Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
«Храм, дорогие певуны, оставьте в покое... »: Протодиакон Владимир Василик об исполнении в Исаакиевском соборе милитаристской песни 03.03.2019

«Храм, дорогие певуны, оставьте в покое... »: Протодиакон Владимир Василик об исполнении в Исаакиевском соборе милитаристской песни

Концертный хор Санкт-Петербурга исполнил в рамках праздничного концерта 23 февраля в Исаакиевском соборе песню «На подводной лодочке, или О зарплате военнослужащих».
 
Событие вызвало общественный резонанс.

В ответ на возмущение общественности художественный руководитель концертного хора Санкт-Петербурга Владимир Беглецов заявил: «Я не вижу оснований обсуждать свой выбор, в частности, этой песни как что-то предосудительное. То, что пресса подняла непонятную волну из-за того, что в песне что-то не так, это их (журналистов. — РНЛ.) право»

«Почему все привязались к этой песне? Мы выбрали ее, потому что она шуточная и веселая. А вот кто там и что стал додумывать и сочинять, зачем мы это сделали, я не знаю. Песня написана давно, мы ее исполняли уже не в первый раз, поэтому говорить, что мы сделали это нарочно и специально, хотели якобы создать политическую инсинуацию, несправедливо и неверно! Публике наша песня понравилась, публика стоя аплодировала, хор не отпускали из зала», — заявил Беглецов в интервью изданию Znak.com.

В самом музейном комплексе «Исаакиевский собор», подразделением которого и является хор, заявили, что считают выбор песни об атомной бомбардировке США «неуместным». «Песня действительно была неуместна. Многим могло показаться, что песня не просто так исполнена, но мы не склонны политизировать ситуацию. Каждый хочет видеть то, что хочет видеть. Дирекция музея ждет разъяснений от руководителя коллектива», — заявил Znak.com пресс-секретарь музейного комплекса «Исаакиевский собор» Игорь Стахеев.

«В соответствии с должностными инструкциями художественный руководитель хора самостоятельно определяет готовность концертных программ, сам принимает решение об их публичном исполнении. Дирекции музея поступают программы концерта для ознакомления и согласования, однако та песня, которая была исполнена 23 февраля, не была заявлена в программе концерта. Руководитель хора [Владимир Беглецов] сам принял решение об ее исполнении на бис», — сообщил Стахеев. 

В свою очередь директор музея Исаакиевский собор Юрий Мудров, как сообщает «Новая газета», сказал следующее: «Мы заранее не знали, что прозвучит эта песня. Что им пришло в голову — ума не приложу, пока руководитель хора на связь со мной не вышел. Поймите меня правильно — мы не цензура и не следственные органы, мы не ограничиваем хор и его руководителя в том, что исполнять, а что нет. И я, и мои коллеги в музее — мы против того, чтобы в стенах собора звучали слова, призывающие к раздору, к войне, и мы сейчас в полном недоумении. Мне очень обидно, что хор, входящий в состав музейного коллектива, устроил такое действие, из-за чего о соборе и музее стали говорить в таком негативном контексте».

Ситуация прокомментировал в интервью ФАН и автор песни Андрей Козловский. «Я был не готов к исполнению именно этой песни в Исаакиевском соборе, да еще таким серьезным хором, — признался он. — Она же юмористическая, сатирическая, студенческая. Написана в 1980 году для военной кафедры». По его словам, эта песня в 1983 году прозвучала по «Би-би-си». «Правда, я огреб тогда за нее — представляете, что такое 1983 год и «Би-би-си»?!» — вспоминает Козловский. 

Он предположил, что исполнение его песни в соборе было шуткой, поэтому и воспринимать ситуацию нужно с юмором. «А если кто-то будет относиться всерьез, то это проблема не того, кто пошутил, а того, над кем пошутили», — считает он. «Я не расстроен, но и не рад. Но так много звонков у меня не было уже лет пять!» — восклицает Андрей Козловский. 

Руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова в интервью «Интерфаксу» заявила, что «хоровые выступления в Исаакиевском соборе происходят достаточно регулярно, и сам факт исполнения уместной для церковного пространства музыки никакого неприятия не вызывает. Но данный репертуар в исполнении достаточно известного коллектива, конечно, вызывает удивление».

Наталью Родоманову удивляет, что подобного рода репертуар в принципе мог прозвучать в День защитника Отечества, не говоря уже о том, что площадка для исполнения такого произведения выбрана «явно неуместно». «Все-таки Исаакиевский собор был главным собором Российской империи, и хор, который выступает на фоне царских врат с изображением Христа, Божьей Матери, святых, конечно, должен думать о звучащем в этом пространстве репертуаре»,  отмечает она.
 
«Нам кажется, что вкус явно изменил столь известному петербургскому коллективу, и мы весьма сожалеем о том, что такое событие состоялось в Петербурге, а тем более в Исаакиевском соборе», заявила руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии.

Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:

По поводу исполнения песни «На подводной лодочке» в Исаакиевском соборе могу сказать следующее. Руководитель хора Владимир Беглецов говорит, что это была шутка, импровизация, что к этому не надо относиться серьезно, что это проблема того, над кем пошутили и т.п. Я бы сказал, что большим людям, руководителям больших серьёзных хоров, не к лицу грех мелкой лжи. Потому что видно было, как хористы спели (надо отдать им должное, они блестящие исполнили) этот номер программы, перед ними был текст. Если это экспромт, то домашний экспромт, поэтому говорить о том, что это была импровизация, можно с таким же успехом, как считать импровизацией недавнее Послание Президента Федеральному Собранию.

Интересна фамилия художественного руководителя концертного хора Санкт-Петербурга — Беглецов. Как говорится, по имени твоему и житие твое. Чувствуется, что человек совершил доблестный прыжок в кусты и бежит от ответственности. Такие люди действуют по принципу — выпьем за то, чтобы у нас всё было, а нам за это ничего не было. Ничего ему за эту шутку, по-видимому, не будет. Потому что подобный героизм, скорее всего, согласован на самом верху, учитывая то, что пропаганда ядерной войны, пропаганда её возможности и даже её желательности идёт с самых верхов. И не столько российских, сколько американских. Это становится, к сожалению, общей мировой тенденцией.

Относительно самого содержания песни могу сказать следующее: если бы эта песня была спета в Морском клубе или на борту атомной подводной лодки-ракетоносца в рамках выступления клуба весёлых и находчивых или юмористического вечера, то ничего бы криминального не было.
 
Что стоит за этой пропагандой, до конца неведомо. Либо это отвлечение внимания общественности от чего-то важного, либо это ядерный шантаж современного общества с призывом — сидите тихо, а то на вас свалится бомба, либо нечто худшее, а именно, подготовка мозгов к мировому переустройству, прологом которого может стать ядерная война, уничтожение «лишних» едоков, уничтожение уродливых форм бытия, таких как современные мегаполисы, и перестройка мира на иных основаниях. Как говорится, тут Гитлеру уж нечего сказать. Учитывая то, с какой злобой, гордостью и каким начальственным безумием исполнены власть имущие, я подобного сценария не исключаю. 

С одной стороны, для вдумчивого аналитика такой сценарий может показаться фантастическим. Какая может быть война, тем более ядерная, если интересы мировых элит теснейшим образом переплетены?! Вплоть до того, что дочка пресс-секретаря Президента Российской Федерации Дмитрия Пескова Лиза Пескова служит референтом в Европарламенте. В то же время возвещается, что Евросоюз и НАТО — наши самые страшные враги. Ситуация анекдотическая. Вроде того, как если бы Василий Иосифович Сталин в 1941 году служил референтом в генштабе Люфтваффе. Но в нашем грешном мире всё возможно. Элиты действительно переплетены. Наши руководители, как и герои стихотворения Багрицкого, могут сказать:

Механики, чекисты, рыбоводы,
Я ваш товарищ, мы одной породы.

Но наступает момент, когда чекисты и рыбоводы освобождаются от своих товарищей. За примерами ходить далеко не надо. Это судьба того же Слободана Милошевича, который до определенного времени был вполне приемлем западными элитами, а потом вдруг перестал быть для них приемлем и кончил свои дни в Гааге. Или судьба Муаммара Каддафи, который до определенного времени был приемлем известными кругами Запада, был своим, а когда перестал быть своим для них, был зверски убит. 

Поэтому в нашем мире возможны самые зверские и самые фантастические сценарии, в том числе и ядерные. Подхихикивать над этим я бы не рекомендовал, тем более в Божием храме. Сказано: «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней». Есть место и время всякой вещи под солнцем. Навоз — радость для хозяина, если он на поле, и бесчинство, когда — на столе.
 
Шутка может быть приемлема в светской обстановке, но не в храме Божием, тем паче в храме, который связан двумя мировыми войнами. Первой мировой войной, 105-летие со дня начала которой в этом году мы будем отмечать. Ибо в Исаакиевском соборе служились молебны о даровании победы российскому оружию. Второй мировой и Великой Отечественной войной, ибо в подвалах Исаакиевского собора скрывались культурные сокровища Северной столицы и ее пригородов, а сам собор претерпевал и немецкие бомбы, и немецкие снаряды. Это место втройне священно для нас и как святыня, и как храм (отметим, как ежедневно действующий храм), и как памятник двух Отечественных войн. 

На мой взгляд, использовать Исаакиевский собор в качестве концертной площадки аморально. Пожалуйста, идите с этим в БКЗ «Октябрьский» (хотя и он стоит на церковном фундаменте) или в любой другой концертный зал. А храм, дорогие певуны, оставьте в покое, тем более для мелких провокаций, и не впутывайте в них Церковь, которая всегда молилась о мире и о защите священных рубежей нашего Отечества.

Источник: https://www.ruskline.ru/


<-назад в раздел

Русский календарь