28.02.2019
В частности, он заявил, что якобы эллинизм и Константинопольский Патриархат подверглись незаслуженному нападению и оскорблению со стороны неких агрессоров, под которыми, очевидно, подразумевается Русская Православная Церковь. Как иначе понимать следующие его слова, приводимые «Ромфеей»: «эллинизм и Вселенский патриархат встретились с сопротивлением в Православии»? «Мы остаемся на стороне Вселенского патриархата и мы не потерпим его унижения. В этом случае (Украины - ред.) также оказалось, что у эллинизма и Вселенского патриархата есть первенство в православии». «Мы хотим сохранить мир и единство Церкви. Но, как святогорцы, мы не допускаем, чтобы эллинизм и Вселенский патриархат были оскорблены кем-либо».
Если Константинопольскому патриарху и его единомышленникам из патриархата не хочется унижения, тогда не стоит совершать поступки, заслуживающие унижения. И если глава патриархата погрешает, то любовь к нему состоит не в том, чтобы утвердить его в ошибочном образе действий, а в том, чтобы отвратить от пути погибели и направить на путь истины. И если один видный представитель эллинизма погрешает, то эллинизму следует не приписывать на свой счет последствия его безумных действий, а самому пресечь безумие. В противном случае эллинизм становится сам повинен в том безумии, которое своими действиями поддержал. Так нас учат и Божеские законы, и элементарная человеческая справедливость.
<-назад в раздел
Глас оскорбленного эллинизма: Неожиданная для православной традиции позиции грекоязычных насельников Святой горы
11 февраля состоялось заседание священного Кинота Святой горы Афон, на котором обсуждался вопрос о т.н. «украинской автокефалии». Заседание происходило за закрытыми дверями. По его окончании одни из участников, который не назвал своего имени, рассказал греческому информационному агентству «Ромфея» о его ходе и итогах. По его словам, происходили горячие дебаты между представителями монастырей, которые признают и теми, кто не признает легализацию раскола Стамбулом. При этом источник «Ромфеи» обрисовал своему собеседнику известную всем ситуацию с неожиданной для православной традиции позиции, которую, очевидно, занимает не он один, а значительное число грекоязычных насельников Святой горы.
В частности, он заявил, что якобы эллинизм и Константинопольский Патриархат подверглись незаслуженному нападению и оскорблению со стороны неких агрессоров, под которыми, очевидно, подразумевается Русская Православная Церковь. Как иначе понимать следующие его слова, приводимые «Ромфеей»: «эллинизм и Вселенский патриархат встретились с сопротивлением в Православии»? «Мы остаемся на стороне Вселенского патриархата и мы не потерпим его унижения. В этом случае (Украины - ред.) также оказалось, что у эллинизма и Вселенского патриархата есть первенство в православии». «Мы хотим сохранить мир и единство Церкви. Но, как святогорцы, мы не допускаем, чтобы эллинизм и Вселенский патриархат были оскорблены кем-либо».
Поразительные высказывания. Здесь ключевыми являются слова «эллинизм» и «первенство эллинизма и Вселенского патриархата в Православии». Очевидно, что здесь под эллинизмом подразумевается греческий мир. Весьма показательно также, что данное понятие стоит на первом месте. Вселенский патриархат хвостиком следует за греческим миром, в непогрешимости учения и действий которого кто-то посмел усомниться. Какая-то совершенно сюрреалистичная картина. Что-то неладное творится в умах и сердцах некоторых грекоязычных святогорцев, забывших базовые нормы церковного учения.
Ни у кого нет никаких сомнений в том, что греческий мир имеет право на существование. Мы уважаем его церковные и государственные границы, а также законы внутреннего самоуправления. Мы любим византийских святых отцов, их жития и писания. Мы восторгаемся византийской иконописью и песнопениями. Мы познаем церковное законодательство по толкованиям великих визнатийских канонистов. Одним словом, мы благодарны православным византийцам, которые просветили нас светом Христовой веры. Однако мы вместе с великим греческим святым Марком Ефесским не одобряем греческих предателей, которые продали во Флоренции Православие за чечевичную похлебку дешевых папских обещаний. Вместе со великим греческим старцем Филофеем (Зервакосом) и святогорскими подвижниками мы осуждаем новостильное отступление Константинопольских патриархов от Православия. Мы не приемлем также изобретенную патриархом-масоном Мелетием (Метаксакисом) теорию «восточного папизма», согласно которой фанариотским патриархам якобы принадлежит какое-то первенство власти в Православии.
Согласно с Православной верой, принятой нами от великих Апостолов славянства греков по национальности Мефодия и Кирилла, мы принимаем. А то, что не согласно с ней, мы отвергаем, как ересь, от кого бы это ни исходило: от латинян, греков или же ангела с неба (Гал. 1, 8). И здесь греческий мир ни при чем.
Что касается первенства Вселенского патриарха, то, согласно 3-му правилу Второго Вселенского Собора он имеет лишь первенство чести. В пределах же других автокефальных Церквей, как это следует из 2-го правила того же Собора, а наипаче из 8-го правила Третьего Вселенского Собора, он не имеет никакого первенства власти и в случае Украины является обычным церковным преступником, нарушившим канонические правила, запрещающие распоряжаться епископам, в том числе предстоятелям Поместных Церквей в пределах другой Поместной Церкви.
Впрягшись без приглашения Московского Патриарха в церковные дела области, находящейся под его юрисдикцией, Стамбульский патриарх не просто оскорбил Русскую Церковь, а фактически развязал против нее церковную войну без объявления, как в свое время Гитлер против Советского Союза. Поэтому прежде Варфоломей оскорбил и ограбил Русскую Церковь, а потом уже Русская Церковь приняла в отношении его соответствующие меры. Когда агрессор получает сдачи, это обычное дело. Неужели он ждал, что в него в ответ полетят цветы и конфеты?
Если Константинопольскому патриарху и его единомышленникам из патриархата не хочется унижения, тогда не стоит совершать поступки, заслуживающие унижения. И если глава патриархата погрешает, то любовь к нему состоит не в том, чтобы утвердить его в ошибочном образе действий, а в том, чтобы отвратить от пути погибели и направить на путь истины. И если один видный представитель эллинизма погрешает, то эллинизму следует не приписывать на свой счет последствия его безумных действий, а самому пресечь безумие. В противном случае эллинизм становится сам повинен в том безумии, которое своими действиями поддержал. Так нас учат и Божеские законы, и элементарная человеческая справедливость.
Если же у некоторых святогорцев утратилось понимание того и другого, что следует из озвученных собеседником «Ромфеи» идей, высказанных на заседании Кинота, тогда мы являемся свидетелями их падения, серьезной духовной деградации, а также помрачения разума, который порождает чудовищные идеи.