь, где по обе стороны немало еще истинно верующих людей, для которых Киев был и навсегда останется матерью городов русских, купелью Крещения и главным символом всей Святой Руси.
Тогда как Москва стала наследницей ее и Третьим Римом, обязанным везде защищать православных. Поэтому просто не имеем права допустить, чтобы совсем обезумевшие униаты смогли твердо закрепиться и всюду на Украине. И тогда мы будем вновь отброшены не только во времена господства Речи Посполитой, но и не избежим еще более жестокого кровопролитного столкновения.
Анатолий ЯКОВЕНКО,
писатель
Источник: https://www.rv.ru