30.03.2019
– Господь наш Иисус Христос сказал: Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей... Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей. Сие заповедую вам, да любите друг друга (Ин. 15, 9–10, 17). Сердце человека, любящего Бога, стремится исполнить эту заповедь и не находит, что было бы выше или хотя бы равным ей.
Без любви ко Христу все земное не имеет смысла. И апостол Павел пишет: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1 Кор. 13, 2). Поэтому, если без любви все напрасно, то задача родителей состоит прежде всего в том, чтобы научить детей любить Бога и людей. В этом – истинная педагогика, наука об образовании и воспитании, здесь – ее корень.
Но, приступая к практической стороне, мы обнаруживаем, что учителям и воспитателям нужно самим любить Бога. Самой большой сложностью в деле воспитания детей оказывается преодоление родителями своих страстей! Только тем из них, кто восстал на свои страсти, начал осознанную борьбу с ними, споспешествует благодать. Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему (Ин. 14, 26). Вот Кто наставляет родителей, как учить детей, а сердца детей располагает к тому, чтобы учиться. Дальше духовно здоровый ребенок легко освоит любые светские науки и будет употреблять полученные знания во славу Божию.
– Вы отметили важную взаимосвязь воспитания с духовным состоянием родителей. Но даже верующие люди порой недоумевают, почему Господь наказывает детей за грехи отцов и матерей.
– Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20, 5). Т. е. дети, хотя и не отвечают за конкретные грехи родителей, но наследуют целый комплекс их нераскаянных страстей.
Крещение же не делает человека безстрастным. В Крещении прощаются первородный грех и все прежде соделанные грехи, но человек не избавляется автоматически от страстей, хотя их влияние и ослабевает по благодати Таинства. И он вполне может повторить свои грехи и сделать новые. С этим грузом он зачинает детей, которые идут по стопам родителей. Во гресех роди мя мати моя… (Пс. 50, 7). Спасение же от власти греха – только в Церкви, а не в каких-то педагогических методиках.
Но надо и правильно понимать слово «наказывающий». Цель наказания Богом детей – в обличении грехов родителей, призыве их к покаянию. К сожалению, обычно люди обращаются к Богу только в страданиях, особенно – в страданиях близких. Вот только несколько примеров.
Мария приезжает на каждую Литургию и привозит обоих своих детей – Сергея (2,5 года) и Олю (4 года). Дети всегда причащаются. Так продолжается уже два года. И вот, несмотря на такое усердие, младенец Сергей дома постоянно дерется с сестрой, со старшим братом и даже на маму поднимает руку. В чем дело? Неужели Божия благодать, преподаваемая ему в Таинстве приобщения Плоти и Крови Христовых, безсильна уврачевать его? Нет, не безсильна, но на данном этапе таковому быть благоволит Господь. Зачем? Затем, чтобы покаялся отец Сергея. Младенец дерется потому, что отец его гневлив и много обижал других людей. Поэтому Господь оставляет Сергею быть драчливым, чтобы папа, видя это, наконец раскаялся бы в своих грехах. Сергей – обличение своему родителю и вместе с тем врачевание ему.
Другой случай. В одной семье мальчик Илья имел недостаток: после того как его ругали, начинал ныть – долго и однообразно. Никто не мог его успокоить, даже наказание не помогало. Через некоторое время все выяснилось: оказывается, мама Ильи тоже имела склонность часто огорчаться, обижаться, унывать. И тогда стало понятно, почему Илья такой нытик, – у него мамина слезливость от рождения. И если мы сейчас говорим о воспитании, то в данном случае Илью не надо наказывать. Ведь это Господь попускает ему ныть, чтобы мама увидела в нем себя и покаялась. Богу не угодно ее уныние, и вот Он попускает Илье быть таким же, как она, чтобы стать ее обличением и в то же время врачеванием.
Вот что значит Божие наказание! Подобные примеры – на каждом шагу, их надо только научиться видеть. Ребенок – прибор, показывающий духовное состояние родителей. Они сами свои грехи зачастую не замечают, а ребенок им их открывает. Это по любви Своей Господь тайное в родителях делает явным через детей.
«И если, видевши то, родители не исправятся, – разъясняет блаженный Нифонт, епископ Кипрский, – но пребудут в прежнем нечестии, то подвергнутся еще большей страшной муке, потому что наказаны были и не уразумели. Детям же, здесь пострадавшим и мученным ради обращения к покаянию родителей, воздадутся Господом венцы и почести в веке безконечной жизни». Это ли не милость праведного Бога Отца?
– Отец Петр, сейчас такое непростое время, как надо воспитывать детей? На что обращать особое внимание?
– Что десять лет назад, что сто лет назад, что сейчас – Христос и Его Законы те же. Только общий уровень нравственности, благочестия у современных людей, по-моему, все-таки падает. Дети сегодня рождаются уже с большим комплексом страстей. И когда подрастают, у них все это начинает проявляться. Поэтому воспитывать детей, тем более сейчас, невозможно без покаяния родителей. Можно сказать: какое покаяние – такой и будет семья, малая Церковь. Какое покаяние – такими будут и наши дети. Причем, исповедуя грехи, следует решительно взяться за совершение противоположных им дел, иначе часто получается, что страсть, в которой родители раскаялись, все равно проявляется в ребенке – по причине недостаточности (количественной или качественной) плодов покаяния.
А против всего того, что сейчас происходит в мире, одно средство – приучить ребенка ходить в храм. Чтобы он полюбил молиться и причащаться. Первое дело в жизни – святое Причастие.
В наше время, чтобы облегчить задачу воспитания детей, семьи часто объединяются в крепкую духовную общину, вокруг храма или монастыря, где у них есть опытный духовный отец. Родителям самим нужно возделывать в себе добродетель послушания, чтобы дух в семье был такой. Ведь теперь и духовных отцов почти ни у кого нет. Православные люди не хотят довериться Богу через послушание батюшке, боятся, что батюшка скажет, а им не понравится благословение или они его исполнят и в чем-то «проиграют». Т. е. проблема не столько в недостатке руководителей, сколько в самих людях. В старину как учили? – Слушаться духовного отца как Самого Христа. Потому что благодать проистекает не от священника, а от Бога – за безпрекословное послушание. Вот что ценно! Мы ради Бога, Его благодати, слушаемся.
– Какие еще практические советы Вы можете дать, исходя из своего опыта?
– Главное – понять, что ребенок в семье живет и действует по духу родителей. Не по их словам и объяснениям, а именно по духу! Часто родители хотят, чтобы ребенок слушался, а сами никого не слушают – ни духовного отца, ни начальника на работе. Живут своим умом, а детей заставляют слушаться. Это же нереально. И ребенок, конечно, никого не будет слушаться – ни родителей, ни учителей в школе, никого. А родители настаивают.
Родители зачастую рассчитывают на слова. Но, бывает, ни слова, ни даже пример не помогают. Без Духа Святаго никакая существующая педагогическая школа не может избавить детей ни от одной пагубной страсти.
Не злитесь на детей. Злиться – это ведь зло. Злоба, раздражительность – плоды гнева. Дети это особенно чувствуют – недостаток любви – и начинают закрываться, замыкаться. Поэтому вы говорите, конечно, объясняйте ребенку, ставьте его в угол, что-нибудь еще придумывайте, но только не злитесь никогда. Пройдет лет 30, и ребенок будет с радостью и благодарностью вспоминать, что родители на него не злились.
И не ссорьтесь друг с другом. Это очень отрицательно действует на детей. У меня родители были нецерковные, но они никогда друг с другом не ругались, и я вспоминаю сейчас это с умилением и любовью. Отец, бывало, берет ремень – пороть меня или брата, а мама ему тихонько: «Миш, Миш, может, не надо?» – «Нет, – отвечает. – Надо». И она отходила. Отец командовал. Вкладывал нам ума.
При этом он очень любил маму. Был старше на десять лет. Когда ушел на пенсию, она еще работала – далеко, больше часа идти. Так он каждый день ходил ее встречать. Брал меня или брата, или нас обоих, и мы шли до станции, потом за станцию до леса. Заходили в этот лес и там ждали, пока мама появится. Каждый день! Это редкое явление, чтобы муж так любил свою супругу. Я сам уже до 80-ти лет дожил и до сих пор с радостью вспоминаю, какие они были дружные. Такими примерами и нужно воспитывать.
Учите детей молиться. А как чему-то учить, если сам не умеешь? И если смирения нет – как ты научишь ребенка смиряться?..
– А как родителям молиться о детях? Какое покаяние приносить?
– Этому сейчас толком никто не учит, тем более на приходах. Молиться надо Иисусовой молитвой. Больше вы никак молиться не научитесь, ни из теории, ни на канонах. Иисусову молитву не любят, нигде практически ею не молятся. Даже духовенство о ней не говорит, потому что ее не понимает. А надо и самому ее творить, и ребенка учить.
Часто в сложных семейных ситуациях предлагаю: «Читай сотню Иисусовой молитвы вместе с ребенком перед сном». Кто это делает – тому помогает. Хотя сотня – это мало, конечно. В книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» как человек навык молитве? Тысяча, две тысячи, три… Ему сначала не нравилось, сопротивлялся. А стал говорить-говорить – и научился молиться. Старец Михаил Труханов (1916–2006), мой духовный отец, всегда говорил: «Если любишь – то молишься. А если не молишься – то и не любишь».
Одним из основных показателей веры, наряду с молитвой, являются добродетели смирения и милосердия. Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью (Тов. 12, 8), – говорит Архангел Рафаил.
Так что надо настроить себя на стремление к исполнению заповедей Божиих, нужно учиться смиряться, любить молитву и Причащение Святых Христовых Таин. А чтобы не сворачивать с этого пути, полезно помнить слова Божии: Как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих (Ос. 4, 6), и Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши будут в милости (2 Пар. 30, 9).
Беседовала
Анастасия ДЕРЖАВИНА
<-назад в раздел
Какое покаяние – такими будут дети: Беседа с протоиерем Петром Просековым на тему воспитания, важности Иисусовой молитвы и др.
В наступившее спасительное время Великого Поста предлагаем к прочтению беседу с протоиерееем Петром Просековым на неизменно актуальную для всех православных родителей тему воспитания. Однако затронутые вопросы – о взаимосвязи духовной жизни и отношений человека с окружающими (не только детьми), о необходимости благодатной помощи и важности Иисусовой молитвы для мирян и др. – будут интересны всем верующим без исключения.
– Батюшка, Вы по образованию педагог, много лет отдали этой профессии; обладаете богатым пастырским опытом. Объясните, пожалуйста: что есть воспитание детей в духовном смысле?
– Батюшка, Вы по образованию педагог, много лет отдали этой профессии; обладаете богатым пастырским опытом. Объясните, пожалуйста: что есть воспитание детей в духовном смысле?
– Господь наш Иисус Христос сказал: Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей... Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей. Сие заповедую вам, да любите друг друга (Ин. 15, 9–10, 17). Сердце человека, любящего Бога, стремится исполнить эту заповедь и не находит, что было бы выше или хотя бы равным ей.
Без любви ко Христу все земное не имеет смысла. И апостол Павел пишет: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1 Кор. 13, 2). Поэтому, если без любви все напрасно, то задача родителей состоит прежде всего в том, чтобы научить детей любить Бога и людей. В этом – истинная педагогика, наука об образовании и воспитании, здесь – ее корень.
Но, приступая к практической стороне, мы обнаруживаем, что учителям и воспитателям нужно самим любить Бога. Самой большой сложностью в деле воспитания детей оказывается преодоление родителями своих страстей! Только тем из них, кто восстал на свои страсти, начал осознанную борьбу с ними, споспешествует благодать. Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему (Ин. 14, 26). Вот Кто наставляет родителей, как учить детей, а сердца детей располагает к тому, чтобы учиться. Дальше духовно здоровый ребенок легко освоит любые светские науки и будет употреблять полученные знания во славу Божию.
– Вы отметили важную взаимосвязь воспитания с духовным состоянием родителей. Но даже верующие люди порой недоумевают, почему Господь наказывает детей за грехи отцов и матерей.
– Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20, 5). Т. е. дети, хотя и не отвечают за конкретные грехи родителей, но наследуют целый комплекс их нераскаянных страстей.
Крещение же не делает человека безстрастным. В Крещении прощаются первородный грех и все прежде соделанные грехи, но человек не избавляется автоматически от страстей, хотя их влияние и ослабевает по благодати Таинства. И он вполне может повторить свои грехи и сделать новые. С этим грузом он зачинает детей, которые идут по стопам родителей. Во гресех роди мя мати моя… (Пс. 50, 7). Спасение же от власти греха – только в Церкви, а не в каких-то педагогических методиках.
Но надо и правильно понимать слово «наказывающий». Цель наказания Богом детей – в обличении грехов родителей, призыве их к покаянию. К сожалению, обычно люди обращаются к Богу только в страданиях, особенно – в страданиях близких. Вот только несколько примеров.
Мария приезжает на каждую Литургию и привозит обоих своих детей – Сергея (2,5 года) и Олю (4 года). Дети всегда причащаются. Так продолжается уже два года. И вот, несмотря на такое усердие, младенец Сергей дома постоянно дерется с сестрой, со старшим братом и даже на маму поднимает руку. В чем дело? Неужели Божия благодать, преподаваемая ему в Таинстве приобщения Плоти и Крови Христовых, безсильна уврачевать его? Нет, не безсильна, но на данном этапе таковому быть благоволит Господь. Зачем? Затем, чтобы покаялся отец Сергея. Младенец дерется потому, что отец его гневлив и много обижал других людей. Поэтому Господь оставляет Сергею быть драчливым, чтобы папа, видя это, наконец раскаялся бы в своих грехах. Сергей – обличение своему родителю и вместе с тем врачевание ему.
Другой случай. В одной семье мальчик Илья имел недостаток: после того как его ругали, начинал ныть – долго и однообразно. Никто не мог его успокоить, даже наказание не помогало. Через некоторое время все выяснилось: оказывается, мама Ильи тоже имела склонность часто огорчаться, обижаться, унывать. И тогда стало понятно, почему Илья такой нытик, – у него мамина слезливость от рождения. И если мы сейчас говорим о воспитании, то в данном случае Илью не надо наказывать. Ведь это Господь попускает ему ныть, чтобы мама увидела в нем себя и покаялась. Богу не угодно ее уныние, и вот Он попускает Илье быть таким же, как она, чтобы стать ее обличением и в то же время врачеванием.
Вот что значит Божие наказание! Подобные примеры – на каждом шагу, их надо только научиться видеть. Ребенок – прибор, показывающий духовное состояние родителей. Они сами свои грехи зачастую не замечают, а ребенок им их открывает. Это по любви Своей Господь тайное в родителях делает явным через детей.
«И если, видевши то, родители не исправятся, – разъясняет блаженный Нифонт, епископ Кипрский, – но пребудут в прежнем нечестии, то подвергнутся еще большей страшной муке, потому что наказаны были и не уразумели. Детям же, здесь пострадавшим и мученным ради обращения к покаянию родителей, воздадутся Господом венцы и почести в веке безконечной жизни». Это ли не милость праведного Бога Отца?
– Отец Петр, сейчас такое непростое время, как надо воспитывать детей? На что обращать особое внимание?
– Что десять лет назад, что сто лет назад, что сейчас – Христос и Его Законы те же. Только общий уровень нравственности, благочестия у современных людей, по-моему, все-таки падает. Дети сегодня рождаются уже с большим комплексом страстей. И когда подрастают, у них все это начинает проявляться. Поэтому воспитывать детей, тем более сейчас, невозможно без покаяния родителей. Можно сказать: какое покаяние – такой и будет семья, малая Церковь. Какое покаяние – такими будут и наши дети. Причем, исповедуя грехи, следует решительно взяться за совершение противоположных им дел, иначе часто получается, что страсть, в которой родители раскаялись, все равно проявляется в ребенке – по причине недостаточности (количественной или качественной) плодов покаяния.
А против всего того, что сейчас происходит в мире, одно средство – приучить ребенка ходить в храм. Чтобы он полюбил молиться и причащаться. Первое дело в жизни – святое Причастие.
В наше время, чтобы облегчить задачу воспитания детей, семьи часто объединяются в крепкую духовную общину, вокруг храма или монастыря, где у них есть опытный духовный отец. Родителям самим нужно возделывать в себе добродетель послушания, чтобы дух в семье был такой. Ведь теперь и духовных отцов почти ни у кого нет. Православные люди не хотят довериться Богу через послушание батюшке, боятся, что батюшка скажет, а им не понравится благословение или они его исполнят и в чем-то «проиграют». Т. е. проблема не столько в недостатке руководителей, сколько в самих людях. В старину как учили? – Слушаться духовного отца как Самого Христа. Потому что благодать проистекает не от священника, а от Бога – за безпрекословное послушание. Вот что ценно! Мы ради Бога, Его благодати, слушаемся.
– Какие еще практические советы Вы можете дать, исходя из своего опыта?
– Главное – понять, что ребенок в семье живет и действует по духу родителей. Не по их словам и объяснениям, а именно по духу! Часто родители хотят, чтобы ребенок слушался, а сами никого не слушают – ни духовного отца, ни начальника на работе. Живут своим умом, а детей заставляют слушаться. Это же нереально. И ребенок, конечно, никого не будет слушаться – ни родителей, ни учителей в школе, никого. А родители настаивают.
Начинают применять наказания – «палочное» воспитание, практически дрессировку. Так ребенок будет слушаться только до тех пор, пока «палка» действует, лет до 16–18.
Родители зачастую рассчитывают на слова. Но, бывает, ни слова, ни даже пример не помогают. Без Духа Святаго никакая существующая педагогическая школа не может избавить детей ни от одной пагубной страсти.
Вот, приходит человек и жалуется: «Только что внуку объяснил, как надо поступать. Прошел час, а он опять делает по-своему. Батюшка, что это такое?» Говорю ему: «Ребенок-то услышал, что Вы ему сказали. Но исполнить не может, потому что у него на это нет благодати. Если хотите, чтобы он исполнил – помолитесь за него горячо.
Низведите с Неба на него благодать». А то говорить-то говорят, а молиться не хотят. Молиться надо очень крепко – больше туда, «наверх», говорить. «Технология» именно такова: говори Богу, а Бог Сам вразумит твое чадо. И здесь ничего больше не сделаешь.
Не злитесь на детей. Злиться – это ведь зло. Злоба, раздражительность – плоды гнева. Дети это особенно чувствуют – недостаток любви – и начинают закрываться, замыкаться. Поэтому вы говорите, конечно, объясняйте ребенку, ставьте его в угол, что-нибудь еще придумывайте, но только не злитесь никогда. Пройдет лет 30, и ребенок будет с радостью и благодарностью вспоминать, что родители на него не злились.
И не ссорьтесь друг с другом. Это очень отрицательно действует на детей. У меня родители были нецерковные, но они никогда друг с другом не ругались, и я вспоминаю сейчас это с умилением и любовью. Отец, бывало, берет ремень – пороть меня или брата, а мама ему тихонько: «Миш, Миш, может, не надо?» – «Нет, – отвечает. – Надо». И она отходила. Отец командовал. Вкладывал нам ума.
При этом он очень любил маму. Был старше на десять лет. Когда ушел на пенсию, она еще работала – далеко, больше часа идти. Так он каждый день ходил ее встречать. Брал меня или брата, или нас обоих, и мы шли до станции, потом за станцию до леса. Заходили в этот лес и там ждали, пока мама появится. Каждый день! Это редкое явление, чтобы муж так любил свою супругу. Я сам уже до 80-ти лет дожил и до сих пор с радостью вспоминаю, какие они были дружные. Такими примерами и нужно воспитывать.
Учите детей молиться. А как чему-то учить, если сам не умеешь? И если смирения нет – как ты научишь ребенка смиряться?..
– А как родителям молиться о детях? Какое покаяние приносить?
– Этому сейчас толком никто не учит, тем более на приходах. Молиться надо Иисусовой молитвой. Больше вы никак молиться не научитесь, ни из теории, ни на канонах. Иисусову молитву не любят, нигде практически ею не молятся. Даже духовенство о ней не говорит, потому что ее не понимает. А надо и самому ее творить, и ребенка учить.
Часто в сложных семейных ситуациях предлагаю: «Читай сотню Иисусовой молитвы вместе с ребенком перед сном». Кто это делает – тому помогает. Хотя сотня – это мало, конечно. В книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» как человек навык молитве? Тысяча, две тысячи, три… Ему сначала не нравилось, сопротивлялся. А стал говорить-говорить – и научился молиться. Старец Михаил Труханов (1916–2006), мой духовный отец, всегда говорил: «Если любишь – то молишься. А если не молишься – то и не любишь».
О покаянии Господь открыл следующее: добрые дела отцов отзываются добром их детям до тысячи родов (ср.: Втор. 5, 10). Что это за добро, за которое награждаются потомки до тысячи родов? В Евангелии говорится о том, как иудеи спрашивали Иисуса Христа: Что сотворим, да делаем дела Божии? На это Господь отвечает им так: Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, кого Он послал (Ин. 6, 29). И еще: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 38; ср.: Ис. 12, 3; Иоил. 3, 18). Здесь Господь очень ясно указывает, что для спасения прежде всего нужна вера в Иисуса Христа, Бога во плоти. Поэтому если мы хотим сделать доброе нашим детям и детям детей, то нужно стяжать сильную веру. А из нее, как из источника, проистекут потоки добрых дел.
Одним из основных показателей веры, наряду с молитвой, являются добродетели смирения и милосердия. Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью (Тов. 12, 8), – говорит Архангел Рафаил.
Так что надо настроить себя на стремление к исполнению заповедей Божиих, нужно учиться смиряться, любить молитву и Причащение Святых Христовых Таин. А чтобы не сворачивать с этого пути, полезно помнить слова Божии: Как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих (Ос. 4, 6), и Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши будут в милости (2 Пар. 30, 9).
Беседовала
Анастасия ДЕРЖАВИНА